Методическая разработка на тему: «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся на гитаре шестиструнной в учреждении дополнительного образования»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район



Методическая разработка
Тема: «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся на гитаре шестиструнной в учреждении дополнительного образования»

Подготовила педагог дополнительного образования С.И. Черных





г. Крымск
2016 г
«Как бы ни был прост музыкальный
инструмент, он может передать нам с помощью своего звучания
дух не только великого артиста,
но и целого поколения и даже эпохи»
Э. Пухоль      Гитара  – самый массовый музыкальный  инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.
В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так  и шестиструнная.  В отличие от семиструнной гитары, шестиструнная  гитара развивалась в России XVIII-XIX веков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бытового романса. Первыми её распространителями в отечественной культуре были иностранцы, итальянские композиторы при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. В начале XIX века появляются школы и пособия для шестиструнной гитары, например И. Гельза, И.А. Березовского – здесь большей частью обнаруживается опора на испанскую и итальянскую классику – гитарные произведения М. Джулиани, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора. Немалую роль в распространении в России шестиструнной гитары играли гастроли выдающихся зарубежных гитаристов – в 1822 году в Петербурге проходили выступления итальянца М. Джулиани, 1823 в Москве – испанца Ф. Сора и т.д.
Наиболее  крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструнной гитары были Николай Петрович Макаров (1810 – 1890 г.г.) и Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883 г.г.). Н.П. Макаров снискал известность уже в конце 1830 – 40 годах во многих странах мира как великолепный гитарист-виртуоз, но главной его заслугой явилась организация в 1856 году в Брюсселе Первого международного конкурса «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». В 1874 году выходят его «Несколько правил высшей гитарной игры» – советы по усовершенствованию гитарной техники (исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм и т.д.).
 Ещё более значительный вклад в искусство  гитары внёс М.Д. Соколовский. Гастроли этого музыканта, начавшиеся с 1841 года по городам России, затем в различных европейских странах и ставшие триумфальными, принесли ему славу одного из крупнейших исполнителей-гитаристов (аккомпанировал – Н.Г. Рубин-штейн). Последний публичный концерт М.Д. Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году, а затем музыкант поселяется в Вильнюсе, где занимается педагогической деятельностью.
      Итак, шестиструнная гитара уже с самого начала своего бытования в России утвердилась в общественном сознании преимущественно как инструмент академический. С середины XIX века значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.
Определённую  просветительскую направленность в  первые годы XX века приобрели также различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова (1866-1918 г.г.), В.П. Лебедева (1867-1907 г.г.), А.П. Соловьёва (1856-1911 г.г.), В.Г. Успенского (1879-1934 г.г.), В.М. Юрьева (1881-1962 г.г.). Роль  В.А. Русанова, который являлся также  композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XX столетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.
Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного  искусства в начале XX века выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента – «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары,  но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XX века приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.
      Со  второй половины 1950-х годов существенно  активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с уже упоминавшимися А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский (1938-1988 г.г.), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923-1994 г.г.), Лев Филиппович Андропов (1926-1980 г.г.), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923-1979 г.г.), интерпретации которых принадлежат к наиболее значительным достижениям. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполнительства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов – Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М. Гелисом ещё в довоенные годы).  Наибольшее  же значение в развитии гитарного  исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов наших дней Александра Камилиовича Фраучи (р. 1954 г.) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942 г.) позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов наших дней – композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Виктором Викторовичем Козловым (р. 1958), также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бординой (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), равно как и с видными украинскими гитаристами Валерием Яковлевичем Петренко (р. 1939), Николаем Петровичем       Михайленко (р. 1952), Владимиром Игоревичем Доценко (р. 1962) и многими другими – стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.
Достаточно позднее признание гитары в качестве профессионального инструмента и её включение в специальные дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощущается недостаток исторической и методической литературы, освещающей различные вопросы художественного и технического развития гитаристов.
Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Учреждения дополнительного образования становятся для некоторых обучающихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Среди инструментов наиболее востребован и популярен шестиструнная гитара.
Педагог, его мастерство напрямую связаны с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно, и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.
        Считаю своей главной задачей - научить детей любить, понимать музыку, прекрасно владеть музыкальным инструментом, а так же уметь применять полученные знания на практике.       
Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех педагога – это успех его учеников. Я анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Речь идёт о новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
Я работаю в учреждении дополнительного образования более 30 лет. Тем временем близко соприкасаюсь с общеобразовательной школой. Наблюдая за детьми, обучающимися музыке, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, можно заметить, что первые более развиты во всех отношениях. Ведь в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Эти занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Эстетическое воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
Опыт моей работы позволяет считать, что развитие эстетического отношения к собственной деятельности у детей вполне осуществимо и действительно является движущей силой формирования развития творческих способностей. Самое важное в музыкальном образовании ребенка – установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать. Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю и дисциплину – ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов, зимой и летом, в будни и праздники, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.Ученые доказали, что дети, занимающиеся музыкой, обходят своих сверстников по уровню структурного мышления. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные струны, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминает нотный текст. Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания – залог успешного решения важнейшей сегодня задачи развития творческих сил подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в жизненной материальной среде, во всем укладе жизни. При таком понимании эстетическое воспитание может стать значительной позитивной общественной силой, эффективным средством пробуждения и развития истинно человеческих качеств. Необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе, с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических и психолого-педагогических положений формирования исполнительских умений и навыков обучающихся, с другой стороны, определяют актуальность данного опыта, направленного на анализ теории и практики обучения исполнительскому искусству и разработку оптимальной методики, позволяющей качественно повысить уровень подготовки гитаристов.
