Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур»



Карагандинская область, город Абай . Школа- лицей № 14
Учитель высшей категории
Трубникова Надежда Александровна
Пояснительная записка.

Урок литературного чтения направлен на формирование коммуникативно-речевых умений.
Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.
В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность использовать личный опыт и знания.
На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик - активный участник сюжетной линии урока. Приёмы обратной связи разнообразны и динамичны.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполнения изложения, позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.
Представленная разработка направлена на воспитание любви к поэзии как высшему проявлению человеческих эмоций.

Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока: Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: прочитать и сравнить содержание и художественные достоинства стихотворений о весне поэтов А.С. Пушкина («Гонимы вешними лучами») и Абая Кунанбаева («Весна»).
Задачи: 1. Совершенствовать навык работы с поэтическим текстом.
2. Расширить представление о творчестве А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева.
3. Развивать искусство выразительного чтения.
4. Воспитывать любовь к поэзии как высшему проявлению человеческих эмоций.
5. Приобщать обучающихся к культурному достоянию русского и казахского народов.
Ход урока:
I.Орг. момент.
1) Знакомство: - здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Александровна. Надеюсь, что наш урок мы проведем интересно и с пользой.
2) Игра: «Давайте познакомимся». Заполнение 4-х кругов.
Поднимите руку, кто
Любит читать.
Хочет проявить на уроке активность.

