Календарно-тематическое планирование по технологии (7 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования; -Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология.
Технический труд» (М.: МОИ, 2005);
-Сасова, И: А. Технология. 5-8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. -М.: Вентана-Граф, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю в I полугодии, 2 часа в неделю во II полугодии). В том числе:
- контрольных работ - 5;
- самостоятельных работ -21; -проектов - 1;
- исследований - 1;
- практических работ - 29;
- экскурсий - 2.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.
Учебно-методический комплект:
1. Гуревич, М. И. Технология. Технический труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова, Ф. Ю. Шарутика ; под ред. И. А. Сасовой. - М. :Вентана-Граф, 2008. - 144 с: ил.
2. Гоппе, Н. Н. Технология. Технический труд : 7 класс : Тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с: ил.
Дополнительная литература:
1. Борисов, К. Н.Что такое обрабатьгаающий центр? / К. Н. Борисов. - Л. : Детская литература, 1987. -130 с.
2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4-8 кл. / Ю. А. Боровков, С Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980.
3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 7 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту ; пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989.
4. Карабанов, И. Л. Трудовое обучение : учебник для 5-7 кл. общеобразовательной школы / И. А. Карабанов, Н. К. Щур, К. Г. Гулак. - Минск :Нар.асвета, 1992. - 271 с.
5. Коваленко, В. И. Объекты труда. 7 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. - М.: Просвещение, 1990.
6. Леонтьев, Д. П. Сделай сам / Д. П. Леонтьев, - Л.: Детская литература, 1978.- 110 с.
7. Маркуша, А. М. Книга для сыновей и для пап / А. М. Маркуша. - М. : Детская литература, 1990. - 176 с.
8. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины .книга для учащихся 5-8 кл. 13. В. Рихвк. - ? Просвещение. 1988.- 128с.. л-Г
9. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей тех ческого труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. -М.: Просвещение, 1984.
10. Спиридонов, И. Г. Слесарное дело : учеб.пособие для учащихся 7-8 классов / И. Г. С ридонов, Г. П. Буфетов, В. Г. Копелевич. - М.: Просвещение, 1985.-272 с.
11. Трудовое обучение: проб.учеб. пособие для 7 кл. сред. шк. / А. К. Бещенков, Е. В. сильченко, А. И. Ивановен др.] ; под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. - М.: Просвещние, 1990.-207 с.
12. Федотов, Г. Я Дарите людям красоту / Г. Я. Федотов. - М.: Просвещение, 1985. - 25
13. Энциклопедический словарь юного техника / сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. - ? Педагогика, 1980. - 512 с.
Внесенные изменения;
Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить в конце програм обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенции
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью к пьютера: слайд-лекций, программы обучения, игровые программы.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
• основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их кон
• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
• виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
• общее устройство слесарного верстака, основные правила пользования им при выполнении слесарных операций;
• назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться при выполнении соответствующих операций;
• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
• возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации
• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной груши
• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• составлять содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую техническую информацию;
• осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном,, токарном и фрезерном станках;
• выполнять шиповые столярные соединения;
• шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
• выявлять и использовать простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• деятельностной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкультурной;
• учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
• планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(7 класс)
Название Тема урока Кол-во Тип урока Элементы содержания Требования к уровню Элементы дополни- Домашнее Дата проведения 1
п/п раздела программы часов подготовки У У Д тельного содержания задание план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-2 Вводное заня- Урок оз- Содержание и организа- Знать: правила пове- Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Зависимость Учебник, Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений
(16 часов)
0 тие. Техноло- накомле- ция обучения техноло- дения и технику без- области с. 28-30. гические и де- 2 ния с но- гии в текущем году. Ор- опасности при выпол- применения ТТР, зада- коративные вым мате- ганизация рабочего мес- нении приемов труда; древесины ния № 6,9. свойства дре- риалом та. Ознакомление с ос- древесные материалы; от ее свойств. весины новными разделами физические и механи- Правила программы обучения. ческие свойства древе- сушки Демонстрация проектов, сины; о правилах опре- и хранения выполненных учащими- деления влажности древесины. ся 7-х классов в предшес- и плотности древеси- Угловые, Правила по- твующие годы. Правила ны; правила сушки серединные ведения и безопасной работы. и хранения древесины. и ящичные техника без- Строение древесины. Уметь: организовать шиповые опасности Характеристика основ- рабочее место; опреде- соединения, мастерской. ных пород древесины. лять свойства древеси- их элементы Основные физико- ны; плотность и влаж- и конструк- механические свойства ность древесины тивныеосо- записать древесины. Определение плотности, влажности древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. бенности. Современные технологические машины в тетрадь 1 2 3 4 . 5 6 7 8 9 10 н 12
Правила сушки и хранения древесины. Пр/р «Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов» и электрифицированные инструменты 3-4
Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины
2
Комбинированный урок Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шканцами, шурупами, нагелями. Склеивание деревянных деталей. Правила безопасной работы. Пр/р «Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин» Знать: виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины; инструменты для выполнения столярных соединений; виды клея для соединения деталей; последовательность сборки деталей шканцами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединения деревянных деталей шканцами, шурупами, нагелями Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 25-26, 33-39. ТТР,. задание № 12 (1.2).
