Рабочая программа внеурочной деятельности «История народов Поволжья»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рекомендовано
МО классных руководителей МБУ школы №5


Протокол № от
Руководитель МО классных руководителей
________Ларионова Т.А.
«___»_______ 2015г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
________Селеш О.А.
«___»_______2015г.
Утверждаю
Директор МБУ школы № 5
____________ Шкатова Т.Ф.
«____»________2015г.



Рабочая программа
внеурочной деятельности
«История народов Поволжья»
(3 год обучения)
(34 часа)



Детское объединение ДиМО « Юный краевед»
Направление: духовно-нравственное
Тип: авторская
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7 класс (13-14 лет)

Автор: Л.Н.Вильдеватова





Тольятти 2015 г.
Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Поволжье–территория толерантности» представляет собой одну из моделей реализации программы «История народов Поволжья». Программа «Поволжье – территория толерантности» адресуется учащимся 7-х классов, которые изучали в 5- 6 классах курс «История народов Поволжья».
Актуальность программы - окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно – нормативной неопределенности. Рост социальной напряженности, утрата чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне, изменили отношения к общечеловеческим ценностям. Религиозная и национальная нетерпимость стали привычными явлениями для современного общества. В этой ситуации воспитание толерантности стало одной из задач современности.
Цель программы «Поволжье–территория толерантности» соответствует целевым установкам курсов «История народов Поволжья» для 5-6 классов. Он призван создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурной специфики народов Поволжья и уважении их духовных традиций, углубление представлений школьников об основах светской этики и религиозных культур: развитие у учащихся представления о Поволжье как центре духовной жизни России;
формирование ценностного отношения к культурному наследию, уважения к землякам – представителям разных культур;
формирование активной жизненной позиции, желание принять участие в социально-значимых акциях, ориентированных на поддержание духовных традиций Поволжья;
формирование представления об объектах духовного наследия (памятниках, зданиях, традициях) как источниках наших знаний о Поволжье, развитие визуальной и исследовательской культуры школьников, умения «считывать» информацию, заключенную в памятниках прошлого.

Общая характеристика курса
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
1. Принцип идентификации. Идентификация  устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть нравственную рефлексию личности, мораль способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других
2.Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
 обществоведческих дисциплин;
 произведений искусства;
  духовной культуры и фольклора народов России;
 истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
 жизненного опыта своих родителей и прародителей;
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Результаты освоения программы

личностные результаты:
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование потребности в нравственном совершенствовании;
воспитание доверия и уважения к культурам разных народов, толерантного отношения к представителям других национальностей и вероисповеданий;
самоидентификация – осознание себя волжанином, развитие чувства гордости за свой край;
осознание личной ответственности за сохранение культурно-исторического наследия Поволжья, его духовных традиций;
формирование познавательного интереса к истории и культуре родного края;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные результаты:
развитие познавательной деятельности школьников в гуманитарной сфере;
формирование умения работать с различными источниками информации (картами, справочниками, текстами, художественными произведениями и т.д.), развитие умения сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
развитие умения понимать символический язык искусства;
совершенствование коммуникативных умений – готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать его, давать личностную оценку поступков людей и произошедших событий.
предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Родина, нравственность, долг, честь, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
знание уникальности истории и культуры Поволжья, знание традиций народов Поволжья светских и религиозных), формирование представления о главных духовных центрах Поволжья (храмах различных вероисповеданий).


Содержание программы

Программа «Поволжье–территория толерантности» состоит из двух самостоятельных, но вместе с тем содержательно связанных друг с другом модулей.
Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом полугодии и связан с освоением информации о прошлом и настоящем родного края. Содержание этого блока в обобщенном виде позволит повторить и углубить представления о нашем крае основной краеведческой программы для 5 классов. Изучая указанный модуль, учащиеся приобретают начальные представления о природной, исторической и культурной уникальности Поволжья, знакомятся с особенностями жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения «законов» и «правил», принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности общества и развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями: названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи развития с момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия Поволжья раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим социальным ориентирам – «Родина», «семья», «история», «память».
Второй модуль («Поволжье–территория толерантности») реализуется во втором полугодии. Он предполагает расширение и углубление представлений об основах религиозных культур, полученных учащимися в 6 классе.
Данная программа нацелена не только на нравственное и духовное становление личности, но и на развитие у учащихся умения извлекать историко-культурологическую информацию из объектов материального мира, памятников, зданий, предметов и вещей, окружающих человека. В соответствие с этим, знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и религиозными традициями строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта Поволжья дает представление о размерах природных особенностях, специфике организации среды, важнейших для региона центрах.
В связи с этим в методике преподавания программы широко используется исследовательский метод, предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.