II. Включение в деятельность.
1) Дыхательная гимнастика: руки вперед – выдох, руки в стороны – вдох
2) Скороговорка: Чтобы жить с друзьями дружно
Обижать других не нужно.
Проговаривание хором, с простукиванием, с прихлопами.
- Какой звук больше слышим? – ж
- Кто считает, что дружба в классе – успех в учебе?
Вывод: Вы дети любознательные и сможете справиться со всеми заданиями урока.
III. Ввод в тему.
а)- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Века проходят – слово лишь нетленно».
- Что будет являться предметом разговора?
-Определим ключевое слово урока. «Ручеёк».
-Прочитайте только слоги, пропуская буквы. (чтение слогов на ускорение).
-А теперь, соединив буквы этого ребуса, вы узнаете слово. – «Весна».
б) Актуализация опорных знаний.
-Закройте глаза. Вспомните день, когда вы любовались весной. Чем вас заворожила картина?
- Как люди славят природу?
IV. Опрос домашнего задания.
- Какие стихи о весне вы знаете?
- Какое настроение постараетесь передать при чтении? (сигнальные кружки). Выставление оценок, комментарий учителя.
V. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, могут ли люди, которые никогда не видели друг друга, даже жили в разное время, видеть , чувствовать и передавать мысли одинаково.
-Предлагаю исследовать эту проблему на примере творчества русского поэта Пушкина и казахского поэта Абая. Читаем тему урока. Кого называют гением?
VI. Реализация темы урока.
1)Коррекция опорных знаний.
- Что вы знаете об этих двух поэтах? (+ дополнительные сведения).
Портреты писателей: Абай и Пушкин! Светочи поэзии, наша слава и гордость, непревзойденное достижение русской и казахской культуры.
Пушкин родился в Москве в 1799г. Абай родился в 1845г. В Чингисских горах Семипалатинской области. Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел его стихи на казахский язык.
2)Рабата с текстами. Первичное восприятие. – Сегодня мы прочитаем стихи А.С. Пушкина («Гонимы вешними лучами») и Абая Кунанбаева («Весна»).
А) Чтобы при чтении было лучше понять смысл, надо вспомнить секреты выразительного чтения:
1.Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство надо передать.
2.Следи за правильным дыханием и четким произношением.
3.Выделяй голосом важные мысли, слова (логическое ударение).
4.Соблюдай паузы (длинная, короткая).
5.Подбирай правильно интонацию в зависимости от знака препинания в конце предложения (. ? !)
6.Владей силой голоса (понижение, повышение)
7.Старайся заинтересовать слушателей чтением.
Б) Я читаю, а вы догадайтесь, о чем стихотворение Пушкина. Определите тему одним словом.
- Как догадались, что стихотворение о весне?
В) Чтение стихотворения Абая «Весна».
- Что взволновало вас в этом стихотворении?
Побуждение к деятельности. – Давайте, попробуем почувствовать ту весну, которую описали нам поэты, с помощью исследовательского анализа побываем в мастерской их творчества.
Г) Словарная работа. Чтение и толкование смысла слов: весенние лучи, окрестные горы, потопленные луга, восковая келья, безмолвие, шатер, осока
Д) Чтение стихотворений про себя с заданиями: определить, как поэты сами относятся к весне.
3) Анализ стихотворения Пушкина. Составление диаграмм Венна. (раздаточный материал)
А) чтение и анализ 1 части стихотворения.
- Как понимаете выражение «снега сбежали»? Как называется этот прием? (олицетворение). Найдите еще олицетворение.
- Какие интересные речевые обороты встретились? (улыбка природы, утро года, улыбкой ясной, сквозь сон)
- Найдите эпитет к слову «улыбка».
Б) 2 часть. Чтение, анализ, подготовка к выразительному чтению.
- Найдите эпитет к слову «лес».
- Как выглядит лес? Почему так говорит поэт?
- Найдите сравнение. Почему с пухом сравнивается молодая листва?
- Какие еще картины весенней природы нарисовал поэт? (пчела летит, долины пестреют, стада шумят)
-Какие звуки повторяются? –л. Для чего? – передать красоту.
- Какие части речи передают описание весенней природы? (глаголы). Почему именно глаголы? – стремительность, быстрота действий. Вывод: эти быстрые перемены в природе поэт передает и с помощью цветовой весенней гаммы. Работа в парах (заполнение кластера «Краски весны»)
Контроль выполенеия.
В) Выразительное чтение стихотворения. Темп чтения – умеренный, настроение- радости. Начал предложения – вдох, в конце предложения голос понижается.
- Представьте, что мы вместе с автором стоим на горе, смотрим вокруг и видим, как стремительно меняется природа весной.
Г) Итог анализа.
- Какое чувство передал в стихотворении нам поэт? Сравните начало и конец стихотворения. В чем выразилась гениальность Пушкина? (сумел описать весь весенний цикл). – Кому понравилось стихотворение? Вы можете дома выучить его наизусть.
VII. Физминутка.
- Давайте спустимся с горы на травку и отдохнем немного на весенней лужайке.(Во поле береза стояла)
- А теперь вместе с Абаем отправимся по родным казахским просторам. (танец под народную музыку)
VIII. Анализ стихотворения Абая. Заполнение диаграммы.
А) Чтение 1 строфы. Начало сразу привлекает внимание. Чем? (воскл. предложение). Как читаем?
- Найдите олицетворение (ходит ветер, обласкано солнцем).
- Почему ветер не бежит, не летит, а ходит? (он теплый, трудится вместе с солнцем)
- Как понимаете выражение «все живое обласкано солнцем»?
Б) 2 строфа – Как думаете, почему в описании природы появляются девушки? (весна -вечный символ молодости, красоты).
В) ) 3 строфа. Философское размышление Абая о солнце.
- Как начинается стихотворение? (все обласкано солнцем)
- Найдите эпитет солнца к 3 строфе (великая теплота)
- Как относится Абай к солнцу? (солнце –символ жизни, поэт преклоняется перед ним, благодарит за великое тепло, большое добро к людям)
- А как Пушкин написал о солнце? (улыбка природы, пробуждающаяся весна еще ранняя). У Абая солнце – это святыня, великая тайна вечности, это светило, которое дает всему жизнь продолжает её.
Г) Я хочу вам напомнить, ребята, что великий Абай - это тоже Солнце казахской поэзии. Свои стихи он писал на своем родном языке. (отрывок стих-я на каз.яз).
-Кому понравилось стихотворение Абая? Почему? Вы можете дома приготовить партитуру выразительного чтения на каз. или рус.языках.
IX. Творческая работа.
- Благодаря таланту гениев Пушкина и Абая, их мастерству, мы с вами впустили много волнующих чувств в душу. И все это можно еще раз почувствовать только не в словах, а в картинах.
- Где по вашему мнению иллюстрация стих-я Пушкина, а где Абая?
Разные иллюстрации? А можно их дополнить, используя общие описания весенней природы? (цветы, деревья, солнце). Дети зачитывают общие по смыслу и описанию строки.
Поют соловьи. Только у Пушкина в безмолвии ночей – робко. А у Абая гремят, вступают в диалог с кукушкой.
- Есть слова весны, есть краски весны. А что еще есть у весны? – звуки («Птичьи голоса» в записи. Теперь полная картина весеннего счастья? Передадим его с помощью выразительного чтения.
X. Результат исследования. Рефлексия. Составление диаграммы Венны.
- Прочитайте слова: поэты, талант, радость, любовь к природе, грусть. Какое из них не использовалось при анализе? Оно лишнее, зачеркните.- А что можно сказать о других словах, что общее? Выберите и запишите в общее пространство то, что сближает поэтов в теме «Весна». – любовь к природе.
XI. Итог урока.
- Мы с вами сегодня очень много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (Весна. Великая природа)
-Кто открыл сердце нашим чувствам? (Великие гении – Пушкин и Абай)
-Что вдохновило их? (Великая красота чарующей матери – природы).
Времяоно бежит, как песок. И только великие люди оставляют свое имя в веках, связывают духовной связью прошлое, настоящее и будущее всех народов.
Имена Пушкина и Абая известны на всех континентах, золотыми буквами вписаны в историю мировой литературы. Не угасает интерес к творчеству великих поэтов, как не иссякает дружба казахского и русского народов. И сколько бы не проходило времени – не исчезнет желание возвращаться к произведениям двух гениев, ведь каждый из них «чувства добрые лирой пробуждал». И пусть «следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений» - (классическая музыка).
XII. Самооценка деятельности.
- Я хочу поблагодарить вас за литературные исследования на уроке, интересные мысли, творческую деятельность.
- Еще раз посмотрите на нашу творческую работу.
- Где находились ваши мысли сегодня на уроке? (внизу на травке, на уровне деревьев, выше деревьев, там, где птицы, рядом с солнцем).
Желаем вам, чтобы мысли ваши всегда устремлялись ввысь.
15