. Привести альтернативные варианты способов соединения деталей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12
5-6
Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности
2
Комбинированный урок Этапы изготовления изделия из древесины с элементами шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипа и проушины. Использование инструментов: долото и стамеска. Пр/р «Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей; разметка и запаливание шипов и проушин; долбление гнезд и проушин долотом; подгонка соединяемых деталей стамесками ц напильниками; сборка шиповых соединений на клею» Знать: основные элементы шипового столярного соединения; инструменты для разметки и изготовления изделия; необходимость при долблении подкладной доски; основные правила безопасности. Уметь: выполнять технологические операции по изготовлению шипового столярного соединения; подбирать необходимый инструмент и приспособления; безопасно выполнять приемы труда Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 40-43. ТТР.зада- '. ние№12(3).
Подобрать и разметить бруски для соединения в половину толщины по заданию учителя 7-8 Графическое изображение соединений деталей на чертежах 1 Комбинированный урок Виды соединений. Разъемные и неразъемные соединения. Пр/р «Чертежразъемного и неразъемного соединения» Знать: виды соединений. Уметь: различать разъемные и неразъемные соединения, выполнять простейшие чертежи соединений Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Винтовые, резьбовые, шпоночные, штифтовые, сварные, заклепочные, Учебник, с. 35; рис. 23. ТТР, задания № 2, 3, 12(4). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п 12
клеевые соединения Сделать эскиз и сборочный чертеж одной и той же детали 9-10
Общие сведения о сборочных чертежах
2
Комбинированный урок Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической формы; конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины; виды, разрезы, сечения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах.
Пр/р «Определение видов, разрезов, сечений, которыми представлен сборочный чертеж» Знать: технологические понятия: чертеж детали, сборочный чертеж, графическое изображение деталей призматической й цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже; понятие сборочного чертежа. Уметь: определять виды, разрезы, сечения на данном сборочном чертеже Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 35,48-49. ТТР, задание № 12.
Сборочный чертеж. 11-12 Спецификация составных частей и материалов 2 Комбинированный урок Спецификация сборочного чертежа. Пр/р «Чтение сборочного чертежа по спецификации» Знать: что входит в состав спецификации; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Учебник, с. 27, 35. ТТР, задание № 3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п 12
на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховку сечений смежных деталей; спецификацию деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочный чертеж; деталировку сборочных чертежей. Уметь: составлять спецификацию и читать ее Составитьспецификацию изделия к сборочному чертежу, предложенному учителем по заданию № 3 ТТР 13-
14
Правила чтения сборочных чертежей
2
Комбинированный урок Порядок чтения сборочного чертежа. Пр/р «Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей» Знать: правила чтения чертежей.
Уметь: читать простейший сборочный чертеж; чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 35.
ТТР, задание № 3.
Сделать сборочный чертеж по предложенной учителем детали 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 п 12
15-16 Профессии, Урок Изготовление деталей Знать: породы деревь- Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, связанные система- на токарном станке для ев, наиболее подходя- с. 43-47, с созданием тизации обработки древесины. щие для точения на то- 50-53, изделий из дре- 2 знаний. Правила техники без- карномстанке по обра- 102-108. весины и дре- Экскурсия опасности при работе ботке древесины; по- ТТР, зада- весных мате- на токарном станке. следовательностьизго- ния № 10, риалов Традиционные виды де- товления изделия точе- 11,28(3). коративно-прикладного нием; правила безопас- Подгото- творчества и народных ной работы; основные вить ин- промыслов России. профессии мастеров формацию Основные профессии декоративно-приклад- о традици- мастеров по созданию ного творчества. онныхви- изделий из древесины Уметь: подбирать дах декора- и учебные заведения материалы и необходи- тивно-при- по их подготовке. мые режущие инстру- кладного По элементам социально- менты для точения творчества го опыта: культурные на токарном станке; народов традиции родного края размечать заготовки; России и их отражение в деко- точить детали на стан- ративно-прикладном ис- ке; контролировать ка- кусстве. чество выполняемой Пр/р «Изготовление работы; безопасно вы- изделий декоративно- полнять основные при- прикладного назначения емы работы; находить с использованием тех- информацию о профес- нологий художествен- сиях декоративно-при- ной обработки мате- кладного творчества риалов» 17-
18
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей
(16 часов) Металлы и сплавы, их механические свойства
2
Урок ознакомления с новым материалом Стали: классификация, свойства, применение, маркировка сталей. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов.
