Адаптированная программа по русскому языку для 9 года обучения детей с ОВЗ (8 вид)

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи»
9класса


Настоящая рабочая программа предмета «Чтение и развитие речи» для обучающегося 9 класса с ОВЗ (VIII вид ) составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 –п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под. ред. В. В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;
Учебного плана МКОУ Гилёвской ООШ № 19 ,утверждённого приказом № 125 – ОД от 02.09.2015 г. руководителя ОУ и рассмотренного на педагогическом совете. (Протокол №01 от 31.08.2015 г);


Пояснительная записка. 
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1»/ Под ред В.В. Воронковой, ГИЦ «Владос», Москва, 2012г.. Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи».
Количество часов в 2015-2016 учебном году по программе – 105 часов , количество часов в неделю – 3. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимся.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой и М.И. Шишковой «Чтение».- М.: Просвещение, 2007г.
Чтение и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение чтение носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.


Цель – совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения.

Задачи:

1.Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
2.Выделение главной мысли произведения.
3.Составление характеристики героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам , объяснение причин тех или иных поступков героев(с помощью учителя)
4.Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
5.Пересказывать содержание прочитанного.
6.Знание основных сведений о жизни писателей. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь:
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Обучающиеся должны знать:  - наизусть 10 стихотворений; - 2 прозаических отрывка.

Практические работы




Тема

Часы

1
Устное народное творчество

1.1 Сочинение по картине
В. М. Васнецова «Богатыри»


1.2 Изложение «Осень»


2 ч.

1 ч.


1 ч.

2


Из произведений русской литературы 19 века
В. А. Жуковский

2.1 Отзыв на сказку «Три пояса»
В. А. Жуковского по плану

1 ч.



1 ч.

3
А. С. Пушкин

3.1 Работа по картине
И Левитана «Золотая осень»

3.2 Викторина по произведениям А. С. Пушкина


2 ч.

1 ч.


1 ч.

4
Н. В. Гоголь

4.1 Работа по картине
А. И. Куинджи «Украинская ночь»


1 ч.

1 ч.


5
А. А. Фет

5.1 Внеклассное занятие «Гадания»




1 ч.

1 ч.


6

Из произведений русской литературы 20 века
А. П. Чехов

6. 1 Сочинение «Пушкин в Михайловском»


1 ч.



1 ч.

7
М. А. Шолохов

7.1 Сочинение «Когда я болен»

7.2 Изложение по плану « Побег из плена»


2 ч.

1 ч.

1 ч.

8
Н. М. Рубцов

8.1 Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»


1 ч.

1 ч.

9
Ю. И. Коваль

9.1 Работа по картине
А. Саврасова «Грачи прилетели»

1 ч.

1 ч.

10
Повторение

10.1 Викторина по
произведениям

10.2 Сочинение «Ежели вы вежливы»

10.3 Изложение «Бегство в Египет»

3 ч.


1 ч.

1 ч.

1 ч.



Итого


15 ч.































Календарно-тематическое планирование


№ урока
Содержание материала
Часы

Словарная работа
Наглядность
Развитие речи
Дата







план
факт


Устное народное творчество
1 ч.

Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин
































Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин

02.09


1
Русские народные песни
«Колыбельная»

1 ч.
почивай

Ответить на вопросы
04.09


2
«За морем синичка»

1 ч.
вертлявая

Объяснить характер песни
08.09


3
Былина «На заставе богатырской»

1 ч.
застава, есаул, атаман, палица

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
1 ч.
09.09


4-5
«Сказка про Василису Премудрую»
2 ч.
лампада

Пересказать по плану
11.09
15.09


6
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
1 ч.
указ

Читать по ролям. Пересказать прочитанное
16.09


7
Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1 ч.


Изложение «Осень»
1 ч.
18.09


8
Творчество и биография
В. А. Жуковского
1 ч.
поселянка

Ответить на вопросы
22.09


9-10
В. А. Жуковский «Три пояса»
2 ч.
посадник, гусли

Читать по ролям
Отзыв на сказку по плану
1 ч.
23.09
25.09


11
И.А.Крылов. Биографическая справка

1 ч.
мораль

Ответить на вопросы
29.09


12
И. А. Крылов «Кот и повар»

1 ч.
ритор, нравоучение

Выразительно читать

30.09


13
Творчество и биография
А. С. Пушкина
1 ч.



