Рабочая программа по математике для 2 класса по учебнику по учебнику М. И. Моро


Муниципальное образовательное учреждение
«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Принято на заседании
методического объединения педагогического совета
учителей начальных классов Протокол № __ от «__» ____________ 2011г.
Введено в действие приказом
Протокол № __ от «__» ____________ 2011г. №___ от «__ » ______________ 2011г.
Руководитель МО ____________/ Е.В. Клёсова/ Директор школы __________ /О.В.Косилова/
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС __
(наименование учебного курса)
начальная ________
(ступень образования)
2011-2012 учебный год __________________
(срок реализации)
Составлена на основе примерной программы
программа по математике М. И. Моро
(наименование программы) (авторы программы)
АЛФЁРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА___ _ __ _________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Курский район д. В. Медведица 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана на основе авторской программы М. И. Моро в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Основные содержательные линии
Основу курса математики во 2 классе составляет изучение нумерации чисел в пределах 100.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и работой над их усвоением.
В рабочей программе предусматривается ознакомление учащихся с записью сложения и вычитания «столбиком» при рассмотрении более сложных случаев сложения и вычитания в пределах 100.
Особое внимание в программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Во 2 классе вводятся скобки, как знаки, указывающие на изменение порядка выполнения действий. Умение применять эти правила в практике вычислений внесено в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.Дети продолжают учиться анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения.
Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширить кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Содержание модульной программы по математике позволяет осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.
Цели обучения
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов.
Рабочая программа составлена по государственной программе «Математика» 2 класс по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
формировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений в пределах 100.
выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, квадрат их периметр и др.);
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки.
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.
формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи сложения и вычитания, внетабличные вычисления в пределах 100, умножения и деления на 2 и 3, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II КЛАСС (170 ч)
Числа от 1 до 100
Нумерация (20 ч)
      Новая счетная единица — десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.      Сравнение чисел.      Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.      Соотношения между ними.      Длина ломаной.      Периметр многоугольника.      Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.      Монеты (набор и размен).      Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.      Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Контрольная работа №1,№2.
Сложение и вычитание (90ч)
      Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.      Числовое выражение и его значение.      Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).      Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.      Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).      Проверка сложения и вычитания.      Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – b .      Уравнение. Решение уравнения.      Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.      Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.      Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.      Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание.
Контрольная работа №3, №4, №5, №6, №7.
Умножение и деление (50 ч)
      Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения · (точка) и деления : (две точки).      Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.      Переместительное свойство умножения.      Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.      Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них).      Периметр прямоугольника (квадрата).      Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Контрольная работа №8, №9, №10.
Итоговое повторение (10 ч)
К концу 2 класса обучащиеся должны знать:
название и последовательность чисел от 1 до 100;
название и обозначение действий умножения и деления;
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).
Обучащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
чертить отрезок заданной длины и измерять данный отрезок;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Состав учебно-методического комплекта по математике для 2 класса:
Моро М. И. Математика: Учебник для 2 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.: в 2 ч.
- Москва: Просвещение, 2010.
Моро М. И. Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 ч / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.
- Москва: Просвещение, 2010.
Бантова М. А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова.
- Москва: Просвещение, 2008.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС
№ урокаДАТА Тема урока Цели урока Основные понятия темы
планируемая фактическая 1 четверть - 45 часов. Числа от 1 до 100. Нумерация. 1-2. Числа от 1 до 20. Отработать навыки табличного сложения и вычитания. Научить считать десятки и единицы, записывать и читать числа от 21 до 99, с однозначными и двузначными числами. Познакомить с новыми единицами измерения длины – миллиметром и метром, стоимости – ценой, количеством, стоимостью.
3. Десяток. Счёт десятками до 100. Десяток
4. Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. 5. Поместное значение цифр. 6. Однозначные и двузначные числа. Однозначные, двузначные числа
7-8. Единица измерения длины – миллиметр. Миллиметр
9. Контрольная работа №1 (по тексту администрации). 10. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. Трёхзначное число
11. Метр. Таблица единиц длины.
Метр
12-13. Сложение и вычитание вида 35+5;
35-30; 35-5. 14. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. (32= 30+2). Сумма разрядных слагаемых
15-16. Единицы стоимости: рубль, копейка. Единицы стоимости
17-18. Закрепление по теме: «Нумерация». 19. Контрольная работа № 2. 20. Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Нумерация». Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
21-22. Обратные задачи. Познакомить с обратными задачами, с единицами времени – часом и минутой, с двумя способами нахождения длины ломаной. Учить решать выражения со скобками, сравнивать числовые выражения, находить периметр прямоугольника. Обратные задачи
23-24-25. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. 26. Час. Минута. Определение времени по часам. Час, минута
27-28. Длина ломаной. Ломаная
29. Закрепление изученного. 30. Порядок действий. Скобки. 31. Числовые выражения. Числовые выражения
32-33. Сравнение числовых выражений.