Пр/р «Определение физических и технологических свойств металлов» Знать: виды сталей; их маркировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки. Уметь: выполнять операции термообработки стали; определять свойства стали Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Особенности изготовления изделий из пластмасс. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже Учебник, с. 55-57. ТТР, зада-ния№ 18, 19.
В зависимости от свойств стали объяснить ее применение в предметах промышленного и бытового назначения 19-
20
Токарно-винторезный станок ТВ-7: устройство, назначение, приемы работы
2
Комбинированный урок Современные технологические машины. Токарный и фрезерный станки по обработке металла. Фрезерные работы. Основные технические характеристики станков ТВ-7 и НГФ-1100Ш4. Основные технические характеристики токарно-винторезного станка ТВ-7. Правила техники безопасности. * Знать: назначение и устройство станков ТВ-7,НГФ-1100Ш4; инструменты и приспособления для выполнения токарных и фрезерных работ; что такое главное движение и движение подачи; правила безопасности при выполнении токарных и фрезерных работ; что называют переда- Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 57-69, 95-102. ТТР, задания № 20, 24, 25.
Изобразить в рабочей тетради кинематическую схему одной из частей стан- 1 2 3 4 5 6 7 N 8 9 10 и 12
- * Пр/р «Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов» >
точным отношением механической подачи; что такое ведущее и ведомое звено передачи. Уметь: организовать рабочее место; устанавливать деталь, резец и фрезу, выполнять простейшие виды точения ка (по указанию учителя) 21-
22
Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке ТВ-7
2
Комбинированный урок Обработка металлов на токарно-винторезном станке. Основные токарные операции. Точность обработки и качество поверхности деталей. Параметры режима резания при точении. Приемы работы на токарно-винторезном станке. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. ' Пр/р «Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания» Знать: основные режимы точения; последовательность действий при обработке наружной цилиндрической поверхности. Уметь: выбирать режим резания; закреплять заготовку; изготавливать детали цилиндрической формы; проводить визуальный и инструментальный контроль выполнения изделия Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 57-60, 64-67. ТТР, задание №21.
Виды механических передач, применяемых в токарном станке; зарисовать в рабочую тетрадь, уметь объяснить назначение и принцип действия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 н 12
23-
24
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке ТВ-7
2
Комбинированный урок Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда. Пр/р «Черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали» Знать: виды и назначение токарных резцов; их основные элементы; приемы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества. Уметь: подбирать режущие инструменты и приспособления; готовить их к работе; выполнять черновое и чистовое точение; безопасно выполнять приемы труда Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 59,65-67. ТТР, задания № 15, 21.
Рассмотреть несколько видов токарных резцов, определить их вид и назначение, измерить углы резания и записать результаты в рабочую тетрадь 25-
26
Виды соединений и их классификация
2
Урок ознакомления с новым материалом Резьбовое соединение (болтовое, шпилечное, винтовое - винтом с полукруглой головкой, установочным' винтом) и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений.
Пр/р «Типовые детали резьбовых соединений» Знать: основные виды соединения деталей; классификация соединений в зависимости от используемого элемента крепления. Уметь: классифицировать виды соединений; читать соединения на чертежах и кинематических схемах Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 69-77.
Привести примеры использования резьбовых соединений. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п 12
27-
28
Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах
2
Комбинированный урок
» Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Конструктивные элементы деталей с элементами резьбы и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Технологическая карта изготовления изделия. Пр/р «Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия при помощи резьбовых соединений по чертежу и технологической карте» Знать: условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных с элементами резьбовых соединений. Уметь: читать и детализовать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести деталей с элементами резьбовых соединений ;составлять технологическую карту изготовления деталей с элементами резьбы Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник,
с. 70-71,
78, 83-91.