02.10


14
15
16
17
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»




4 ч.
чертог, фимиам, персы, риза, арап, десница


Читать по ролям
Подготовить рассказ о Руслане и Людмиле

06.10
07.10
09.10
13.10


18
19
20
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
3 ч.
полотно, камердинер, борзая

Работа по картине
И Левитана «Золотая осень» 1 ч.
14.10
16.10
20.10


21
Викторина по произведениям
А. С. Пушкина
1 ч.



21.10


22
Обобщающий урок
1 ч.



23.10







23
Творчество и биография
М. Ю. Лермонтова
1 ч.
критик, период
портрет, выставка книг
Ответить на вопросы
27.10


24
М. Ю. Лермонтов
« Тучи»

1 ч.
изгнанник

Выучить наизусть
28.10


25
М. Ю. Лермонтов
«Баллада»

1 ч.



30.10


26
М. Ю. Лермонтов
«Морская царевна»

1 ч.
пучина, перл, чело, очи

Дать описание моря.
Разделить на части
10.11


27
Творчество и биография
Н. В. Гоголя
1 ч.
чиновник, отзыв
Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин
Читать по ролям
11.11


28
29
30
Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»
3 ч.
бандура, сотник, зеницы

Пересказать прочитанное по частям
13.11
17.11
18.11


31
Вн. чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1 ч.


Работа по картине
А. И. Куинджи «Украинская ночь» 1 ч.
20.11


32
Творчество и биография
Н.А. Некрасова
1 ч.
невзгоды

Ответить на вопросы
24.11


33
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»

1 ч.
кручина

Выразительно читать
25.11


34
Н.А. Некрасов
«Саша»

1 ч.
спорится

Ответить на вопросы
27.11


35
Вн. чтение «Мать»
Н. А. Некрасов

1 ч.
аркан

Работа по картине В. Д. Поленова «Горелый лес»
01.12



36
Творчество и биография
А. А. Фета
1 ч.
титул, отставка

Ответить на вопросы
02.12


37
А. А. Фет «На заре ты её не буди»

1 ч.
ланита

Дать описание девушки
04.12


38
А. А. Фет
«Помню я ...»
1 ч.
гадание

Вн. занятие «Гадания»
1 ч.
08.12


39
А. А. Фет «Это утро...»
1 ч.
вереница, зык

Выразительно читать
09.12



40

Творчество и биография
А. П. Чехова

1 ч.

псевдоним

Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин

Сочинение «Пушкин в Михайловском» 1 ч.

11.12







41
А. П. Чехов «Злоумышленники»
1 ч.
живец, уклейка, пескарь

Читать по ролям
Обсудить ситуацию
15.12


42
А. П. Чехов «Пересолил»


1 ч.
землемер,
к черту на кулички

Дать описание внешнего вида обоих персонажей рассказа
16.12


43
Вн. чтение «Рассказы А. П. Чехова»
1 ч.



18.12


44
Творчество и биография
М. Горького
1 ч.
псалтырь, часослов

Ответить на вопросы
22.12


45
М. Горький «Песня о соколе»
1 ч.
бредни

Найти в рассказе выражения, ставшие пословицами
23.12


46
Творчество и биография В. В. Маяковского
1 ч.
новатор

Ответить на вопросы
25.12


47
«Необычайное приключение, бывшее с
В. Маяковским летом на даче»
1 ч.
ретируясь, степенный
Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин
Пересказать содержание
29.12


48
М. И. Цветаева «Красной кистью»

1 ч.
Иоанн Богослов

Выучить наизусть
12.01


49
М. И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»
1 ч.
вопль

Найти противопоставления
13.01


50
Творчество и биография
К. Г. Паустовского
1 ч.
скитания

Ответить на вопросы
15.01


51
К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»
1 ч.
поставец, картуз

Описать природу
19.01


52
Творчество и биография
С. А. Есенина
1 ч.
пейзаж

Ответить на вопросы
20.01


53
С. А. Есенин «Нивы сжаты...»

1 ч.
месяц


22.01


54
С. А. Есенин «Собаке Качалова»


1 ч.
норовит

Ответить на
вопросы
26.01












55

Творчество и биография
М. А. Шолохова

1 ч.

