Методика воспитания патриотизма учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности


Методика воспитания патриотизма
учащихся на уроках истории
и во внеурочной деятельности
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛИЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МБОУ ВСОШ ЗАТО ОЗЁРНЫЙ
НАМАЗАЛИЕВА МАЙЯ ВИКТОРОВНА


ПЛАН.
Введение.
Глава 1.  История патриотического воспитания.
Глава 2.   Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Глава 3.   Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся МБОУ ВСОШ.
Заключение.
Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
В условиях социальных перемен в жизни российского общества, глобализационных, интеграционных процессов, расширения и углубления сфер межнационального и межконфессионального взаимодействия приоритетом современной государственной образовательной политики закономерно выступает формирование гражданско-патриотической позиции молодёжи.
«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» - таков современный национальный воспитательный идеал, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ставшей методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Цель общего образования, в свою очередь, ориентирована на «формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач», чему содействует системно - деятельностный подход и компетентностная парадигма образования.
Учитывая усиление, согласно новым ФГОС, функциональной нагрузки воспитания, со стороны образовательных учреждений требуется реализация обновлённых подходов как в организационно-методическом, так и содержательном аспектах создания и функционирования воспитательной среды, где будут максимально реализованы условия для духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, общекультурного, социального, общеинтеллектуального развития личности ребёнка, для его комфортного пребывания в классе и школе для построения многообразных моделей ученического самоуправления, направленных на совершенствование лидерских качеств, для формирования правовой грамотности подрастающего поколения, его бдительности, знания профилактических и защитных механизмов в преодолении сложных жизненных ситуаций.
 Цель патриотического воспитания – выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.
- создание условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
- вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности с целью обеспечения самореализации личности, развития творчества и творческих способностей.
- развитие самоуправления учащихся, общественных объединений, предоставление им реальных возможностей управления своей жизнедеятельностью.
- воспитание школьников в духе демократии, свободы, личного достоинства, гражданственности, патриотизма.
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе, в общественных формах управления школой.
Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества.
Реализация задач, поставленных перед нами ФГОС, будет осуществляться нами через планомерную воспитательную работу и деятельность органов ученического самоуправления. Содержание общешкольных дел будем направлять на самореализацию учащихся, развитие их творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.
Несколько направлений новых образовательных стандартов, уже используются нашей школой. Мы ориентируемся не только на интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающихся. Стержнем воспитательной системы стали традиционные мероприятия: «День матери», «День учителя», «День пожилых людей», «Дни знаний» и т.п. Проводимые мероприятия, на наш взгляд, становятся значимыми не только для школьников, но и для жителей наших сёл. Они рождают ответственное отношение к учению, уважение к учителям и родителям.
Таким образом, согласно новым государственным стандартам, складывается школьный уклад. Традиции обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм и сотрудничество. Однако нам кажется, что этого мало, и нужно продолжать поиск новых форм воспитательной деятельности, вовлечение в воспитательный процесс родителей.
Внеурочная деятельность по ФГОС предполагает организацию по направлениям развития личности в поисковой форме и в форме научных исследований. Нами часто используется как во внеклассной работе по истории, так и во внеклассной работе в общем - проектная деятельность учащихся. Мы считаем, данное направление приоритетным, т.к. такая деятельность позволяет детям активно участвовать в социальных процессах, направленных на улучшение качества жизни, развития партнёрского взаимодействия со взрослыми.
Мы считаем, что одной из главных задач воспитательной работы, стоящие в рамках федеральных стандартов, является воспитание гражданственности и патриотизма. Данная задача для нас новой не является, т.к. наши школы работают над ней не первый год. Большая работа проводится нами к празднованию 70 - летия Победы. На высоком уровне прошли встречи школьников с ветеранами войны и труда.
Положительным, в федеральном государственном стандарте, считаем то, что совместная педагогическая деятельность, предоставление широкого выбора направлений деятельности, организация творческой работы позволяет развивать способности и активность школьников, формирует мотивацию успеха, создает возможности для самоутверждения и самореализации.
