Урок литературы в 4 классе на тему С. Бегалин «Ёж Есена» учителя начальных классов Катальниковой Евгении Васильевны

Литература, 4 класс

Северо-Казахстанская область
г. Петропавловск
средняя школа №40
Катальникова Е. В.
учитель начальных классов

Тема: С. Бегалин «Ёж Есена»

Задачи: 1. Познакомить учащихся с рассказом С. Бегалина «Ёж Есена».
2. Воспитывать бережное отношение к животным.
3. Развивать критическое мышление, познавательные навыки, речь,
умение аргументировать.

Оборудование: учебник, портрет С.Бегалина, рисунок ежа, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, будем читать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать и высказывать свое мнение.

II. Проверка домашнего задания.

1) Работа в (группах) парах.
У вас на столах лежат карточки, работаете в парах, обсуждаете и угадывайте какое произведение, кто герой, автор.

1. В нашем болотистом низменном крае,
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили. («Дед Мазай» Н. Некрасов)

2. Но вот что удивительно: этот герой, когда вырос, начал стрелять, но
настоящим охотником не сделался. («Перепелка» И. Тургенев)

3. Молодая, рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой,
очень похожа на лисицу. («Каштанка» А. Чехов)

4. Этот персонаж попросил выполнить необычную просьбу – привезти
ни злата, ни серебра, а такой цветочек, чтоб всему миру был известен.
(«Аленький цветочек» С. Аксаков)
5. Льдина почти поравнялась с Аглаей. Аглая, как была – в сапожках и
пальто скользнула с обрыва. Как я выбрался наверх, как вскарабкалась
туда Аглая, я не запомнил. («Как меня спасали» Ю. Сотник)

6. Это и был самый счастливый день моих зимних каникул. От сердца у
меня отлегло, и назавтра я сел за домашнее сочинение, я написал, что
самым счастливым днем был тот, когда я ходил в Третьяковскую
галерею. («Самый счастливый день» А. Алексин)

- Чем похожи герои этих произведений? (оказывали помощь другим)
- Можно назвать их добрыми, милосердными?
- Можно ли назвать добрыми людей, которые усыновили Касыма в рассказе
М. Ауэзова «Сирота»?
- Какими их можно назвать?
- Вам надо было написать свои впечатления о рассказе «Сирота».
Давайте послушаем некоторые сочинения.

2) Чтение нескольких работ ребят.

- Ребята, понравились ли сочинения?
- Чем понравились?
- Что посоветовали бы вы?

III. Изучение нового материала.

1) Сегодня мы прочитаем рассказ об одном мальчике, но с другой судьбой.
Но главным героем этого рассказа является животное, которое вы угадаете.

2) Игра «да, нет».
- Вы задаете вопросы о внешнем виде этого животного (уши, лапы, шерсть, хвост).
Я отвечаю да или нет.
- Попробуем угадать.

Вывешивается рисунок ежа.

3) Тема нашего урока: рассказ Сапаргали Бегалина «Ёж Есена» (с. 231)

4) Давайте познакомимся с автором этого рассказа Сапаргали Бегалиным.

5) С. Бегалин – тонкий знаток природы и быта казахского аула. Он знакомит своих читателей с жизнью их сверстников: это отважные, веселые, смышленые ребята, которые любят свою Родину, бережно относятся к окружающей природе, ухаживают за природой.
Таков мальчик из рассказа С Бегалина «Ёж Есена».
В литературной системе образов утвердилось представление о еже, как о колючем сердитом существе, который постоянно выпускает свои иголки и к которому трудно подступиться.

6) Составление ассоциаций к слову «ёж».
- Что вы знаете о еже?
- Какие ассоциации у вас возникают со словом ёж?

\ \ \ \ / / / /
Ё Ж
/ / / /\ \ \ \
- Сейчас прочитаете статью о еже, простым карандашом отметите абзацы
Знаю +
Не знаю –

Самостоятельное чтение статьи
- Что знали?
- Что не знали?

Итог: что знаем о еже?

7) В рассказе С. Бегалина еж оказывается ласковым, озорным, благодарным.

8) Чтение рассказа учителем.
- Понравился ли рассказ? Какое настроение вызывает?
- Как отблагодарил ёж за заботу?

9) Словарная работа

10) Чтение рассказа по абзацам (цепочка).

11)Физминутка для глаз.

12) Анализ произведения.
- Как еж оказался у Есена?
- Как вел себя сначала, потом, когда привык?
- Как Есен заботился о еже?
- Понравилось ли ежу в семье Есена? Прочитайте.
- Понравился ли ёж бабушке?
- Как она его называла?
- Где ребята готовились к экзаменам?
- Прочитайте описание беседки.
- Кого утром увидел Каби? Какие чувства испытал, прочитайте.
- Что решил предпринять?
- Рассмотрите иллюстрацию, какой момент? Кто изображен?
- Прочитайте отрывок, который соответствует рисунку?
- Какие эпитеты можно подобрать, чтобы описать змею?
Огромная
Страшная
Холодная
- Какие эпитеты можно подобрать, чтобы описать ежа?
Смелый
Решительный
Храбрый
- Что сказала бабушка после схватки?
- В каких словах заключается смысл этого рассказа?
- Как отблагодарил ёж за заботу?

13) Работа над композицией рассказа?
- Как называется построение художественного произведения? (композиция)
- Из каких частей она состоит?
1. завязка
2.развитие
3.кульминация
4.развяка
- С чего начинается рассказ?
- Как развиваются события дальше?
- Какой эпизод является кульминацией?
- Чем закончилось действие?
- Краткий пересказ рассказа.

14) Написание отзыва:
1. – Понравился ли рассказ?
- За кого переживали?
- Над чем заставил задуматься автор?

2. Написание отзыва. Используя опорные слова напишите отзыв:
Я прочитал рассказ
В нем говорится о
Основными героями являются
Особенно понравился эпизод
Главная мысль заключается в том .

15) Какие еще произведения вы знаете, где говорится о дружбе человека и животных?

16) – Прочитайте стихотворение поэта Мырза Али «Ёж» (с.208)
- Каким рисует поэт ежа?
- Почему мальчик сравнивается с ежом?
- В чем разница между ежом из рассказа С Бегалина и ежом из стихотворения?

17) Выразительное чтение. 2 – 3 человека.
- Кто читал лучше?

IV. Итог урока.
- Как называется рассказ, который читали?
- Кто автор?
- Какова главная мысль рассказа?
- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?

V. Рефлексия.

VI. Д/з, краткий пересказ текста. с.231
15