34-35. Периметр многоугольника. Периметр многоугольника
36-37. Свойства сложения. 38-40. Закрепление изученного. Решение задач. 41. Контрольная работа № 3. 42-45. Работа над ошибками. Закрепление изученного. 2 четверть – 35 часов
Сложение и вычитание (устные приёмы).
46-47. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. Познакомить с новыми устными приёмами сложения и вычитания. Учить решать буквенные выражения, уравнения. Устные приёмы сложения и вычитания
48-49. Приёмы вычислений для случаев вида 36+2; 36+20; 60+18. 50-51. Приёмы вычислений для случаев вида 36-2; 36-20. 52-53. Приёмы вычислений для случаев вида 26+4; 30-7. 54-55. Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. 56-58. Решение задач. 59-60. Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. 61-62. Приёмы вычислений для случаев вида 35-7. 63-64. Закрепление по теме: «Сложение и вычитание». 65. Контрольная работа № 4. 66-67. Работа над ошибками. Закрепление изученного. 68. Буквенные выражения. Буквенные выражения
69-70. Уравнение. Решение уравнений способом подбора. Уравнение
71-74. Закрепление изученного. 75. Контрольная работа № 5. 76-80. Работа над ошибками. Закрепление изученного. 3 четверть – 50 часов
Сложение и вычитание (письменные приёмы).
81. Письменный приём сложения вида 45+23. Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания.
Познакомить с прямым углом, с прямоугольником, со свойствами противоположных сторон прямоугольника, с квадратом.
Подготовить к умножению. Письменный приём
82. Письменный приём вычитания 57-26. 83. Проверка сложения и вычитания. 84-85. Закрепление изученного. 86. Прямой угол. Прямой угол
87-88. Закрепление изученного. Решение задач. 89. Письменный приём сложения вида 37+48. 90. Сложение вида 37+53. 91. Прямоугольник. Прямоугольник
92-93. Закрепление изученного. 94. Сложение вида 87+13. 95-96. Закрепление изученного. Решение задач. 97-98. Вычитание вида 40-8; 50-24. 99-100. Закрепление изученного. Решение задач. 101. Контрольная работа № 6. 102. Вычитание вида 52-24. 103-104. Закрепление изученного. Решение задач. 105. Подготовка к умножению. 106. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Противоположные стороны прямоугольника
107. Закрепление изученного. Подготовка к умножению. 108. Квадрат. Квадрат
109-110. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание (письменные приёмы)». Умножение и деление.
111. Конкретный смысл действия умножения. Познакомить с конкретным смыслом умножения и деления, с названием компонентов.
Научить находить периметр прямоугольника. Умножение
112-113. Закрепление изученного. 114-115. Приём умножения с помощью сложения. 116. Задачи на нахождение произведения.
117. Периметр прямоугольника. Периметр прямоугольника
118. Приёмы умножения единицы и нуля. 119. Названия компонентов результата умножения. 1-ый множитель, 2-ой множитель, произведение
120. Переместительное свойство умножения. 120-121. Закрепление изученного. Решение задач. 123-124. Конкретный смысл действия деления. Деление
125-126. Закрепление изученного по теме: «Умножение и деление».. 127. Название компонентов и результата деления. Делимое, делитель, частное
128. Контрольная работа № 7. 129-130. Работа над ошибками. Закрепление изученного. 4 четверть – 40 часов
131-132. Связь между компонентами и результатом умножения. Познакомить с таблицей умножения на 2 и на 3, соответствующими способами деления.
Научить решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. 133. Приёмы умножения и деления на 10.
134-135. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Цена, количество, стоимость
136-137. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. 138-140. Закрепление изученного. Решение задач. 141-142. Умножение и деление числа 2 и на 2. Таблица умножения
143-144. Приёмы умножения числа 2. 145-147. Деление на 2. 148-149. Закрепление. 150. Контрольная работа № 8.
151. Работа над ошибками. Закрепление изученного. 152-153. Умножение числа 3 и на 3. 154-156. Деление на 3. 157-158. Закрепление. 159. Контрольная работа №9 ( по тексту администрации).
160. Работа над ошибками. Закрепление изученного.
Повторение.
161. Повторение по теме: «Числа от 1 до 100 и число 0». «Числовые выражения». Повторить изученный материал. Совершенствовать вычислительные навыки. Закреплять умения решать задачи, уравнения. 162. Повторение по теме: «Числовые выражения». Числовые выражения
163. Повторение по теме: «Равенство. Неравенство». Равенство, неравенство
164. Повторение по темам: «Буквенные выражения», «Уравнение». Буквенное выражение
165-166. Повторение по теме: «Сложение и вычитание (устные приёмы)». Уравнение
167-168. Повторение по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания». 169. Повторение по теме: «Решение задач». 170. Итоговый урок.