ГЛАВА 1. История патриотического воспитания.
Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку.
Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее.
Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности.
В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».
В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.
Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправданно тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.
Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета – С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы.
Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Исторические вечера с сообщениями и докладами школьников, велась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.
В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.
Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» – «Родина или смерть!».
Существует множество толкований слова «патриотизм»:
- патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу ;- патриотизм – любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства;
патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.
Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:
патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.
Воспитание патриотизма через изучение истории в ХХ1 веке. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.
ГЛАВА 2. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.
Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:
Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:
1) интеграция предметов гуманитарного цикла;
2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история – это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.
Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.
Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:
– целостность и системность исторического материала, его преемственность;
- постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;
- объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.
На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.
Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.
Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу показать, как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина,…, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…
Глава 3. Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся МБОУ ВСОШ.
    Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.
Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде - наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бываю настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни на основе применения технологии системного подхода. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Cистемно-деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка.
Основные идеи концепции воспитания в школе:
Воспитательная система предназначена для интеграции всех воспитательных воздействий на ребенка в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных условиях реализацию целей и задач воспитания. Кадетское движение.
Состояние воспитательной системы школы
Цель создание условий для духовно – нравственного развития зрелой личности выпускника школы, способного к самореализации и адаптации в обществе. Исходя из цели формируются следующие задачи:
Получение личностных результатов воспитания и образования в целом в форме гражданской идентичности и позитивной «Я – концепции» обучающихся.
Развитие познавательного интереса обучающихся как основы мотивации к продуктивному образованию.
Способствовать развитию личности в целом, интеллекта и поведенческих социально - одобряемых установок.
Организация активной самостоятельной деятельности обучающихся.
Развитие ключевых личностных компетентностей и функциональной грамотности обучающихся.
Формирование основных гуманистических установок: патриотизм, гуманизм и толерантность.
Работа по достижению поставленных цели и задач ведётся по следующим направлениям:
Направления деятельности воспитательной системы школы
- направление «Интеллект» (учебно–познавательная деятельность)
- направление «Гражданин» (гражданско–правовое, патриотическое воспитание)
- направление «Здоровье» (спортивно–оздоровительная деятельность, ЗОЖ)
- направление «Трудолюбие» (эстетическое и трудовое воспитание)
- направление «Семья» (работа с родительской общественностью)
- направление «Общение» (духовно-нравственное воспитание)
- направление «Подросток» (профилактика безнадзорности и асоциального поведения)

Эффективность воспитательной системы определяется характером отношений между всеми участниками педагогического процесса. Для формирования отношений нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность с помощью которой может быть достигнута целевая установка. Основным видом деятельности в школе является учебно-познавательная, но это не исключает того, что игровая, спортивная, трудовая, коммуникативная деятельность могут выступать в роли системообразующих факторов.
Признаком системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно-значимой, каждый ребенок и каждый взрослый должен быть субъектом данной деятельности. Отношения, складывающиеся в процессе деятельности, должны быть отношениями единомышленников, что предполагает наличие единого воспитательного коллектива школы.
Если в качестве системообразующей мы выбираем учебную деятельность, то в ее основе должны быть субъект - субъектные отношения, педагогика сотрудничества, развивающее обучение, антропологический и акмеологический подходы, а не знаниевая парадигма. Являясь основным средством воспитания, частью воспитательного процесса, обучение подчиняется общим требованиям, вытекающим из целевой установки воспитательной системы. Целью обучения становятся не знания, умения и навыки как таковые, а личность ученика, формирующаяся средствами учебно-познавательной деятельности, в его взаимоотношениях с миром, с людьми, самим собой.
Ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития. При этом система является гарантом субъектной позиции ученика. Таким образом, единство обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности, а также управление данными процессами, определяют целостность воспитательной системы.