Модуль 1
« Край, в котором мы живем»
( 20 час.)
Вводный урок «Мы – волжане».
Понятие «Поволжье. Поволжье – один из крупнейших регионов России воспетый поэтами и художниками.
Тема 1. Визитная карточка Поволжья с богатой историей. Имя названия? Понятие «символ» края Устав Поволжья об официальных и неофициальных символах края Герб, флаг и гимн Поволжья. Где можно увидеть его официальные символы? Почтительное отношение к официальной символике как выражение уважения к прошлому и настоящему края Особенности природного ландшафта. Уникальность местоположения Поволжья на реке Известнейшие реки и место расположение, происхождение названия Известнейшие Поволжские общины месторасположение, происхождение названия Поволжье–многонациональный регион.
Особенности организации национальных общин Поволжья, их расположение, регулярность их деятельности. Известнейшие традиции общин их роль в жизни жителей Поволжья.
Тема 2. История основания общин события, в ходе которых возникли общины.
Общины в Поволжье, их деятельность, на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности развития языка образования национальной культуры. Их роль в общественной жизни населения. Опыт мирного совместного бытия народов Поволжья Правовая база деятельности этнических общественных обьединений Этнические общественные объединения как институты гражданского общества. Поволжье регион «открытый миру», вобравший в себя достижения различных культур. «Отголоски» различных культур в пространстве Поволжья Поволжье– культурный центр России. Учебные заведения, известнейшие театры, музеи, библиотеки, книгоиздательства и иные центры просвещения Поволжье – торговый и промышленный центр России. Памятники, напоминающие об этом- порт, заводы, вокзалы, торговые фирмы, банки, высшие учебные заведения, магазины.
Тема 3. Жители большого полиса. Современный вид Поволжья как результат творческой деятельности многих поколений. Умение трудиться – важное качество современного человека. Уважительное отношение к труду других людей – черта воспитанного человека. Особенности населения современного Поволжья - численность, состав. Миграция как главный источник увеличения численности населения Поволжья во все исторические времена. Поволжье–многонациональный регион, отражение многонационального состава в топонимике. Отношение к представителям разных национальностей в прошлом и сейчас. Что такое «уважение», и в чем оно проявляется?
Возможности большого района для самореализации. Необходимость соблюдения общих для всех нравственных правил и норм жизни всеми жителями Поволжья как залог стабильности общества и условие развития региона.
Легко ли жить в большом многонациональном крае? Современные проблемы (экологические, демографические, экономические, социальные и т.д.) и деятельность властей по их решению. Будущее Поволжья– в руках жителей. Участие населения в решении экологических и социальных вопросов. Традиционные экологические и благотворительные акции, в которых могут участвовать все, кто задумывается о будущем Поволжья.
Повторительно-обобщающий урок «Спешите делать добро».
Организация благотворительной предновогодней акции, адресованной переселенцам




Модуль 2
«Поволжье– территория толерантности»
(14час.)

Вводный урок «Традиция веротерпимости в Поволжье.
Поволжье, в котором проживают представители различных вероисповеданий. Храмы как отражение веротерпимости жителей.

Тема 1. Православное Поволжье. Понятия «христианство», «православие». Основы православной веры. Особенности повседневной жизни людей, исповедующих православие.
Православный храм и его роль в жизни верующих. Кафедральные соборы, приходские храмы, полковые храмы, храмы при учреждениях (учебных заведениях, больницах и пр.). Особенности устройства и оформления православного храма на примере одного из тольяттинских храмов. Символика православного храма.
Особенности поведения в православном храме. Православные праздники и особенности их проведения.
Тема 2. Мусульманское Поволжье. Понятия «ислам», «мусульмане». История мусульманских общин в крае. Основы ислама. Особенности повседневной жизни мусульман.
Мечеть и ее роль в жизни мусульман (место проведения коллективной молитвы, место празднования праздников, духовный и просветительский центр). Мечети региона. Устройство мечети и особенности оформления интерьеров (на примере мечети Тольятти). История создания мечети в городе. Особенности поведения в стенах мечети.
Мусульманские праздники (Курбан-Байрам, Ураза-байрам) и особенности их празднования в крае.
Тема 3. Традиции иудейской культуры в Поволжье Понятие «иудаизм». Иудеи в истории края.
Основы иудейской духовной культуры. Особенности повседневных традиций в иудаизме.
Синагога и ее роль в жизни верующих. История строительства синагоги. Особенности устройства и оформления синагоги. Символика синагоги.
Особенности поведения в стенах синагоги.
Главные иудейские праздники и особенности их празднования в Самаре.
Тема 4. Буддийский край. Понятие «буддизм». История развития буддизма в Поволжье. Основы буддизма. Особенности повседневных традиций людей, исповедующих буддизм.
Дацани, его роль в жизни верующих. История строительства дацана в Самаре. Особенности устройства буддийского храма (на примере дацана). Оформление интерьеров. Символика буддизма.
Особенности поведения в стенах буддийского храма.
Буддийские праздники: как их отмечают жители региона?
Тема 5. «Мы разные – но мы волжане».
Нравственные и этические нормы, объединяющие представителей всех вероисповеданий, проживающих в регионе. Необходимость уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии.
Повторительно-обобщающий урок
Защита творческих проектов и работ.

