Статья Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики, как средство повышения качества образования


Маслий О. В., учитель физики
Тайшетский район, Иркутская область
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики, как средство повышения качества образования
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.
При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети "очень различны по своим психологическим данным", выделяют следующие группы детей школьного возраста:
малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); их надо обучать по особой программе с особыми целями);
педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал;
дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме;
способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой;
одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе;
“Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона и, наконец, конкретный состав учащихся школы."Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.Система работы, используемая мной на уроках, представлена в виде схемы:Свою работу по технологии начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу учащихся на уроках, помочь им правильно выбрать уровень обучения.
Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. Для этого можно использовать Обязательный минимум содержания образования, опубликованный в брошюрах “Оценка качества выпускников основной школы” и “Оценка качества выпускников средней школы”, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Там же опубликованы требования к уровню подготовки учеников и образцы заданий для проверки уровня подготовки. На основании данного материала перечисляются и формулируются требования к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне.
Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.
Одновременно со списком, готовится тренировочный зачет по данной теме. Он включает в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен ребятами обязательный уровень требований. Например, по теме “Электростатика ” дети должны знать закон сохранения электрического заряда. Для проверки предлагается определить заряд, который приобретет первоначально нейтральный шар, при соприкосновении с таким же, но имеющим заряд 4 Кл.
Дополнительная часть теста проверяет усвоение учащимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов в тесте. Причем критерии оценки работы учащихся по бальной шкале обязательно приводятся в начале теста.
Для отработки учебного материала, подбираются задания из учебника и задачника, по которым ведется работа по физике, заранее подбираются домашние задания по теме, которые вместе с требованиями включаются в общую таблицу.Для совместной деятельности ученика и учителя по данной технологии желательно, чтобы каждый ученик имел у себя постоянно перед глазами и список, и тренировочный зачет. Таким образом, реализуется один из принципов технологии – открытость.
Готовится и картотека заданий для отработки обязательного уровня на уроках.Если для освоения некоторых вопросов недостаточно материала основного учебника, указывается для ученика книга, в которой он может данный материал отыскать.На основе списка, составляются требования к изучаемому материалу, которые используются при планировании цели и хода урока, отборе материала для отработки и закрепления.Перед началом работы учащиеся знакомятся с правилами работы со списком и тренировочным зачетом, осуществления промежуточного и тематического контролей, а также выставления отметки ученику за работу по данной теме.
После окончания подготовительной работы учитель переходит непосредственно к учебной деятельности.
На первом ее этапе осуществляется ввод учебного материала и первичный контроль. Для этого используется система диктантов по каждой теме, куда, кроме основных элементов требований, включаются понятия, величины, формулы, изученные на уроках. Не зная языка физики, нельзя научиться решать задачи и понимать явления. Слово “мед”, известно каждому, если построить с ним предложение, каждый поймет, о чем идет речь. Мы стараемся разговаривать с детьми на одном языке, а для этого необходимо знать язык физики: его основные определения, обозначения физических величин, их единицы измерения.
Следующим шагом в работе является отработка учащимися умения решать задачи. Здесь возможны два пути: 1) если ученики уже знакомились с данной темой при изучении физики на предыдущем этапе обучения, то сразу после отработки теории, учащиеся делятся на группы по уровням, а затем переходят к индивидуальной работе по решению задач; 2) если материал изучается учащимися впервые, то сначала учитель объясняет учащимся основные приемы (алгоритмы) решения задач, после чего происходит деление их на группы и индивидуальная работа.
При закреплении умения решать задачи по теме, на основном этапе урока обязательно выделяются задания трех уровней: 
1 уровень –  простейшие задания, на применение одной из основных формул; 
2 уровень – несложные задачи на применение нескольких формул по данной теме; 
3 уровень – задания, на применение знаний текущей и одной из предыдущих тем (иногда, олимпиадные задачи, задачи творческого характера). Учащиеся могут начинать решение задач с любого уровня, но учитель в начале работы объясняет, что если они не до конца поняли тему, если у них возникают трудности при решении задач, лучше начать с 1 уровня, а лишь затем перейти ко второму и третьему. Если решение задач первого уровня они могут объяснить сразу, после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня.
Каждый ученик выбирает уровень работы и индивидуально решает задачи. Он может обратиться за советом к ученику - консультанту данного уровня или к учителю. Он может сесть в группу с ребятами того же уровня и вместе с ними разобрать непонятную задачу.
По завершении этапа отработки умений решать задачи, проводится самостоятельная работа, по итогам которой выставляется отметка в журнал. В эту работу обязательно включаются задания трех уровней сложности и заранее учащиеся ставятся в известность о критериях оценивания данной работы.
В конце каждой темы, перед зачетом обязательно проводится урок обобщающего повторения. Такие уроки можно проводить, используя различные формы, например, групповую.
Ребятам можно дать на дом задания, выполнение которых они будут объяснять на уроке самостоятельно. После чего проводятся зачет и контрольная работа.
Зачет выполняется в тестовой форме на 2 и более варианта, причем его структура совпадает со структурой тренировочного зачета, но задания, проверяющие элементы знаний, уже другие.
Если зачет выполнен не очень удачно, ученики имеют право доработать тему самостоятельно и, ответив на вопросы учителя, или, выполнив задания учителя по тем элементам знаний, ответы на вопросы по которым, были даны первоначально не верно, могут получить более высокую отметку.
Последней пишется контрольная работа, задачи к которой подбираются, опять таки, с учетом обязательных требований к знаниям учащихся (задачи на три) и требований дополнительного уровня (на четыре и пять). Контрольная работа состоит из пяти заданий, первые три из которых относятся к задачам первого уровня сложности, четвертая - к задачам второго уровня сложности, пятая - к задачам третьего уровня сложности. Составляются четыре варианта заданий, и, соблюдая правило открытости и гласности, После проведения контрольной работы учащиеся разбирают и решают задачи, вызвавшие наибольшие трудности, делают работу над ошибками. По итогам выполнения заданий всех видов контроля выставляется отметка за тему.
Тематический контроль должны сдать обязательно все учащиеся. Даже если ребенок долго болел, он должен проработать тему и выполнить зачет и контрольную работу.
Четвертные и годовые отметки выставляются, с учетом только тематических отметок.Рост качества образования, рост интереса к предмету, создание комфортности на уроке, развитие общеучебных умений и навыков, в том числе умения учиться.“Ребенком осознается лишь то содержание воспринятого, которое выступает перед ним как объект, на который направлены его действия; лишь тот предмет, который является для человека целью его действий.