Ориентация на общечеловеческие ценности:
Воспитание строится не на морально-нравственных установках житейского сознания (относись к людям, так как хочешь, чтобы они относились к тебе), а на фундаментальных ценностях:
Человек - абсолютная ценность;
Мир человека – это взаимодействие людей;
Семья – начальная структурная единица общества;
Труд- основа человеческого бытия;
Знания – результат творческого труда;
Культура- богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Отечество - единственная уникальная для каждого Родина, доставшаяся от предков.
Земля - общий дом человечества.
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Формирование общечеловеческих ценностей происходит через специально создаваемые ситуации, которые побуждают детей к их адекватному восприятию.
Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники обращаются к содержанию:
-общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства и кино;
-периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
-фольклора народов России;
-истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
-истории своей семьи;
-жизненного опыта своих родителей и прародителей;
-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
-других источников информации и научного знания.
Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе осуществляется с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), особенностей развития воспитательной системы ОУ.
Гуманизация отношений:
Отношения возникают в ходе совместной деятельности детей и взрослых. Важно, чтобы деятельность была хорошо продумана, четко организована, основана на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважении.
Успешному формированию отношений способствует создание и развитие ученического коллектива. Это могут временные творческие объединения, разновозрастные группы, классные коллективы. Гуманизм отношений проявляется в доброжелательности и оптимистичности атмосферы, в наличии чувства защищенности у каждого ребенка.
Основным средством гуманизации отношений являются ситуации успеха для каждого в совместной деятельности, свобода выбора, творческий эмоциональный фон, здоровая конкуренция.
Воспитательное пространство как средство управления развитием личности ребенка:
Гуманистическая воспитательная система – это система открытая, в ее становлении, функционировании и развитии большую роль играет среда, как влияющий фактор и компонент самой системы. Если в школе «сильная» воспитательная система – то она способна преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими целями, или игнорировать вторжения извне, включая в себя только то, что близко самой системе. Приоритетным в такой системе является управление изнутри - соуправление педагогов и учащихся. Оно осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введению новаций в воспитательный процесс, деятельность социально-психологической службы, расширение взаимодействия со средой.
Показателем высокого уровня развития воспитательной системы будет включенность окружающей среды в состав ее компонентов. При таком условии социально-педагогическое пространство становится важным средством косвенного управления развитием личности, так как действия педагога могут быть направлены не на личность ребенка, а на условия его деятельности и поведения.
Для того, чтобы воспитательное пространство сложилось и выполняло свою воспитательную функцию, надо определить его составные части, связи между ними и включить деятельность субъектов воспитательного процесса в моделируемые связи. При данных условиях воспитательное пространство станет существенным фактором развития личности.
Главные субъекты воспитательного пространства – детские общественные объединения, деятельность которых строится на основе следующих принципов:
-свобода выбора ребенком общественного объединения, свобода принятия решения об участии и выходе
-свобода выбора деятельности, которая позволит достичь успеха.
-диалоговые отношения с людьми различных возрастов и социальных групп.
- интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей.
-выбор различных коллективов, общностей и возможностей их смены.
.Детский коллектив как своеобразный инструмент воспитания всех и развития каждого:
Развитие личности происходит в процессе жизнедеятельности, которая задается конкретными общественными условиями. Жизнедеятельность учащихся во многом определяется теми коллективами и группами, членами которых они являются. Учащийся не может полноценно развиваться вне коллектива сверстников, а также коллективов, включающих в себя взрослых и детей других возрастов.
Когда мы говорим о коллективе как факторе развития личности ребенка, то по сути речь идет о наличии целой сетки детских коллективов в воспитательном пространстве школы. Детских коллективов должно быть много, они должны быть разными, так как только разнообразие может обеспечить свободу выбора. Однако, с целью эффективного воздействия на личность ребенка, необходима интеграция влияния разных коллективов, иначе возникает опасность, что влияния разных коллективов, в которые входит ребенок, могут быть противоречивыми.
Считая воспитание в коллективе и через коллектив стержнем воспитательного процесса необходимо признать, что далеко не все формальные объединения школьников являются коллективами. При наличии ярко-выраженной звездной культуры профессиональное объединение педагогов может также утратить качества коллектива и превратиться в корпоративную группу.
