Консект урока развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова Первый снег.


Конспект урока развития речи в 4 классе
(учитель начальных классов МАОУ «Вахтанская средняя школа»)
Тема: сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Задачи урока:
1.Познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова; формировать умение определять основную мысль произведения.
2.Развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; формировать умение составлять план и придерживаться его при составлении связного текста.
3.Привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
Планируемые результаты:
Личностные: обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формирование интереса к учению.
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительных средств языка, соблюдение орфографических норм при письме.
Метапредметные:
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись.
Познавательные: обогащение словарного запаса, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры.
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.
Оборудование:
картина А.А.Пластова “Первый снег”,
материал о жизни и творчестве А.А. Пластова,
карточки с заданиями для парной работы,
карточки со словами,
компьютер,
мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Уч.: Отгадайте загадку. (Слайды 1, 2)
Уч-ся: Это снег.
Сообщение цели урока.
Уч. Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Слайд 3)
Составление предложений:
Я хочу…
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу…
Уч.: Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной А.А. Пластова «Первый снег». Постараемся понять основную мысль этого произведения и составить связный текст. Будем учиться отбирать нужные для описания слова. В своём сочинении постараемся передать свои впечатления от картины.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Подготовка к восприятию картины.
Уч.: Соотнесите слова.(Слайд 4)
последний февраль
злой и колючий декабрь
первый апрель
сильный и спокойный январь
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели?
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
Учитель зачитывает отрывки из сочинений детей.
Утром я подошла к окну и удивилась. Ночью выпал первый снег. Всё кругом стало белым. Снежинки похожи на белые пушинки, которые летят из облаков. Снег укрыл всю чёрную слякоть, грязь. Он лежит на крышах домов и на ветках деревьев. На снегу протоптаны чёрные дорожки.
Когда я увидел первый снег, то очень обрадовался. Я оделся и быстро побежал на улицу. Там было очень красиво, всё белым-бело. Белая земля, белые крыши. Снежинки падали с неба и были очень похожи на маленькие звёздочки, которые плавно ложились на землю и искрились на солнышке. Снег покрыл землю как будто белым покрывалом. Стало очень красиво и светло.
Уч.: Послушайте, как о первом снеге сказал С. Иванов «Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает.
А вот отрывок из стихотворения И. Михайлова.
В свежем воздухе сверкает
Первый чистенький снежок.
И румянит детям щёки
Лёгкий зимний холодок.
Уч.: Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
Уч-ся: Первый снег! Всегда неожиданность, всегда радость. Рука сама тянется, чтобы взять горстку снега.
Уч.: Как говорит поэт Михайлов о том, что снег идет?
Уч.: Сверкает первый чистенький снежок.
Уч.: Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову сверкает (блестит, переливается, светится, серебрится).
4.Этап построения и реализации проекта.
1) Рассматривание картины. (Слайды 5, 6)
Художник Аркадий Александрович Пластов создал множество ярких картин. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему так близка и знакома. Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений художника. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. В своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне.
2) Беседа по содержанию картины.
Уч.: Какое время года изобразил художник?
Уч-ся: Художник изобразил начало зимы.
Уч. : Какое состояние природы показал художник?
Уч-ся: Природа готовится к зиме, к зимнему сну.
Уч.: Какие превращения совершил первый снег? Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
Уч-ся: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
Уч.: Какое время суток изображено? Как вы догадались?
Уч-ся: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
-Уч.: Кого изобразил художник на переднем плане?
Уч-ся: Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.
Уч.: Опишите их внешний вид.
Уч-ся: Мальчик в пальто, в шапке, в варежках, а на ногах тёплые валенки. Девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
-Уч.: Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Уч-ся: Дети с восторгом и восхищением смотрят на первый снег. Для них это праздник.
3) Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость удивление восторг
восхищение волнение интерес
грусть разочарование испуг
Уч-ся: Дети удивлены, обрадованы, им интересно смотреть на первый снег.
Уч.: Почему на их лицах мы видим удивление?
Уч-ся: Они так долго ждали первый снег, но он выпал неожиданно ночью.
Уч.: Почему дети испытывают радость при виде первого снега?
Уч ся: Первый снег тихо падает с неба крупными хлопьями, покрывая всю землю. Наверное, ребята радуются потому, что скоро их ждут зимние развлечения.
Уч.: Что еще изобразил художник на переднем плане
Уч-ся: В палисаднике около дома стоит большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
Уч.: Здесь есть еще один герой - ворона. А что она переживает?
Уч-ся: Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.
Уч.: Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
Уч-ся: Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
4) Выявление изобразительных средств картины.
Уч.: Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
Уч-ся: В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
Уч.: А какой цвет здесь главный и почему?
Уч-ся: Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.
Уч. Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
Уч-ся: Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.
Уч.: Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?
Уч-ся: Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.
«Вхождение в картину».
Уч.: Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
Уч-ся: Побегать по снегу, постоять на крылечке и полюбоваться красотой.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1) Речевая подготовка к сочинению. (Слайд 7)
Уч.: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
- Попробуйте описать детей (снег, небо, берёзу, дом, ворону), используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия.дети радостные
удивлённые выбежали на крыльцо
любуются
смотрят, закинув голову
снег белый
пушистый
чистый укрыл землю великолепным ковром
кружился в воздухе
как хлопья
порхал маленькими пёрышками
опускался на землю
щекотал лицо
небо тёмное
снежные тучи раскинулось
нависло над домами
берёза большая
красивая
нарядная
могучая стоит, склонив ветви
нарядилась
растёт
дом деревянный
запорошенный снегом
с открытым крыльцом изображённадел снежную шапку
ворона серо-чёрная
одинокая шагает
ходит
радуется
ищет корм
Уч.: Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
Уч-ся: Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Настроение становится праздничным, глядя на этот великолепный вид.
Уч.: Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на карточках.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
Художник сумел передать радость детей, их настроение.
Уч.: Подберите синонимы к словам. Работа в парах.
художник - живописец, мастер кисти, автор
создаёт - пишет
картина - полотно, репродукция
2) Физкультминутка.
Ещё вчера снег первый выпал
И землю трепетно покрыл
(Быстро кружатся на месте).
Сперва нетерпеливо сыпал
(Медленно садятся на корточки),
Потом задумчиво кружил
(Медленно кружатся на месте).
3) Составление плана сочинения. (Слайд 8)
Первый день зимы.
Радость детей.
Цвет и настроение картины.
Мое отношение к картине.
4) Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
1) Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.
2) Самопроверка сочинений.
«Авторское кресло». По собственному желанию некоторые учащиеся читают свои сочинения.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Уч.: С какой картиной вы сегодня познакомились?
Уч-ся: Мы познакомились с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Уч.: Чем вам запомнилась эта работа художника?
Уч-ся: Художник на своей картине изобразил первый снег, покрывший всю землю.
Уч.: Какое впечатление произвела на вас эта картина?
Уч-ся: Когда смотришь на картину, возникает ощущение радости, счастья, праздника.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 
Уч. За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
С каким настроением вы заканчиваете этот урок?(Слайд 9)