Форма и режим занятий:
Количество учебных часов в год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Часть занятий проводится аудиторно (в классе), часть – в пространстве в виде экскурсий и образовательных путешествий.
Результативность
Методы контроля и формы отчетности: создание учащимися портфолио, в которое входят выполненные тесты самопроверки и творческий проект итогового учебного продукта на тему «Поволжье – территория толерантности».





















Тематическое планирование курса по программе
«Поволжье–территория толерантности»


Название раздела Тема
Форма проведения занятий
Количество часов


Модуль 1: «Край, в котором мы живем» (20 час)

1
Вводный урок. Мы – волжане.
аудиторная
1ч.

2
Тема 1. Чем знаменито Поволжье. Визитная карточка Поволжья.
аудиторная
2ч.

3
Тема 2. Край с удивительной судьбой
аудиторная
2ч.

4
Тема 3. Жители Поволжья
аудиторная


5
Тема 4. Самарское областное татарское общество «Туган тел» (Родной язык)
аудиторная


6
Тема 5. Лига азербайджанцев Самарской области
аудиторная


7
Тема 7. Региональная общественная организация Украинский национально культурный центр «Промин» (Луч)_
аудиторная


8
Тема 8. Грузинский национальный культурный центр «Мамули» (Отечество)
аудиторная


9
Тема 9.Общественная организация «Курултай» (Конгресс) башкир
аудиторная
1ч.

10
Тема 10. Союз башкирской молодежи Самарской области «Юлдаш» (спутник)
аудиторная


11
Тема 11. Узбекский национально- культурный центр «Алишер Навои»
аудиторная


12
Тема 12 Центр белорусской культуры «Неман»
аудиторная


13
Тема 13 Региональная общественная организация Армянская община
аудиторная


14
Тема 14 Региональная общественная организация самарских цыган «Романо Центро»
аудиторная


15
Тема 15 Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (Благословение)
аудиторная


16
Тема 16. Спешите делать добро
внеаудиторная



Модуль 2: «Поволжье – край веротерпимости» (14 час.)

17
Вводный урок. Традиция веротерпимости в Поволжье
аудиторная
1ч.

18
Тема12. Поволжье Православное
внеаудиторная
2ч.

19
Тема13 Мусульманское Поволжье
внеаудиторная
2ч.

20
Тема14. Традиции иудейской культуры Поволжья
аудиторная
1ч.

21
Тема15. Буддийское Поволжье
аудиторная
1ч.

22
Тема16. Мы разные, но мы волжане
аудиторная
3ч.

23
Повторительно-обобщающие уроки. Защита творческих проектов и работ
Конкурс-смотр творческих проектов.
Творческий проект.
аудиторная
3ч.

224
Итоговая игра
Поволжье - территория толерантности
аудиторная




Итого
34




Методическое и информационное обеспечение

Учебники и учебные пособия к курсу
(фрагментарное использование):

1. Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Люб. Изд.
2. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. И др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл. – М., Просвещение, 2010г. ).
3. Селина Л. У., Учимся диалогу. Толерантность: обьединие и усилие. Семья и школа 2001г. № 11-12
4. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование 2001г. № 9, 2002г. №1
5. Риэрдон Б.Э. Толерантность дорога к миру. М. 2001г.
6. Абдулкаримов Г.Г. , Кленова Н.В. Воспитание толерантности.
7. Толерантность и культура межнационального общения. Учебно-методическое пособие.
8. Этнические общественные объединения Самарской области. Самара 2008г. Дом дружбы народов.

Интернет-ресурсы к курсу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Неформальные достопримечательности» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
История и культура ислама. Информационно-образовательный ресурс по материалам Государственного музея истории религии. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Vђ Заголовок 115