Статья ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше»
Франсуа Рабле
Анонс: Дети, которые еще вчера были дошкольниками, сегодня, придя в первый класс, сталкиваются с противоречием внутри себя…«Я – плохо читаю и плохо считаю, значит ли это, что я плохой ученик?» А значит ли это? И что это значит...для ребенка и для педагога…
Современная система образования ставит задачу освоения учащимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, – гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.
Главными ценностными ориентирами содержания современного общего образования являются:
- наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- появление самосознания школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, а во-вторых, стремящегося вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку;
- осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт;
- формирование эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации;
- появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
К регулятивным УУД относятся:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Со способности рефлексировать, т.е. различать «это я уже знаю и умею», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться», «этого я еще совсем не знаю и надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения учащегося к настоящей самостоятельной деятельности человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, что сегодня называется – формированием субъекта учебной деятельности. Поэтому именно действия самоконтроля и самооценки можно назвать стартовыми действиями в формировании этой способности.
Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. «Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются». Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. «Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности».
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. «Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя». То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Поэтому традиционная пятибалльная система оценивания не ставит ученика в позицию самостоятельности и ответственности за свой учебный труд. Оценка деятельности по отношению к учащемуся является внешней, т.е. со стороны учителя. Поэтому встала необходимость выстраивать такую систему контрольно – оценочных действий, чтобы она шла от самого ребенка.
Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто.
В своей работе педагогу необходимо использовать следующие технологические приемы формирования контрольно – оценочных действий:
1. Уже в первые две недели учебы в школе, в адаптационный период «Введение в школьную жизнь», вводится шкала оценивания (волшебные линеечки), причем критерии оцениваемой работы определяются самими учащимися через коллективную деятельность. Например, при оценивании написания букв или цифр дети сразу определяют параметры: красиво и правильно, при этом уже на этом этапе формируется контроль над каллиграфией.
2. Во-вторых, формирование самоконтроля и самооценки в 1 классе осуществляется по принципу: сравнение по образцу, т.е. когда учащийся сравнивает свою работу с правильным вариантом. И тогда формируется самооценка. При этом оценка ученика должна быть раньше, чем оценка учителя. Это очень важно, т.к. на данном этапе не смешиваются оцениваемые качества, например: «Я плохо читаю», значит «Я плохой ученик». Акцент переносится на качество: «Я с этим заданием не справился, мне нужно работать над этим».
3. Следующим третьим этапом является работа над выделением критериев оцениваемого действия. Теперь не просто «правильно» и «красиво», а что именно значит «правильно» и «красиво». Например, на уроке математики в первом классе при изучении темы «Сравнение чисел и величин» необходима работа с числовой прямой. С целью актуализации формирования новых знаний необходимо использовать числовую прямую. На этом этапе обсуждаем: Что необходимо, чтобы построить числовую прямую, где отрабатываются шаги (критерии) ее построения, по которым затем, учащиеся могут оценить свои знания.
4. Со второго полугодия 2 класса критериальный анализ позволяет перейти на другой технологический прием: работа с оценочным листом. Оценивание учеником происходит через знаки + и -, после которой оценивает работу учитель.
Опыт работы показал, что учащиеся начинают видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и надо учиться считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. В случае совпадения детской и учительской оценки она словесно поощряется (вне зависимости от того, низко или высокого оценивал себя ребенок), а в случае несовпадения: завышения или занижения, организуется коррекционно – развивающая работа.
С целью отслеживания сформированности самоконтроля и самооценки необходимо проводить диагностические работы.
Методология составления таких работ следующая:
1. Предлагается такой материал, который хорошо изучен учащимися.
2. В задании специально допускаются ошибки, которые учащийся должен определить.
3. В этой диагностической работе учащийся должен определить тип ошибки, произвести классификацию и предложить способ коррекции.
4. Оценка деятельности самоконтроля и самооценки определяется по 3-х балльной системе: 3 балла – работа выполнены полностью, предложены шаги коррекции, обобщение материала произведено с привлечением других заданий (перенос знаний в новую ситуацию); 2 балла – исправил ошибку и объяснил ее; 1 баллов – не справился.
С целью отслеживания сформированности самооценки и самоконтроля работы необходимо проводить не менее двух раз в год – на середину года и в конце учебного года.
Особое место в формировании самостоятельности и ответственности (умения учиться) является различение границ знания и незнания. В этом большую роль играет такой прием как «Портфолио» - место достижений ребенка, которое заполняется самим учащимся. Сюда могут входить тетради «Мои достижения», диагностические работы, творческие сборники, грамоты, дипломы и т.д., т.е. место, в котором собираются его достижения.
Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых. Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.
Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему-то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010
Воронцов, А.Б. Построение педагогической технологии, контроля и оценки в учебной деятельности (начальная школа) [Текст]/ А.Б. Воронцов– М.: Открытый институт «РО», 2001. – 52с.
Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин.-под общ. ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.