Доклад по теме Правила общения.Педагогическое требование и педагогическое поощрение.


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Доклад
Тема: «Правила общения. Педагогическое требование и педагогическое поощрение»
на методическом семинаре
«Структура педагогического общения»
Преподаватель: Казьменко Е.К.
2013 г.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и студентов.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания, самоутверждения.
Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительными мотивациями учебно-воспитательного процесса , обстановки совместного поиска размышления.
Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлением личности, так и возможностей войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью преподаватели вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают студентов к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать в роли организатора, и в роли исполнителя.
Содействуя выполнению функции самоутверждения личности, педагог выполняет сложную задачу - способствует осознанием школьником своего Я, Ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становится на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.
Стили педагогического общения
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и студентов.
Он учитывает особенности коммуникативных возможностей преподавателя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на студентов - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения.
Это тоже продуктивный стиль педагогического общения.
Он является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность.
Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения со студентами, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательском процессе.
Общение-диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанника на основе взаимного уважения.
Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том ,что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обними сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, которая во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально- психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется
Логикой этого процесса, а не просто волей преподавателя.
Общение-устрашения. Это негативная форма общения.
Чаще всего к ней прибегают начинающие преподаватели, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность со студентами. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важной функции педагогического общения, как передача информации.
1. Педагогическое сотрудничество - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель-студент», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.
3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.
Можно выделить разные уровни педагогического общения:
• высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
• средний;
• низкий - отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.
Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:
• положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
• отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях.
Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и
2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Такт – это чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо.
В деятельности педагога важную роль играет такт вообще и психологический такт в особенности.
Психологический такт, с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество педагога, а с другой – как целесообразное общение со студентами.
Условием тактичного поведения педагога является его умение уважительно строить взаимоотношения со студентами.
Наиболее существенными признаками психолого-педагогического такта являются:
- человечность.
- учет субъективных состояний студентов,
- требовательность без грубости и мелочной придирчивости,
- умение слушать студентов, не выражая безразличия или своего превосходства.
- общение без раздражительности,
- простота общения, но не допускающая панибратства,
- объективный подход к оценке ответов студентов,
- юмор без насмешливости.
Педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков студентов, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый преподаватель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.
Правила педагогического общения.
Формирование чувства «Мы».
Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.
Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и студентов. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между преподавателем и студентами.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.
Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.
2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей.
Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о студенте, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.
3) Барьер «боязни» контакта со студентами.
Этот барьер может возникнуть у молодого преподавателя, не имеющего достаточного опыта общения со студентами.
4) Терминологический. Общаясь со студентами, преподаватель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.
5) Барьер отношений – возникновение чувства неприязни, недоверия к преподавателю, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения со студентами, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.
Для преодоления психологических барьеров нужно:
- постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
- в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.).
Чем выше авторитет преподавателя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
Обязательное установление личностного контакта с детьми.
Людей всегда волнует их личность – отношение к ней, понимание, уважение и т.п. Студент, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения со студентами весьма важно устанавливать личностный контакт.
Вспомним, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).
Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).
4. Постоянное проявление интереса к своим студентам.
В общении со студентами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как преподаватель слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.
5. Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности студентов нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.
Педагогическое требование.
Посредством своих педагогических воздействий мы формируем у студентов ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообразные требования к студентам.
Предъявление требования сочетается с уважением: если преподаватель не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.
Как предъявлять педагогическое требование?
Требование должно быть доведено до конца
Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что преподаватель сам несерьезно относится к своему требованию.
2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.
Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.
3. Требование должно предъявляться в этичной форме.
Следует понимать, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.
Как можно начать общение со студентом? С каких речевых формул?
(Сделай, пожалуйста; будь добр.)
4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.
Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.
Здесь преподавателю понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.
5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают студенту вникнуть в суть того, что от него хотят.
Педагогическое поощрение.
Важной частью педагогического общения является позитивное отношение преподавателя к личности студента и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эффективности общения.
- Требования -
1) Осуществляется постоянно.
2) Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
3) Преподаватель поощряет достижения определенных результатов.
4) Ориентирует студентов на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.
5) Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
6) Преподаватель дает сравнение прошлых и настоящих достижений студента.
Если педагогическое поощрение соответствует данным требованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности студента. Опираясь на внутренние стимулы, студент с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.
Такое поощрение способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.
В заключении доклада мне хотелось бы отметить, что педагогическое общение будет эффективным, если:
Правильно трактовать правила педагогического общения.
В нашей работе будут проявляться такие качества (по мнению студентов) как уважение к личности студентов, уравновешенность, чувство юмора, любовь к детям, требовательность, терпимость, честность, общительность, доброта, порядочность, мудрость.
Использовать позитивные установки:
- Я выдержан
- Я терпелив
- Детей люблю - Я владею собой
- Я бодр, оптимистичен
- У меня все получится
Применять приемы по Д. Карнеги:
Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не обедняет тех, кто её даёт!
Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
Будьте сердечными в своём одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Литература
Божович Л.И. Избранные психологические труды. – Москва, 1995.
Иващенко Ф.И. Педагогическая психология. Практикум. – Минск, 2008.
Немов Р.С. Психологический словарь. – Москва, 2007.