Основу моей методики составило формирование комплекса исполнительских умений и навыков гитаристов.
Изучение имевшихся в литературе научно-методических и научно-педагогических работ, в том числе и «Школ игры на гитаре», «Самоучителей» и других методических пособий, а также обобщение более чем тридцатилетнего опыта преподавания в детской музыкальной школе позволили мне решить ряд задач и встречающихся проблем на этапе обучения в классе гитары. Важнейшими из которых являются:
- обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки обучающихся, для чего необходимо сочетание различных форм.
- обеспечение правильности подбора учебного репертуара гитаристов в процессе обучения (при этом необходимо учитывать как индивидуальные особенности обучающегося, так и характерные особенности музыкального произведения);
-параллельное развитие, как технической, так и художественной сторон обучающегося.
Цель моей работы: расширение социально-культурного пространства для самореализации личности.
В ходе занятий музыкой решаются три тесно связанные между собой задачи музыкального учебно-воспитательного процесса:
- обучающие: овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
- развивающие: формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее, прочных музыкально-исполнительских умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;
-воспитательные: воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, аккуратности, активности и других качеств личности.
Основной задачей обучения является расширение художественного кругозора школьников, привитие им интереса и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее.
Обучение игре на шестиструнной гитаре по возможности ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в систему обучения («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор» и др.). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых учащимся в их творческой деятельности.
Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересованность в предмете появляется у ребят в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков. Поэтому преподавание инструментального обучения должно быть нацелено, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой — на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у обучающихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях дети видели не только учебный предмет, но и источник активной творческой деятельности.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, нужно учитывать необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления в процессе музыкально-исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Совместно с этим нужно давать учащимся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографий композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений и т. п.).
Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений) обязательно нужно ориентировать детей на развитие у них широкой всесторонней музыкальной культуры. Поэтому я уделяю внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: ребята изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные особенности музыки. В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время для обучения игре по слуху, транспонированию, чтению нот с листа. Работу по формированию этих умений нужно вести систематически в течение всего процесса обучения.
Современная прогрессивная педагогика, учитывая возрастные особенности раннего развития детей, использует их естественное стремление к активным проявлениям. Стремясь в своих играх подражать деятельности взрослых, дети легко постигают формы музыкального общения. Поэтому важно с самых первых уроков заняться изучением самого инструмента, на котором по мере развития ученик будет учиться воплощать свои творческие планы. Уже на первых уроках ученика желательно познакомить с назначением гитары, показать разнообразие возможностей инструмента. Подражая педагогу, дети стремятся музицировать, участвовать в концертах и как артисты, и как слушатели, иллюстрировать музыкой игру своего воображения.
Постепенно развиваясь, ученик расширяет круг знаний, умений, навыков, что позволяет ему прикоснуться художественным произведениям, представляющим собой подлинные ценности искусства.Таким образом, организующим началом, направляющим интересы детей, служит игра педагога и беседы, проводимые им с учеником и всем объединением, сопровождаемые показом записи музыки.
Однако серьезное развитие музыкальных интересов произойдет у учащихся только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамоты и воспитаны умения в обращении с инструментом. Решению этих двух задач должен быть подчинен весь процесс обучения. Изучение учащимися музыкальной грамоты начинается с чтения отдельных знаков, а затем переходит в чтение сложной системы взаимозависимости этих знаков, чтение нотного текста, изучение произведении.
Для первых лет обучения это сложный и трудоемкий процесс. Современные тенденции в прогрессивной музыкальной педагогике выражаются в требовании, чтобы в основу представлений о высотной записи было положено восприятие лада, организованной последовательности звуков. Важно, чтобы в ладу дети сразу же могли выделить основные ступени, определяющие организацию лада. Вот почему необходимо уже в самом начале обучения в звукорядах мажора и минора выделять тонику, субдоминанту, доминанту, то есть первую, четвертую, пятую ступени и, следовательно, интервалы кварты и квинты, затем секунды и терции. Такой подход вводит ученика в жизнь музыкальных соотношений, которые выражаются не только в высотных, но и в ритмических сопоставлениях. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс развития внутренних слуховых представлений. Эти представления, будучи внутренними, скрытыми, могут проще всего быть воспроизводимы в пении. Отсюда вытекает огромная воспитательная роль хора и сольфеджио.
В последнее десятилетие приходят учиться все большее количество детей с нарушениями общей и мелкой моторики, координации, эмоционально-волевой сферы. В исследованиях нейрофизиологов доказывается прямая зависимость развития тонкой моторики и высших психических функция. Раннее обучение на гитаре является сильнейшим стабилизирующим, коррекционным фактором.Основная задача обучения – развитие собственно музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти), воображения, мышления, творческих задатков, привитие первоначальных задатков инструментальных навыков.Метод преподавания должен быть гибким, варьированным и полностью зависящим от индивидуальности ученика. Успешность обучения определяется умением учителя формировать положительную мотивацию у ребенка. Уроки должны приносить радость, чувство удовлетворения.
Обучение через игру – главный дидактический принцип на начальном этапе работы. Сказки, стихи, рисунки, танец, движение – все, что будит воображение ребенка, раскрепощает его, необходимо использовать в обучении.На занятии решается комплекс задач, но непременным условием является следование дидактическому правилу «от простого к сложному». Учебный материал должен быть обширным, хорошо подобранным с точки зрения учебных задач, художественно разнообразным.
Современная методика делает упор на приобщение ученика к различным видам творчества, которые не только интенсифицируют учебный процесс, но и становятся хорошим стимулом для музыкальных занятий. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Особенность ДМШ заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух учреждениях — общеобразовательном и дополнительного образования. Большинство учатся «для себя», но некоторые поступают затем в музыкальные училища и колледжи. Поэтому одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.

