Выступоение на Педагогическом совете по теме ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА». Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.


Выступление классного руководителя Беловой Л.В.
«Из опыта работы с родителями»
Роль классного руководителя в работе с родителями своих воспитанников всегда была велика. Но на сегодняшний день, столь трудный и противоречивый, эта роль возросла как никогда. Как никогда нуждаются родители в компетентной помощи классного руководителя. А он, действительно, может сделать многое.
Слайд 1.
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский:
"Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".
В прошлом году мне дали классное руководство в 5 классе. В моей практике это второе классное руководство.
Все новое-новые дети ,новые родители, совсем новые чувства перед первым сентября..
Слайд-2
Как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Я себя успокаиваю всегда тем, что у нас с родителями общая цель– воспитать достойного человека, человека который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Пятый класс ,который мне дали ,это обьединенных два четвертых класса в кол-ве 31 уч-ся.,из них 2ребенка- инвалида,2 ребенка с ОВЗ, 6 ребят из группы риска. Дети из разных семей :,есть семьи соц-но малообеспеченные ,много детей из неполных семей, семьи из ближнего зарубежья(в основном с одной мамой).
Я провела психолого-педагогическую диагностику ,в этом мне помогла психолог Любовь Леонидовна Антонова.
Также вместе с социальным педагогом был составлен социальный паспорт класса. Проведя такую всестороннюю диагностику, необходимо сделала анализ и соответствующие выводы, составила подробнейшую характеристику каждому ребёнку. Имея такие сведения можно начинать серьезную работу с родителями
2. Диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Для изучения семей я использую различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры,- которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
3. Формы повышения психолого-педагогических знаний родителей
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся занимает психолого-педагогическое просвещение. Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание, тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".
4. Организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Одной из форм участия родителей является деятельность классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся родители. Родительский комитет рассматривает различные вопросы, привлекает родителей к организации и проведению в классе мероприятий учебного и внеучебного плана (т.е осуществляет помощь классному руководителю).
Обязательно привлекаю родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию в делах класса. Так одной из форм классной работы является ежегодные «семейные» праздники «Новогодний Огонек», «Масленница», а так же плановая работа школьной социально-педагогической службы с привлечением специалистов Отдела профилактики негативных проявлений среди обучающихся центра «Перекресток». Эти общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали значимость своей семьи.
Я, привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, обращаю самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей. И эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и многое другое. Главное - поощрение должно быть. Это огромный стимул для дальнейшего продуктивного сотрудничества родителей и школы.
Для себя в работе с детьми и их родителями я выработала несколько принципов, которым я следую и хочу с вами поделиться.
Слайд 3
Быть классным руководителем, это значит:
-взять на себя большую ответственность;
-уметь слушать и понимать;
-заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;
-помогать. Во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
-руководить и поддерживать дисциплину;
-заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
-быть всегда на стороне справедливости.
Слайд4В общении с детьми и их родителями:
1.Не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.
2.Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.
3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.
4.Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
5.Избегай обвинений.
6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Слайд 5
От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа.
Джон Локк