Сделать
чертеж
резьбового
соединения:
а) при помощи болта;
б) с использованием шпильки 29-30 Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях ив отверстиях 2 Комбинированный урок Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Метрическая резьба. Правила безопасной работы при нарезании резьбы. Пр/р «Изготовление резьбовых соединений: Знать: назначение и виды резьбы; инструмент и приспособления для нарезания резьбы; допуски размеров диаметра (в мм) по таблице для нарезания наружной и внутренней резьбы. Регулятивные
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Учебник, с. 72-77. ТТР, задание № 22. Зарисовать основные элементы метчика. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12
- определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками» Уметь: выполнять простейшие виды операций по нарезанию наружной и внутренней резьбы, подбирать диаметр (в мм) сверла и стержня для нарезания резьбы; проводить визуальный и инструментальный контроль качества работ Перечертить в рабочую тетрадь таблицы определения нарезания наружной и внутренней резьбы
V 31-
32
Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс
2
Угюк систематизации изученного материала. Экскурсия Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Художественная обработка металла (тиснение по фольге, ажурная скульптура). Виды и свойства фольги, инструмент и приспособления для ее обработки. Последовательность выполнения операций. Правила тех- ^ ники безопасности. Пр/р «Защитная и декоративная отделка изделия» Знать: основные промыслы ДПТ по изготовлению изделий из металлов; виды и свойства материалов; инструменты и приспособления для тиснения и ажурной обработки металла; уровень развития своих профессиональных важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры; значение правильного самоопределения для личности и общества; учебные заведения по подготовке специалистов по обработке металлов и пластмасс. Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Конспект. ТТР, задания №4, 28.
Найти примеры традиционных видов деко-ративно-прикладно-го творчества изделий из металлов 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 п 12
- • Уметь: находить информацию о ДПТ промыслов по изготовлению изделий из металла и пластмасс; готовить инструменты и материал; подбирать рисунок; выполнять приемы тиснения по фольге и изготовления проволочных скульптур; осуществлять самоанализ развития своей личности; проводить профессио-графический анализ и соотносить требования профессий к личным достижениям человека 33-'
34
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 часа) Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах
2
Урок систематизации знаний и умений Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Пр/р «Чтение схем механических, автоматических устройств»
? Знать: условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Уметь: читать чертежи и эскизы устройств автоматического регулирования температуры и уровня воды Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Выбор схемы автоматического устройства. Разработка конструкции модели Конспект. Привести примеры автоматических устройств.
Представить схему, объяснить принцип действия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12
35-36 Механические Урок оз- Электромеханические Знать: виды и принцип Конспект. автоматические устройства температуры и уровня воды
2
накомления с новым материалом автоматические устройства. Терморегуляторы. Гидрорегуляторы. Правила безопасной эксплуатации и уход за автоматическими и механическими устройствами. Пр/р «Сборка и испытание модели» работы простейших механических автоматических устройств регулирования температуры и уровня воды; правила безопасной их эксплуатации.
Уметь: разрабатывать устройства автоматического регулирования температуры и уровня воды Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Разработать автоматическое устройство регулирования уровня воды 37 Принципы ра- 1 Урок вве- Схема квартирнойэлект- Знать: устройство, на- Работа счет- Конспект. боты и спосо- дения но- ропроводки. Подключе- значение и принцип ра- чикаэлек- Нарисовать бы подключе- выхзна- ние бытовых приемни- боты плавких и автома- трической схему квар- ния плавких ний ков электрическойэнер- тических предохрани- энергии. тирной и автоматиче- гии. Возможность одно- телей. Виды и на- электро- ских предохра- временного включения Уметь: собирать про- значение ав- проводки нителей нескольких бытовых стейшие эл. цепи, со- томатиче- приборов в сеть с учетом стоящие из источника ских уст- их мощности.' Правила тока, нагрузки и предо- ройств. Эле- техники безопасности. хранителей; подбирать менты авто- Пр/р «Сборка модели необходимый вид пре- матики бы- квартирной проводки дохранителей в зави- товых элект- с использованием типо- симости от мощности ротехниче- вых аппаратов комму- потребителей; безопас- ских устрой- тации и защиты» но выполнять приемы труда ств 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12
38-
39
Способы определения расхода и стоимости электрической энергии
2
Комбинированный урок Конструкция и принцип действия электросчетчика.
Пр/р «Расчет потребляемой электроэнергии по счетчику» Знать: пути экономии электроэнергии; устройство и принцип действия электросчетчика.
Уметь: производить расчет используемой электроэнергии Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Конспект.