самообразование

Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин






























Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин
Сочинение «Когда я болен» 1 ч.

27.01


56
М. А. Шолохов «Судьба человека»
2 ч.
лагерфюрер, шнапс

Составить план « Побег из плена»
Изложение по плану 1 ч.
29.01
02.02


57
Вн. чтение
М. А. Шолохов

1 ч.



03.02


58
Творчество и биография
Е. И. Носова
1 ч.
сверстник


05.02


59
Е. И. Носов «Трудный хлеб»

1 ч.
ситник, кропаль

Составить хар-ку Чанги.
09.02


60
Творчество и биография
Н. М. Рубцова
1 ч.
слесарь

Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1 ч.
10.02


61
Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

1 ч.
обитель, погост


12.02


62
Н. М. Рубцов «Русский огонёк»
1 ч.
оцепенели

Сравнить содержание стих-ия и сюжет картины И. Левина «Озеро»
16.02


63
Н. М. Рубцов «Зимнии песни»

1 ч.
пророчить

Выучить наизусть
17.02


64
Творчество и биография
Ю. И. Коваля
1 ч.
юмор, сатира

Ответить на вопросы
19.02








65
66
67
68
Ю. И. Коваль
« Приключения Васи Куролесова»
4 ч.
кушак, каратель

Читать по ролям.
Пересказать содержание
24.02
26.02
01.03
02.03

69
Вн. чтение.
Ю. И. Коваль

1 ч.


Работа по картине
А. Саврасова «Грачи прилетели» 1 ч.
04.03


70
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

1 ч.



вереск


09.03


71
Творчество и биография
Э. Сент-Томпсона
1 ч.
интеллигент




Ответить на вопросы
11.03



72
73
74

Э. Сент-Томпсон «Снап»



3 ч.

бультерьер, снап


15.03
16.03
18.03


75
76
Вн. чтение
Жюль Верн «Таинственный остров»
2 ч.



22.03
23.03


77
Творчество и биография
Д. Даррелла
1 ч.




экспедиция

Ответить на вопросы
25.03


78
79
80
Д. Даррелл «Живописный жираф»

3 ч.



аристократ



05.04
06.04
08.04


81
82
83
Повторение по теме «Устное народное творчество»

3 ч.










Портреты авторов,
выставки книг,
иллюстрации,
репродукции картин
Сочинение «Ежели вы вежливы» 1 ч.
12.04
13.04
15.04


84
85
86
Вн. чтение
«Сказки народов мира»

3ч.



19.04
20.04
22.04


87
88
89
Повторение по теме
« Произведения русской литературы 19 века»

3 ч.



26.04
27.04
29.04


90
91
92
Повторение по теме «Произведения русской литературы 20 века»

3ч.



03.05
04.05
06.05


93
94
95
Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»

3 ч.



10.05
11.05
13.05


96
97


Викторина по
произведениям



2ч.


Изложение «Бегство в Египет» 1 ч.
17.05
18.05


98


Обобщающий урок


1ч.



20.05


99
Урок-зачёт по прочитанным
произведениям




Краткий рассказ прочитанных произведений.
24.05


100-105
Резерв





25.05
27.05
31.05





Список используемой литературы.
1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2012г.
2. Учебно – методическое пособие: Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.
3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.
4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.
5. Бородин С. М. , Бородина В. А. “Учим читать”.
6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
8. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.
10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.
11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
12. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. – М., 2008.
13.Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
14.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит. 1989.
15. Громов М.П. Книга о Чехове. – М., 1989.
16. Воронов В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.
17. Поурочные разработки по русской литературе 20 века Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003
18. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам – М.: Изд-во МГУ, 1997.
19.Золотой сон души. О русской поэзии рубежа XIX-XX вв.: Людмила Смирнова Санкт-Петербург, Водолей, 2009 г.

Литература для внеклассного чтения.
А. А. Ахматова «Стихотворения»
Жюль Верн «Таинственный остров»
К. Г. Паустовский « Телеграмма»
М. М. Зощенко. Рассказы.
«Сказки народов мира»
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н. А. Некрасов «Мать»
А. П. Чехов. «Дом с мезонином»
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»


 "$LXZф15