Доклад на конференцию Новые концептуальные подходы в системе образования в преддверие перехода на 12 летнее образование.

Доклад: «Новые концептуальные подходы в системе образования в преддверие перехода на 12 летнее обучение»

Педагог- это не только воспитатель-это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры. Я.Колас
        Определенная Концепцией 12-летнего среднего общего образования в РК модель личности - «образованная, творческая, компетентная, конкурентоспособная личность, способная жить в динамично развивающейся среде, готовая к максимальной самореализации в интересах общества и собственной жизни», конкретизируется общими целями элитарного образования, требуя формирования ясного понимания  самоценности образования, быть «человеком в культуре», обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
  Концептуальные положения реформирования системы общего среднего  образования ориентируют современную школу на формирование  личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться, самореализовываться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Все школы Казахстана готовятся к переходу на 12- летнее среднее образование. Поэтому в концепции 12- летнего среднего образования в Республике Казахстан главная цель формулируется как формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих индивидуальных  интересах, так и в интересах общества.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд, следующие: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности; каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Задачей педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самоценной образовательной деятельностью на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить данную задачу, можно, адаптировав классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика с его индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков. Школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. Глава государства в своем программном выступлении "Казахстан только вперед!" выделил основные направления дальнейшего развития Казахстана: "Это высокое качество жизни. Это конкурентоспособная экономика. Это политическая модернизация". Если не во всем, то во многом качество жизни человека, благополучие, процветание, конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал общества и в этом контексте образование важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи основа прогресса, устойчивости и безопасности страны. Концептуальные основы изменения содержания образования состоят в постепенном переходе от учебно-предметной  парадигмы, основанной на усвоении знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учетом особенностей личности.
Компетенция - социальный заказ к образовательной подготовке ученика, необходимой для его успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных требований.
Компетентность- это личностное качество ( или взаимосвязанных качеств личности), проявляющихся в способности к осуществлению деятельности на основе обладания соответствующей компетенцией.
Ключевые компетенции учащихся- ожидаемый результат образования -ценностно-ориентационная компетенция -общекультурная компетенция -когнитивная компетенция -информационно-технологическая компетенция -компетенция социального взаимодействия -коммуникативная компетенция -компетенция личностного саморазвития
Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования. Согласитесь, что во всей государственной образовательной политике главным остается личность человека. И поэтому приоритетная значимость должна отводиться формированию нравственно-духовного становления личности, развитию патриотизма у детей и подростков. Наши дети должны получать в стенах школы не только знания. Здоровые, образованные дети, с развитым чувством гражданственности мечта и основная надежда любого общества. Эффективное решение вопросов обеспечения организованного перехода на 12-летнее обучение требует консолидации усилий всего педагогического сообщества, от каждого из нас будет зависеть, насколько успешно будет реализовываться национальная политика Республики Казахстан в области образования в условиях перехода на 12- летнее среднее общее образование. Уважаемые коллеги! В заключение хотела бы отметить, что развитие экономики и качество жизни в стране напрямую зависит от системы профессионального образования.
Помните великий Абай говорил: "Хочешь быть богатым учись ремеслу".
Научи меня, Боже, любить Всем умом Тебя, всем помышленьем. Чтоб и душу Тебе посвятить, И всю жизнь с каждым сердца биеньем... Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою кровью, Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить.
15