Рабочая программа Чтение 8 класс 8 вида



Пояснительная записка
В школе для умственно отсталых детей в старших (5-9) классах решаются те же задачи, что и в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- способствовать социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
В процессе изучения чтения у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;
- программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов «Русский (родной) язык» В.В.Воронковой;
- устав ГОАУ Школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннеее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Данная программа использована без изменений и дополнений.
К началу обучения в 8-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизучть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.
В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Проверка техники чтения показала, что понимают прочитанное 58%, остальные – частично. По слогам читает 1 ученик, 25% учащихся читают очень бегло, целыми словами, 67% читают словами и по слогам. Практически все при чтении допускают ошибки – в большей или меньшей стенени.
Анкетирование, проведенное в 7 классе, выявило наличие у учащихся следующих затруднений и проблем:
- не очень любят чиатать 33%;
- осознают, что не умеют читать бегло и без ошибок, 75%;
- испытывают затруднения при заучивании наизусть 33%;
- испытывают затруднения при пересказе текста 58%;
- испытывают затруднения с пониманием прочитанного (затрудняютя отвечать на вопросы по содержанию) 58%.
Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучаюищхся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
На обучение чтению в 8 классе отводится 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель).
Урок внеклассного чтения проводится 2 раз в учебную четверть.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля Содержание Методы
Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы. Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Проверка техники чтения.
На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 касса:
учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок
Содержание программы.
Устное народное творчество. Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века. Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей первой половины XX века. Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения русских писателей второй половины XX века. Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Уроки внеклассного чтения. Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду)
Список литературы
I. Для учащихся:
З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002.
II. Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.
4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.
5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
Календарно-тематическое планирование по чтению на 8-й класс
№ Тема урока Знания, умения Кол-во часов
Устное народное творчество. 1 Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки» Уметь высказать свое мнение, знать, что такое сказка 1
2 Сказка «Волшебное кольцо». Чтение Выразительное чтение 1
3 Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо» Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу 1
4 Пословицы и поговорки Знать, что такое пословица и поговорка; знать наиболее распространенные пословицы 1
5 Чтение статьи «Баллады». Баллада В.А.Жуковского «Светлана». Выразительное чтение, уметь выразить впеатления от прочитанного 1
6 В.А.Жуковский «Перчатка». Выразительное чтение, характеристика персонажа 1
7 И.З.Суриков «Нашла коса на камень» Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту, объяснение смысла названия 1
8 Чтение статьи «Былины». Уметь отличать былину от сказки, знать строение былины 1
9 Былина «Добрыня и Змей». Чтение. Выразительное чтение былины, ответы на вопросы по содержанию 1
10 Работа по содержанию былины «Добрыня и Змей». Выразительное чтение былины, характеристика героя 1
Произведения русских писателей XIX века. 11 Чтение статьи об А.С.Пушкине. Знать основные события жизни поэта 1
12 М.Я.Басина «Публичное испытание». Выразительное чтение, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, пересказ текста по плану 13 И.И.Пущин «Записки о Пушкине». Выразительное чтение текста, краткий пересказ 14 Стихотворение «Памятник» (отрывок). Выразительное стение стихотворения, определение главной мысли 15 «Во глубине сибирских руд…» Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли 16 «Зимнее утро» Вырзаительное чтение стихотворения, устное словесное рисование 17 «И.И.Пущину» Выразительное чтение стихотворения, рассуждение на тему дружбы 18 «19 октября 1827» Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли 19 «Няне», «На холмах Грузии…» Выразительное чтение стихотворений, определение тем каждого, уметь понимать чувства поэта 20 «Сожженное письмо», «Я вас любил…» Выразительное чтение стихов, рассуждение о любви 21 Чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» Выразительное чтение по ролям, ответы по содержанию сказки 22 Работа по содержанию «Сказки о попе…» Уметь выразить свое отношение к героям сказки, определить главную мысль 23 Повесть А.С.Пушкина «Метель». Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям 24 Статья о М.Ю.Лермонтове. Знать основные события жизни Лермонтова, уметь составить план по тексту 25 Отрывок из стихотворения «Смерть пота». Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли 26 «Родина». Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение чувств поэта 27 Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна». Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли 28 Отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича…». 1 часть. Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, устное словесное рисование, краткая передача содержания 29 2 часть «Песни про царя Ивана Васильевича…» Выразительное чтение текста, определение главной мысли, выражение своего отношения к героям 30 3 часть «Песни про царя Ивана Васильевича…» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика главного героя 31 Итоговый урок по «Песни про царя Ивана Васильевича…» Рассуждение о героях «Песни…», составление плана рассказа о герое 32 Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко. Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям 33 Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне. Знать основные события в жизни писателя, уметь составить план по тексту, ответить на вопросы о жизни писателя 34 «Волк на псарне». Выразительное чтение басни по ролям, ответы на вопросы по содержанию, определение морали 35 «Осёл и соловей». Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали 36 «Муха и пчела». Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали, уметь составить викторину по басням 37 Статья о Н.А.Некрасове. Знать основные события в жизни поэта, ответить на вопросы по биографии, определить основную тему сего творчества 38 «Размышления у парадного подъезда». Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование 39 «В полном разгаре страда деревенская…» Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение чувств поэта 40 Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Выразительное чтение стихотворения наизусть (4 строфы), характеристики героини по плану 41 «Русские женщины». Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме 42 И.С.Никитин. «Русь». Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, устное словесное рисование 43 «Утро на берегу озера». Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование, разделение стихотворения на смысловые части и озаглавливание 44 Стихи русских поэтов о зиме. Уметь работать в группе, выразительное читать стихотворение, анализировать его по плану 45 И.С.Тургенев. Биография. Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 46 Чтение и анализ1 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя по плану 47 Чтение и анализ 2 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, краткий пересказ описания собаки, выражение своего мнения о поступке героя 48
