Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании


Выступление Зубко Н.Н. на заседании методического совета № 2 (апрель 2016 года)Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании.
На сегодняшний день к системе дополнительного образования выдвигаются серьезные требования, заставляющие на качественном уровне применять современные подходы, принципы и формы планирования учебно-воспитательного процесса.
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитияличности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становленииличностиобучающегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: - иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детейприродныхзадатковиинтересов;- быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и посодержанию;- основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого - педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;- базироваться на развивающих методах обучения детей;для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическимизнаниями;- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;-основываться на социальном заказе общества;отражать региональные особенности и традиции.Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительнуюдеятельностьобучающихся.- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыкипубличныхвыступлений.- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядныепредставления.- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.развития.- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.Нетрадиционные формы организации деятельности детей.- Презентация предмета, явления, события, факта - описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлятьлюдямрадость.- Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружескойобстановке.- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Организация учебно-воспитательной работы в ОДО должна отвечать определенным принципам:
-развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-научной обоснованности и практической применимости (содержание должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дополнительного образования);
-соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию творческого и интеллектуального потенциалов;
-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дополнительного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.