Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании.


ГККП «ШКОЛА ИСКУССТВ АКИМАТА САРЫКОЛЬСКОГО РАЙОНА»
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании.


Подготовила доклад преподаватель по классу фортепиано ПОТАПОВА А.Ф.
Сарыколь 2015 г.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. 
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основываться на опыте других педагогов;
базироваться на развивающих методах обучения детей;
для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
использовать мотивации детей с тем, чтобы обеспечить детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
отражать региональные особенности и традиции.
Современный процесс образования осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия.
Необходимо исходить из самого понятия  цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.
Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие.
Цели достигают через решение задач. Задачи должны конкретизировать и раскрывать цели с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Традиционно  к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  формировать на учебном материале занятия.
Задачи развития обучающихся определяют, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.
 Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу, возможно, подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач и специфики с обучающимися педагог работает индивидуально или в малых группах. 
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
- Лекция — устное изложение какой-либо темы, с использованием ИКТ направленное на развитие творческой деятельности обучающихся.
- Дискуссия -  всестороннее обсуждение, рассмотрение спорного момента, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического мышления.
- Учебная игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и разнообразия; характеризуется моделированием условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
- Презентация предмета, явления, события, факта — описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека.
- Чаепитие — обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает и укрепляет взаимные отношения, раскрепощает.
- “Крепкий орешек” -   решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
- День добрых сюрпризов -   упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
- Конверт вопросов — свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
- Выпускной отчетный концерт – творческий отчет обучающихся, анализ прошедшего учебного года, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Имеется многообразный арсенал  методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса и контроля.
Рассмотрим классификации методов обучения.
Словесные (источником знания является устное или печатное слово)
Рассказ
Объяснение
Беседа
Дискуссия
Лекция
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)Метод демонстраций (демонстрация видеофильмов, презентаций и т.д.)
Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
Упражнения
Практическая работа. 
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия:
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение умений, навыков по образцу, а также использование упражнений творческого характера.
5. Закрепление пройденного материала.
6. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
В целом современный подход планирования учебного процесса в дополнительном образовании зависит от самого педагога. Ведь в современном обществе при инновационных технологиях современного ребенка необходимо увлечь, направить и помочь определиться возможно с выбором его будущей профессии.