Чтение и анализ 3 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 49 Чтение и анализ 4 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 50 Чтение и анализ 5 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 51 Чтение и анализ 6 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 52 Чтение и анализ 7 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 53 Чтение и анализ 8 части повести «Муму». Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 54 Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева «Муму» Дописать изложение 55 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 56 Чтение и анализ 1 части рассказа «После бала» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 57 Чтение и анализ 2 части рассказа «После бала»
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 58 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию Произведения русских писателей 1-й половины XX века. 59. Жизнь и творчество А.П. Чехова Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 60 Рассказ «Лошадиная фамилия» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию 61. Инсценировка рассказа «Лошадиная фамилия» Развитие актерского мастерства, знание текста, умение импровизировать 62 Рассказ «Хирургия» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию 63 Рассказ «Толстый и тонкий» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию 64 Жизнь и творчество В.Г. Короленко Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 65 Чтение и анализ 1 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 66 Чтение и анализ 2 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 67 Чтение и анализ 3 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 68 Чтение и анализ 4 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 69 Чтение и анализ 5 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 70 Чтение и анализ 6 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 71 Чтение и анализ 7 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 72 Чтение и анализ 8 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 73 Чтение и анализ 9 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 74 Чтение и анализ 10 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 75 Чтение и анализ 11 части повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 76 Чтение и анализ эпилога повести «Слепой музыкант» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 77 Отзыв по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Самостоятельное выражение своего мнения 78 Жизнь и творчество М. Горького Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 79 Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 80 Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 81 Краткий пересказ рассказа «Макар Чудра» Умение кратко пересказывать рассказ 82 Жизнь и творчество С.А. Есенина Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 83 Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме, устное словесное рисование 84 Стихотворение «Пороша» Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме, устное словесное рисование 85 Стихотворение «Отговорила роща золотая» Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме, устное словесное рисование 86 Выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина Выразительное чтение наизусть 87 Жизнь и творчество А.П. Платонова Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 88 Сказка «Разноцветная бабочка» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 89 Пересказ содержания сказки А.П. Платонова «Разноцветная бабочка» Умение кратко пересказывать сказку 90 Жизнь и творчество А.Н. Толстого Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 91 Чтение и анализ 1 части рассказа «Русский характер» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 92 Чтение и анализ 2 части рассказа «Русский характер» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 93 Чтение и анализ 3 части рассказа «Русский характер» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 94 Пересказ истории Егора ДремоваУмение кратко пересказывать рассказ 95 Жизнь и творчество Н.А. Заболоцкого Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 96 Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девчонка» Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме, устное словесное рисование, Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
97 Жизнь и творчество К.Г. Паустовского Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 98 Чтение и анализ 1 части рассказа «Телеграмма» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 99 Чтение и анализ 2 части рассказа «Телеграмма» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 100 Чтение наизусть отрывка из рассказа «Телеграмма» Выразительное чтение наизусть 101 Жизнь и творчество Р.И. ФраерманаЗнать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 102 Чтение и анализ 1 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 103 Чтение и анализ 2 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 104 Чтение и анализ 3 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 105 Чтение и анализ 4 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 106 Чтение и анализ 5 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 107 Чтение и анализ 6 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 108 Чтение и анализ 7 части повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 109 Пересказ отрывка из повести «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Умение пересказывать отрывок из произведения 110 Жизнь и творчество Л.А. Кассиля Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 111 Чтение и анализ 1 части рассказа «Пекины Бутсы» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 112 Чтение и анализ 2 части рассказа «Пекины Бутсы» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 113 Чтение и анализ 3 части рассказа «Пекины Бутсы» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 114 Составление характеристики героя по плану Умение составлять характеристику по плану 115 Жизнь и творчество А.Т. Твардовского Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 116 Поэма «Василий Теркин» - лучшая поэма о войне Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 117 Чтение и анализ главы «Переправа» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 118 Чтение и анализ главы «Гармонь» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 120 Чтение и анализ главы «Кто стрелял?» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 121 Чтение и анализ главы «В наступлении» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 122 Чтение и анализ главы «Два бойца» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 123 Чтение наизусть отрывка из главы «Гармонь» Выразительное чтение наизусть 124 Жизнь и творчество В.М. Шукшина Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 125 Чтение и анализ 1 части рассказа «Гринька Малюгин» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 126 Чтение и анализ 2 части рассказа «Гринька Малюгин» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 127 Чтение и анализ 3 части рассказа «Гринька Малюгин» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 128 Составление характеристики героя по плану Умение составлять характеристику по плану 129 Жизнь и творчество В.П. Астафьева Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 130 Чтение и анализ главы из повести «Последний поклон» «Далекая и близкая сказка» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 131 Чтение и анализ главы из повести «Последний поклон» «Далекая и близкая сказка» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 132 Пересказ содержания отрывка по составленному плану Умение пересказывать отрывок из произведения по составленному плану 133 Жизнь и творчество Р.П. Погодина Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека 134 Чтение и анализ 1 и 2 частей рассказа «Алфред» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 135 Чтение и анализ 3 части рассказа «Алфред» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 136 Чтение и анализ 4 части рассказа «Алфред» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 137 Чтение и анализ 5 части рассказа «Алфред» Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего мнения 138 Краткий пересказ одной из частей рассказа Умение кратко пересказывать одну из глав произведения 139 Жизнь и творчество А.А. Суркова. Чтение и анализ стихотворения «Родина» Знать основные события в жизни поэта, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека. Умение анализировать стихотворный текст 140 Итоговый урок – викторина «По страницам изученных произведений»