Коллектив – это группа, которая в основе своей деятельности имеет общественно ценные цели и мотивы, характеризуется высоким уровнем подготовленности, организованности и психологического единства, т. е. социально-психологической зрелостью.
Влияние коллектива на личность ребенка зависит от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере ощущает себя его членом, в. какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Ребенок должен идентифицировать себя с коллективом, но не «растворяться» в нем, сохранять свою индивидуальность. Требуется педагогическое управление процессами создания и совершенствования коллектива, влияния его на всех вместе и каждого в отдельности.
Педагогическая диагностика.
Когда формирование или развитие определенного параметра личности или коллектива становится педагогической целью, то необходимо определение степени достижения данной цели, т.е. педагогическая диагностика. Для измерения эффективности своей работы используются методы научного исследования: опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический консилиум, исследование, оценка, самооценка, парное сравнение, социометрия, эксперимент.При изучении личности и коллектива педагог должен помнить:
Что любой метод изучения есть метод воспитательного воздействия.
Методы должны быть достаточно интересными для учащихся, но в то же время сохранять скрытую педагогическую позицию.
Обсуждение результатов изучения с учащимися должно быть предельно корректным.
Объективность педагогической диагностики требует применения разнообразных методов, обязательного фиксирования результатов, их обобщения и систематизации.
Детский коллектив как инструмент воспитания личности:
Коллектив представляет собой единство организации и социально-психологической группы и функционирует в рамках того или иного института воспитания. Это могут быть научные общества учащихся, клубы, студии, творческие объединения, объединения по интересам, классные коллективы. Совместная деятельность, четкая система ответственной зависимости, опыт сопереживания значимых явлений окружающей жизни формирует у членов коллектива способность чувствовать свой коллектив, малейшие изменения, происходящие в нем.
Когда коллектива нет или он находится на первых стадиях своего развития, создание коллектива становится целью педагогической деятельности. Далее педагогу необходимо умело управлять развитием коллектива. В задачи педагога входит определение уровня развития детского коллектива и путей его развития, выявление воспитательного потенциала коллектива, использование коллектива как средства воспитания отдельной личности, влияние на улучшение взаимоотношений коллектива со средой, уменьшение негативного влияния среды на коллектив.
Основные аспекты управления развитием коллектива:
Изменение организационной структуры.
Рациональная организация деятельности школьников.
Регулирование общения, корректировка отношений.
Оптимизация взаимодействия коллектива с окружающей средой.
Для того, чтобы создать психологическую атмосферу, способствующую развитию каждой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в эмоциональных явлениях, состояниях и взаимосвязях личности и коллектива. Установление соответствия между побудительными возможностями коллективных эмоциональных состояний и конкретными условиями совместной деятельности людей является важнейшей стороной сознательного управления эмоциональной сферой коллектива.
Личностный подход требует организации в коллективе целостного процесса воспитания личности. Целостным он становится в том случае, если содержание, формы и методы организации жизнедеятельности коллектива: а) соответствуют возрастным особенностям учащихся; б)способствуют развитию рефлексии и саморегуляции; в)позволяют учащимся проявлять и развивать свои способности; г)формируют ценностную систему отношений.
Педагогическое обеспечение субъектной позиции учащегося в жизнедеятельности коллектива:
Коллективная жизнедеятельность в школе должна быть организована таким образом, чтобы каждый имел возможность и стремление стать ее субъектом.
Для того, чтобы учащийся стал субъектом познавательной деятельности содержание и организация этой сферы должна удовлетворять его потребности в информации и поисковой активности. Данная деятельность возможна как в учебной процессе, так и внеурочной работе. Чтобы знания стали актуальными для учащихся, наиболее эффективным методом становится проблемное обучение.
Чтобы учащийся стал субъектом предметно-практической деятельности, ее цели, содержание и организация должны позволять ему удовлетворять потребности в сотрудничестве и достижении, предоставлять широкие возможности для самодеятельности и творчества. Наиболее продуктивными в данном случае будут проектные технологии.
