Доклад : «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения на уроках спецдисциплин».



Доклад : «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения на уроках спецдисциплин».
1.Задачи и функции педагогической технологии.
2.История вопроса. Сущность педагогической технологии, предмет, специфика.
3.Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем обучения.
4.Вывод.
Обновление школ, лицеев возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.
На сегодня ученые- дидактики и учителя- новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на уроке; технологический процесс поэтапного формирования умственных действий; основные технологические приемы укрепления дидактических единиц усвоения математического учебного материала; опорные листы; комментированное управление учебным процессом; технологические опорные моменты процесса обучения творчеству; знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного материала, многократное повторение по-разному организованного материала, разностороннее развитие личности учащегося, постоянный контроль учителя за работой ученика и индивидуальный подход. Уроки истории весьма поучительны. Чтобы многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий.
Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов. Первые педагоги- технологи были , по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.
Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский(1592-1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии- гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной».
«Для дидактической машины, - писал он, - необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели;2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей;3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль « цель -средства- правила их использования-конечный результат» составляет ядро любой технологии. Коменский стремился также найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов» со временем Коменского в педагогике предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм.
На протяжении 20 века делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. В середине 1950-х годов эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения- компьютеров, радио и других.
В 1960-е годы вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У.Шрамма: « Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляют путем сообщения результата, результате чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения». Академик В.В. Давыдов отмечал: «Использование компьютеров в программированном обучении приводило к формированию учащихся лишь узкие знания и навыки исполнительного характера и не способствовало их переносу в новые ситуации, развитию творческого мышления». Необходимо было взять ценное из опыта программированного обучения и рационально его использовать.
В 1970-80-е годы педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО. Системный подход в преподавании позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии.
В философский словарь предлагает следующее определение технологии: «Набор и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе. Долгое время считалось, что к педагогике термин «технология» не «работает», так как характеризует процессы, происходящее в промышленном производстве. Но «технологизировать» можно любую человеческую деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности осуществления. В связи с этим термин «педагогическая технология» правомерна и справедлива. Ниже приведены определения этого термина различными авторами.

Педагогическая технология- направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов. А также посредством оценки применяемых методов». (М.В.Кларин)
Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев)
С помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса; педагогическая технология предлагает структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося; в технологии целенаправленное образование- центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах : первый- диагностическое цел образование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй- развитие личности в целом; принцип целостности- разработка и практическая реализация педагогической технологии.(Беспалько)
Педагогическая технология- представляет собой внедрение в педагогику системного подхода. (Т.Сакамого)
Педагогическая технология- это конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания.
Прямыми задачами Лихачев считал:
Отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;
Отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
Обучение действия с технологическим инструментарием;
Развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
Воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и труда.
Педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента- системный анализ. Она как бы переводит общие теоретические основы обучения, которые в виде принципов и закономерностей формулирует общая дидактика, в систему норм и указаний, как именно надо проектировать педагогические системы и осуществлять на практике эффективные дидактические процессы в тех или иных условиях.
Следует согласиться с тем, что педагогическая технология- это направление в педагогике, имеющее, по словам Беспалько, «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогике в целом».
Многие зарубежные исследователи(М.Эраут,Р.Кауфман,С.Ведемейер) отмечают, что педагогическая технология представляет собой междисциплинарный конгломерат их элементов психологии, социологии, теории управления, техники, теории коммуникаций и общения, аудиовизуального образования и кибернетики.
Специфика педагогической технологии в том, что она требует конкретизации целей
Конструирование учебного процесса ( по М.В. Кларину)

коррекция поправки

Данная схема во многом перекликается с работами ряда зарубежных исследователей (Р.Гонье, Л.Бриггс, А.Д.Ромишовский), которые отмечают наличие воспроизводимого обучающего цикла, последний включает обратную связь, диагностику и коррекцию , рефлексию.
Как технологическая норма это должно быть отражено в структуре учебных занятий, включая элементы: организация внимания, информирование о цели, активизация ранее усвоенного, стимулирование действий учащихся, обеспечение обратной связи, руководство деятельностью учащихся, оценка действий.
Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии. Вершиной всякой системы является цель, которая должна быть, как отмечает Беспалько, диагностична (проверяема и измеряема), реальна, конструктивна.
В.П.Симонов также много внимания уделяет целевому компоненту урока. Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения.
Важно, что Беспалько не считает технологический подход идеальным и выделяет его уязвимые черты: ориентация на обучение репродуктивного типа, неразработанность мотивации учебной деятельности, что связано с самым крупным недостатком педагогической технологии – игнорированием личности. Но всё же педагогическая технология дает много практике, поэтому имеет будущее.
Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.
Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем обучения
Среди создателей высокоэффективных педагогических систем можно назвать имена Я.А.Коменского,Д.Локка,А.С.Макаренко,В.С.Сухомлинского,В.Ф.Шаталов.
В РК разработаны и активно применяются в учебном процессе отечественные педагогические технологии ряда авторов: Т.Т.Галиева,М.М.Жанпеисовой, Н.А.Оразакыновой и других, в том числе педагогическая технология Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковой «Трехмерная методическая система обучения».
Вопросы педагогических технологий ,помогают учителям отвечать на извечные вопросы: какая цель должна, достигнута и какова последовательность ее реализации? В результате рождаются вариативные способы решения педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых функционирует технологический инвариант: цель- средства- правила и последовательность их использования- результат. Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуального предписанного обучения; система бригадно-индивидуального обучения; технология коллективного способа обучения; технология индивидуализированного обучения математике; адаптивная система обучения; комбинированная система организации процесса обучения химии.
Новые задачи, стоящие перед современным образованием, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно-рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения и др. внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся. С помощью современных технологий обучения преподаватели стремятся превратить обучение в «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами». Для создания обстановки, способствующей полноценному мышлению на уроках истории , вводится коллективное обучение. При таком способе обучения совместная работа учащихся организуется в парах или в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся таких важных умений как: самостоятельная работа, мыслить творчески, передавать свои мысли другим учащимся, слушать и получать информацию, сформулировать проблему, осуществлять организационно- управленческую деятельность, самоконтроль самооценку.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителей и учащихся, эффективность, мобильность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени; индивидуализация.
Выводы:
Обновление образование возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии.
Существуют разные определения педагогической технологии. Одно из наиболее удачных определений принадлежит Беспалько, т.к. нацелено на формирование личности учащегося, что очень важно в эпоху перемен.
На мой взгляд, наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:
«Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
«Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
«Педагогическая технология- это определенная система, реализуемая на практике. Системно-деятельностный подход является методологической основой изучения, конструирования и применения педагогической технологии».
Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.


Общие цели и содержание обучения

Оценка

Обучение

Учебные цели



15