Организационные формы учебно-воспитательного процесса - это индивидуальные, ансамблевые занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Основной формой учебной и воспитательной работы в объединении гитары шестиструнной является занятие, проводимое в индивидуальной форме педагога с учеником. Индивидуальное общение создает все условия для всестороннего изучения и воспитания каждого обучающегося. Оценка его психологических и профессиональных особенностей обусловливает конкретные педагогические задачи и методы работы. Я постоянно стараюсь выявлять и поддерживать встречную творческую инициативу ученика, воспитывать способность самостоятельно решать художественные задачи. Важным является подведение итога каждого занятия, что прививает обучающемуся осознанное критическое отношение к собственной работе.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от систематичности занятий. Насыщенность учебного репертуара сочинениями разных жанров и стилей создает благоприятную ситуацию для изучения, сравнения, систематизации музыкального материала.
В жизни современного общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний, умений.
Музыкальные занятия с детьми надо строить так, чтобы заинтересовать их, научить активно усваивать материал. Изучаемые произведения нужно проигрывать ученику. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы.
Большое значение имеет правильная организация домашних занятий. Учитывая загруженность учащихся, я стараюсь помочь им составить режим дня, выделить для занятий музыкой определенные часы. План ежедневной домашней работы записываю в дневник. В план домашней работы, помимо изучения гамм, этюдов, пьес включаю повторение пройденного репертуара.
Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. Игра в ансамбле имеет огромное воспитательное значение в создании коллектива.
Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому учащиеся должны получить практические навыки аккомпанемента.
Каждому музыканту необходимо также умение подобрать мелодию по слуху. Начинать эту работу следует с самых простых мелодий. Умение подобрать мелодию и аккомпанемент, транспонировать в другие тональности имеет важное значение для музыкального развития учащегося и его практической музыкальной деятельности.
Одним из видов работы в моём объединении является чтение нот с листа, для которого нужно подбирать материал более легкий, чем изучаемый по программе.
Я стараюсь учить осмысленному прочтению и точному воспроизведению нотного текста. Чтение нот с листа вызывает у ученика стремление самостоятельно знакомиться с музыкальными произведениями. Систематическая практика - лучший способ прочно освоить этот навык.
В репертуар ученика отбираю высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по форме и содержанию (полифонические сочинения, произведения крупной формы, пьесы русских, советских и зарубежных композиторов, народную музыку, этюды).

Я очень тщательно продумываю подбор материала при планировании учебной работы. Избегаю включения в план произведений, превышающих возможности ученика или не соответствующих его возрастным особенностям. Исходя из индивидуальных особенностей обучающегося, учета его возраста, способностей, интересов, использую наиболее эффективные методы обучения. Особенно важен дифференцированный подход к учащимся старшего возраста.
Считаю, что в обучении всех детей без исключения, независимо от их природных способностей, использование музыки - пусть с разной степенью "углубления" - должно быть обязательным
Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.
Заключение.
Музыкально одарённые дети, конечно же, нас интересуют в большей степени. Музыкальная одарённость – это «… качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» (Б.Теплов). В состав музыкальной одарённости входит комплекс способностей, которые мы называем музыкальностью. Признак музыкальности – переживание музыки, создание и воплощение образа, задуманного композитором, автором.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывность образования становится реальностью. Образованность в совокупности с творчеством поднимает детей на более высокую ступень и становится необходимостью в их жизни.
Развитие творческой личности на уроках в музыкальной школе – трудная задача. А это значит, что нам снова предстоит работать, искать, апробировать и снова искать.