Определить стоимость электроэнергии по счетчику 40-
41
Понятие об автоматическом контроле и регулировании
2
Комбинированный урок Пути экономии электрической энергии. Простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Пр/р «Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации при достижении максимального уровня окидко-сти или температуры» Знать: основные элементы конструкции автоматического устройства; принцип действия автоматической системы.
Уметь: находить и использовать информацию об автоматических устройствах; конструировать, моделировать системы автоматики Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Конспект.
Привести примеры экономии электроэнергии 42-43 Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием 2 Урок систематизации новых знаний и умений Особенности и требования к профессиям электромонтера, электромеханика, инженера-электромеханика. Учебные заведения по подготовке Знать: элементную базу автоматики и цифровой электроники; профессии, связанные с электронными технологиями. Регулятивные
Познавательные Конспект. Найти информацию об учебных заведениях . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12
электротехнических и электронных устройств
специалистов обслуживания электротехнических и электронных устройств.
Пр/р «Профессиограмма и психограмма профессий обслуживания электротехнических устройств» Уметь: производить измерения тока, напряжения, сопротивления; читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регулировать простейшие электронные устройства Подготовке специалистов по обслуживанию электротехнических устройств. 44 Эстетика и экология жилища (4 часа) Понятие об экологии жилища 1 Урок ознакомления с новым материалом Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Интерьер жилых помещений. Функциональное назначение прихожей. Роль освещения в интерьере. Пр/р «Разработка плана размещения осветительных и бытовых приборов» Знать: представление о пользовании отоплением, газом, бытовыми приборами. Уметь: вносить предложения по совершенствованию экологии жилища; выполнять простейшие работы по выращиванию комнатных растений Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском домах. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Способы определения места расположения скрытой электропроводки Учебник, с. 118-121. ТТР, задание № 32. Разработать интерьер жилого помещения с учетом естественного освещения квартиры 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 и 12
45 Экономика домашнего хозяйства 1 Комбинированный урок Бюджет семьи. Экономика. Организация трудовой (хозяйственной) деятельности в семье. Ресурсы. Экономические показатели. Пр/р «Составление бюджета семьи на один месяц» Знать: цели и задачи домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей. Уметь: анализировать, семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи; анализировать рекламу потребительских товаров; выдвигать деловые идеи Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельност Учебник, с. 122-135. ТТР, задание № 33. Составить перечень товаров и услуг, которые могут быть произведены: а) учащимися; б) в условиях семьи 46-
47
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи
2
Урок систематизации новых знаний и умений Реклама бытовой техники. Каталог бытовой техники, прайс-листы. Гигиенические требования к приборам бытового назначения. Наружная реклама, интернет-магазины. Рекламные справочники по товарамИуслугам.
Пр/р «Подбор бытовой техники по рекламным проспектам» Знать: требования формирования запросов к современной бытовой технике на основе рекламной информации. Уметь: выдвигать требования, на основании которых можно судить о степени совершенства современной бытовой техники Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Конспект. ТТР, задания №34-36
Интернет магазин. 1 2 з __, 4 5 6 7 8 9 10 и 12
48-
49
Твая, проектная деятельность (21 час) Эвристические методы поиска новых решений
2
Урок ознакомления с новым материалом. Исследование Требования к проектированию изделий. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Разработка бизнес-плана. Методы конструирования.
Пр/р «Определение последовательности выполнения проекта» Знать: основные требования к проектированию изделий; понятие технической задачи; методы конструирования; последовательность выполнения проектного задания; технику выполнения проекта.
Уметь: находить и использовать при проектировании новую информацию; анализировать свойства объекта Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда Учебник, с. 20-21, 110.
ТТР, задания № 1,5, 8(2), 13,16.
Используя метод конструирования, предложить вариант усовершенствования изделия промышленного производства 50-
51
Выбор тем проектов
2
Комбинированный урок Первоначальные идеи. История проекта. Выбор и обоснование темы проекта на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Анализ рынка и собственных возможностей проектного задания. Пр/р «Формулирование Знать: методы поиска информации об изделии и материалах; критерии определения потребности в изделии; понятие технического творчества как вида технологии; последовательность информационного поиска и источ- Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 22,112. ТТР, задания № 7, 8, 17,28.
Предложить свое изделие на примере проекта, приве- 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 и 12
• требований к изделию и критериев их выполнения» ники информации о проекте. Уметь: обосновать идею проектного задания на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия денного в учебнике («Струбцина столярная») 52-
53
История проекта
2
Комбинированный урок История возникновения проекта на основе потребностей человека. Развитие и преобразование изделия с учетом использования современных материалов и способа производства. Взаимоотношения, в которых находятся проектируемые изделия и потребности общества, человека Знать: почему при проектировании изделий следует создавать исторический ряд его развития; какой смысл вкладывают в понятия «дизайн окружающей среды» и «ансамбль современных предметов». Уметь: проводить анализ исторического ряда изделий; приводить примеры преобразования изделия с учетом потребностей человека Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Подготовить информацию и привести примеры исторического ряда проектируемого изделия
Конспект. 54-
55
Альтернативные варианты проекта
2
Комбинированный урок Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Обоснование выбора варианта изделия в зависимости от собственных возможностей при изготовлении изделия. Знать: требования к разработке эскизного варианта изделия; функции технического объекта и его элементов. Уметь: разрабатывать элементы технического задания и эскизного Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 23-26, 111-113. ТТР, задания №8,
14, 17(2), 29. Привести пример 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п 12 Пр/р «Конструирование и дизайн-проектирование изделия» проекта нового технического решения изделия, отвечающего требованиям безопасности и экологич-ности. Обосновать свой выбор 56-
57
Выбор инструмента, оборудования и материалов
2
Комбинированный урок Подготовка конструкторской и технологической документации с использованием компьютера. Обоснование выбора инструмента, оборудования, материалов, способа крепления деталей, вида отделки изделия. Технологическая карта изделия. Пр/р «Составление технологической карты изделия» Знать: критерии выбора инструмента, оборудования и материалов для выполнения проектного задания; правила составления гра-, фической и технологической документации проекта.
Уметь: провести анализ выбора инструмента, оборудования и материалов; определить их функции, структуру, сформулировать требования; найти преимущества и недостатки Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 4-3, 114-116. ТТР^ заданиях» 9(3), 12,14,23.
Обосновать свой выбор инструмента, оборудования и материалов в проекте 58 Конструкторская и технологическая документация проекта 1 Комбинированный урок Конструкторские документы (чертеж общего вида, схема, инструкция). Пр/р «Разработка конструкции изделия» Знать: состав конструкторской и технологической документации; какие задачи решают при конструиро- Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные Сделать эскиз и чертеж изделия. 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 п 12
вании изделия; в какой последовательности выполняют чертежи деталей и изделий. Уметь: составлять и читать конструкторскую и технологическую документацию; проектировать конструктивные элементы деталей и изделий ТТР, задание № 26 59-
60
61
62
63
64
65 Изготовление изделия
Правила техники безопасности.
Подготовка материалов.
Подготовка инструментов.
Изготовление
Сборка.
Отделка изделия. 1
1
1
1
1
1
1 Комбинированный урок Изготовление деталей проектного задания. Сборка и отделка изделия. Визуальный й инструментальный контроль качества изготовления изделия. Правила техники безопасности при выполнении работ. Пр/р «Изготовление деталей, подгонка и сборка отдельных деталей изделия; отделка изделия» ' Знать: технологию изготовления, соединения отдельных деталей изделия; виды отделки, контроля изделия из древесины и металлов; безопасные приемы труда-
Уметь: изготавливать простые детали и изделия из древесины и металлов; подбирать необходимый инструмент, оборудование и материал; проводить визуальный и инструментальный контроль качества изделия; безопасно выполнять приемы труда Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности - Учебник, с. 33-53, 106-107. ' ТТР,
Технология изготовления
Сборка и отделка
Подбирать
инструмен-
ты.
Качества изделия
Безопасно
выполнять
работу.
Качества. 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 И 12
66-
67 Экономическое и экологическое обоснование проекта
Проект. 1
1 Комбинированный урок Расчет себестоимости изделия. Экономические расходы.
Экологическое обоснование проекта. Пр/р «Расчет себестоимости изделия» Знать: основные критерии расчета себестоимости изделия. Уметь: производить экономический расчет себестоимости изделия Регулятивные (планирование, прогнозирование);
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации по вопросам познавательно-трудовой деятельности Учебник, с. 91, 106-107. ТТР, задание № 27.
Выполнить расчет себестоимости своего проекта. Сделать его экологическое обоснование ' V. ' 68 Оценка изделия 1 Урок систематизации полученных знаний Оценка проектирования. Презентация проекта. Подготовка рекламного объявления Знать: основные критерии защиты проектного задания. Уметь: представить к защите оформленный проект; провести защиту и оценку проекта; продемонстрировать проект Защита проекта Учебник, с. 92-94, 117.
ТТР, задание №31 ч;