Для того, чтобы учащийся имел возможность и стремление стать субъектом коллективного общения, содержание и организация этой сферы деятельности должны позволять ему удовлетворять потребности в эмоциональном контакте и уединении. Для организации общения используются различные групповые задания, длительные или разовые конкурсы, различные формы организации досуга.
Для того, чтобы учащийся имел возможность и стремление стать субъектом сферы спорта, ее содержание и организация должны позволять ему удовлетворять потребности в функционально-органической активности и соревновательности: а) коллективные и групповые походы б) вовлечение всех в занятия по туризму и спортивному ориентированию.
Для того, чтобы школьник стал субъектом игры в коллективе, ее содержание и организация должны позволять ему удовлетворять потребности в подражании и фантазировании. Субъектом игры учащийся становится тогда, когда перед ним ставится определенная игровая задача, решение которой предполагает игровое творчество, а в его процессе появляется дух соревнования.
Формы организации процесса воспитания:
Основной формой организации жизнедеятельности детского коллектива является коллективное творческое дело (КТД).
Для того, чтобы увидеть изнутри коллективную деятельность педагогам необходимо овладеть личным опытом участия в разработке и реализации КТД, научиться принципам конструирования нужных форм деятельности.
Воспитательная система класса,
На определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения, отдельных классных коллективов.
«Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.» (Е.Н.Степанов).
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.
Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Его заинтересованность подкреплена наличием у него необходимых субъектных полномочий.
Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. Необходимо объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность в том или ином классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность. целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. В теории и практике воспитания различают три основные цели:
*идеальная цель — это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
*результатная цель - это прогнозируемый результат, часто вы-раженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
*процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника.» (Е.Н. Степанов)
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Необходимо также обеспечить упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, следует объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания - тематические программы, ключевые дела. социально-педагогические проекты. В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы.
Специфика функций и своеобразие позиции классного руководителя во многом обусловлены особенностями класса и его воспитательной системы. Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние и на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса.
Однако это не означает, что воспитательная система класса должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Неоправданное ограничение внешних связей воспитательной системы ведет к кризисным явлениям в функционировании и развитии системного образования. Формирование внутренней и внешней среды функционирования и развития классного коллектива и его членов неразрывно связано с определением и осознанием места и роли класса в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения.
При отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности, проводимой по моделированию "и построению воспитательной системы класса.
Использование классным руководителем в своей деятельности авторских методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. Моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Для разработки модели воспитательной системы класса предлагается использовать современные технологии гуманистического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в соответствии с федеральным и региональным законодательством реализуется в системе нормативных актов образовательного учреждения, а именно:
- Устав школы, отражающий целевые установки и принципиальные особенности воспитательной деятельности его коллектива;
- документы, раскрывающие стратегические задачи и специфику воспитательной системы образовательного учреждения, содержание, формы и методы совместной деятельности детей и взрослых;
- функциональные обязанности, должностные инструкции, планы работы специалистов – воспитателей, организаторов воспитательного процесса;
- документы (федеральные, региональные) для руководства по организации воспитательного процесса в учреждении;
- отчетная документация, раскрывающая систему контроля на основе выработанных критериев и конкретных показателей результативности.
Заключение.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.
Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.
Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
.
Список литературы
1. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.
2. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.
3. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./
4. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.
5. Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
6. Любан Т. Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./
7. «Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 20006 г./
8. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
10. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.
11. Вырщиков А. В., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.
12. Сафроновой Е. М., Поповой Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.
13. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово. 2005.
14. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011./
15. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников. /Воспитание школьников. №6 2007/.
16. Микшин В. В. «История России. Толерантность и патриотизм». Вологда. 2006 г.
17. Гражданско-правовое воспитание школьников. Материалы ежегодной областной акции «Я-гражданин Российской Федерации».
18. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./
19. Электронные ресурсы. Торохтий В. С. «Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования».