Рабочая программа по литературному чтению ( обучению грамоте) 1 класс




Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Ситниковская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс
на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальных классов.
Автор: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова












Составитель: Горячева Е.В.
учитель начальных классов

с.Ситниково 2016


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897)
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 01.11.2011. № 03-776)
- Авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений.
Общая характеристика предмета
Начальным этапом изучения литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учащихся, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе литературного чтения, так и в курсе русского языка. Обучение чтению идет параллельно с обучением письму с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают первоначальными навыками чтения.
      В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.      В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований семьи и школы к учащимся, воспитание у детей положительного отношения к учебе.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


1 класс
Обучение грамоте (92 ч)


Наименование разделов и тем
Всего часов

1
Подготовительный период
14

2
Букварный (основной) период
64

3
Послебукварный период
14


Итого
92

Литературное чтение (40 ч)


Наименование разделов и тем
Всего часов

1
«Жили- были буквы»
8

2
«Сказки, загадки, небылицы»
7

3
«Апрель, апрель! Звенит капель»
5

4
«И в шутку и всерьез»
6

5
«Я и мои друзья»
6

6
«О братьях наших меньших»
8


Итого
40



Место предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте).


Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета
В первом классе
личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

( оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
( оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
( эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
( понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
( высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебников «Русская азбука» и «Литературное чтение».

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Работать в паре.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
1 класс
( воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
( осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 20 слов в минуту;
( отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
( подробно пересказывать текст;
( составлять устный рассказ по картинке;
( заучивать наизусть небольшие стихотворения;
( соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
( различать рассказ и стихотворение.


Ведущие формы и методы обучения на уроке: практический, самостоятельный, поисково-экспериментальный, игровой; самостоятельная, групповая, индивидуальная, парная работа, взаимная проверка заданий, проверка и контроль.


Критерии оценивания работ по литературному чтению

При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать способ чтения, беглость, правильность, выразительность, понимание прочитанного, владение речевыми навыками и умением работать с текстом, умение работать с книгой.
Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавно–слоговой, целыми словами способ чтения без ошибок при темпе не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Повышенному уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 1 до 2 ошибок, темп чтения не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся  может понять определённые слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок при темпе ниже 25 - 30 слов в минуту. Учащийся не может понять определённые слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Ниже среднего уровня  развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 25 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в детской книге, легко вычленять на обложке и прочитывать название, определять тему, сопоставлять три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации).
 Повышенному уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания.
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему, принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
Ниже среднего уровня  уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой ученик не может самостоятельно ориентироваться в книге, не вычленяет, не прочитывает  название, не может определить тему.





















Календарно-тематическое поурочное планирование
по литературному чтению (4ч в неделю, 33 уч. недели)

уро

Тема

Виды деятельности обучающихся
Примерные сроки

Подготовительный период (14 ч)

1
«Азбука» - первая учебная книга.

Ориентироваться в «Азбуке».
Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).
Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их. а использовать закладку и т. л.
Использовать эти правила при работе с «Азбукой».
Отвечать на вопросы учителя о правилах повеления на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).
Оценивать результаты своей работы на уроке
Принимать учебную задачу урока и осуществлять её
решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).
Выделять из речи предложения.
Определять на слух количество предложений и высказывании.
Выделять из предложения слово.
Произносить слова по слогам
Определять количество слов в предложении
Определять в слове ударный слог
Сопоставлять схему слова со словом
Отличать гласные и согласные звуки
Характеризовать выделенный звук, доказывать , что он гласный.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то. что говорят другие.
Отвечать на вопросы учителя.
Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с
заданным звуком.
Различать звуки родной речи.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и называть слог -слияние
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов.
Подбирать слова с заданным ударным звуком.
Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.




2
Речь устная и письменная. Предложение.




3
Слово и предложение.





4
Деление слов на слоги.






5
Ударение.




6
Звуки в окружающем мире и в речи.





7
Гласные и согласные звуки.




8
Слог-слияние.




9
Слияние согласного звука с гласным.



10
Гласный звук [ а], буквы А, а.



11

Гласный звук [ о] Буквы О, о.




12
Гласный звук [ и] Буквы И, и.




13
Гласный звук [ ы] Буква ы.




14

Гласный звук [ у]
Буквы У, у.



Букварный (основной) период ( 64 часа)


15
Согласные звуки [н], [н,] Буквы Н, н.


Слышать и различать новые звуки в словах
Принимать учебную задачу урока.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками Выделять звуки в процессе его звукового анализа,
наблюдать над особенностями их произнесения.

Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их.



Слышать и различать новые звуки в словах.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную,
печатную и письменную буквы С, с.
Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами.
Приводить примеры слов с новыми звуками.
Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).
Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного.
Составлять слоги-слияния.
Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Читать текст вслух.
Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Соотносить текст и иллюстрацию.
Продолжать текст по его началу с опорой на иллюстрацию.
Рассказывать о красоте осенней природы (на основе жизненных впечатлений).
Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Отвечать на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить лесных обитателей?».
Формулировать под руководством учителя простейшие правила поведения в лесу и парке.
Объяснять смысл пословицы.
Отгадывать загадку.
Читать наизусть стихотворение.
Наблюдать за изменением формы слова (осины осина).
Наблюдать над родственными словами,
Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова Отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать п Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Выкладывать из разрезной азбуки слоги

Читать слова и предложения


Определять место изученной буквы на «ленте букв».




16
Чтение слогов и слов с буквой Н.



17
Согласные звуки [с], [с,] Буквы С, с.





18
Чтение слогов и слов с буквой С.



19
Согласные звуки [к], [к,] Буквы К, к.





20

Чтение слогов и слов с буквой К.






21
Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.





22-23
Чтение слогов и слов с буквой Т.



24
Согласные звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.



25-26
Чтение слогов и слов с буквой Л.



27
Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р.




28
Чтение слогов и слов с буквой Р.




29
Согласные звуки [в], [в,]. Буквы В, в.




30
Чтение слого и слов с буквой В.



31
Буквы Е, е. – показатель мягкости согласных.







32



Чтение слогов и слов с буквой Е.




33
Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.





34
Чтение слогов и слов с буквой П.




35

Согласные звуки [м], [м,]. Буквы М, м.




36
Чтение слогов и слов с буквой М.




37
Согласные звуки [з], [з,]. Зуквы З, з




38
Чтение слогов и слов с буквой З.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками.
Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.



39
Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.





40
Чтение слогов и слов с буквой Б.





41
Согласные звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками.
Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Определять место изученной буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками.
Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Знакомство с буквой Я как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.
Анализ схем – моделей слов.
Сравнение звукового состава слов и их буквенной записи.


42
Чтение слогов и слов с буквой Д.




43
Буквы Я, я.




44

Буква Я – показатель мягкости.




45
Чтение слов с буквой Я.



46
Чтение слов и предложений с изученными буквами.



47

Согласные звуки [г], [г,]. Буквы Г, г





Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Выделение звуков (г( и (к( из слов.
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.



48
Чтение слогов и слов с буквой Г.





49
Согласный звук [ч,]. Буквы Ч, ч.


Определять место изученной буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками.
Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.



50

Чтение слогов и слов с буквой Ч. Сочетания «ча», «чу», «чк», «чн».

Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.



51

Буква ь.

Наблюдать за изменением формы слова (осины осина).
Наблюдать над родственными словами,
Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова
отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать
правильность ответов.









52
Буква «ь» - показатель мягкости.



53
Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш.




Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.



54

Чтение слогов и слов с буквой Ш.

Наблюдать над родственными словами,
Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать
правильность ответов.


55

Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж.




56
Чтение слогов и слов с буквой Ж.

Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.


57
Гласные буквы Ё, ё.

Наблюдать за изменением формы слова.
Наблюдать над родственными словами,
Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов.








58

Буква «ё» после согласных.



59
Чтение слогов и слов с буквой Ё.



60
Звук [й,]. Буква «й».


Выделение звука (й( из слов; его характеристика, обозначение буквой. Распознавание нового звука в словах вне слияния, определение места звука (й( в словах.
Чтение слов с новой буквой.


61

Чтение слогов и слов с буквой Й.






62

Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Выделение звуков (х( и (х’( из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


63
Чтение слогов и слов с буквой Х.




64
Повторение и закрепление изученных букв.




65
Гласные буквы Ю, ю

Чтение слов с буквой Ю. Чтение коротких текстов, составление вопросов по содержанию, пересказ, озаглавливание текста. Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, доступных первокласснику.




66
Буква Ю – показатель мягкости.



67
Чтение слогов и слов с буквой Ю.





68
Согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц.




Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.



69

Чтение слогов и слов с буквой Ц.





70
Гласный звук [э]. Буквы Э, э.


Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.


71
Чтение слогов и слов с буквой Э.




72
Согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ.




Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.


73
Чтение слогов и слов с буквой, сочетаниями «ща» - щу»






74
Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.

Выделение звуков (ф( и (ф’( из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


75
Чтение слогов и слов с буквой Ф.



76
Разделительный Ь

Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.


77
Разделительный Ъ.
Чтение слов с разделительным твёрдым знаком. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений.



78
Алфавит

Принимать учебную задачу урока.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Рассматривать выставку книг
Определять тему выставки на основе предложенных вариантов. Находить знакомые книги.




Послебукварный период (14ч)

79
К. Ушинский «Наше отечество».
Распределять роли; читать по ролям.
Декламировать стихотворение хором.
Самостоятельно читать наизусть.
Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки.
Читать самостоятельно наизусть



80
В.Крупин «Первоучители славянские»



81
«Первый букварь».



82
А.С. Пушкин «Только месяц показался»
Рассматривать выставку книг
Определять тему выставки на основе предложенных вариантов. Находить знакомые книги.



83
Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

Рисовать словесные картины.
Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст.
Читать текст самостоятельно.
Называть героев рассказа.
Отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. Рассказывать по рисунку о событиях, изображенных на рисунке.
Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем



84
К.Д. Ушинский Рассказы для детей.




85
К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон»



Читать стихотворения.
Объяснять смысл слов.
Определять героев стихотворения.



86
В.Бианки «Первая охота»

Рисовать словесные картины.
Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст.
Читать текст самостоятельно.
Называть героев рассказа.
Отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. Рассказывать по рисунку о событиях, изображенных на рисунке.



87




С.Я.Маршак «Дважды два»,







88
М.М.Пришвин «Глоток молока»




89
А.Л.Барто «Помощница»



Сравнение стихотворений и рассказов. Определение героев произведения. Распределение ролей. Разыгрывание диалога. Сравнивать рассказ и стихотворение.


90

В.Осеева «Печенье»

Выразительное чтение произведения.



91
Б.В.Заходер «Два и три»
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений.


92
Стихотворения В.Д.Берестова
Выразительное чтение стихотворений.








Вводный урок (1ч)

93
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова
.

Жили-были буквы. – 7 ч.

94
В. Данько «Загадочные буквы».



Прогнозировать содержание раздела.
Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Выбирать книгу по заданному параметру.
Воспринимать на слух произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.
Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.
Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.
Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.
Использовать приём звукописи при изображении различных героев.
Читать стихи наизусть.
Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)





95
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А», С. Черный «Живая азбука»





96
Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет», Г. Сапгир «Про медведя»





97
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»





98
И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука»





99
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».






100
Обобщение по теме «Жили-были буквы».



Сказки, загадки, небылицы. ( 7 ч.)

101


Е. Чарушин «Теремок».


Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным
планом, обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Читать известную сказку плавно, целыми словами, при
повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Анализировать представленный в учебнике картинный план.
Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Рассказывать сказку на основе картинного плана.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную
Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по
памяти.
Сравнивать народную и литературную сказку.
Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки,
сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.
Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.
Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения




102-103

Русская народная сказка «Рукавичка».






104


Загадки, песни.






105




Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».






106




Русская народная сказка «Лиса и петух»





107

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».






Апрель, апрель! 3венит капель (5 ч)


108
А. Плещеев «Сельская песенка».


Прогнозировать содержание раздела.
Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.
Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.
Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом



109
А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась»






110
Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».






111
Е. Трутнева «Когда это бывает?»
И. Токмакова «Ручей».






112
Обобщение по теме «Апрель, Апрель! Звенит капель».



И в шутку и всерьёз (6 ч)

113
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.
Оценивать свои достижения


114
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».





115
К. Чуковский «Федотка».

О. Дриз «Привет».



116
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».





117
М. Пляцковский «Помощник».





118
Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».



Я и мои друзья (6 ч)

119
Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Е. Благинина «Подарок».

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.
Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.
Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.
Определять тему произведения и главную мысль.
Соотносить содержание произведения с пословицами.
Составлять план рассказа.
Сравнивать рассказы и стихотворения.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе










120



В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».




121




Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик».





122
А. Барто «Вот так защитник».
С. Маршак «Хороший день».
Я. Аким «Моя родня».




123
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».



124
Обобщение по теме «Я и мои друзья».



О братьях наших меньших (8 ч)

125




С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла».


Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-популярный текст.
Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).
Называть особенности сказок несказок; придумывать свои собственные сказки несказки; находить сказки несказки, в книгах.
Характеризовать героя художественного текста на основе
поступков.
Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения







126
И. Токмакова «Купите собаку».



127
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».



128
В. Берестов «Лягушата».



129

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».



130

Обобщение по теме «О братьях наших меньших».



131

Проверка техники чтения.




132
Резервный урок.
















УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Азбука. В.Г.Горецкий , В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Учебник: 1 класс. Часть 1,2. М: Просвещение 2012
Литературное чтение. 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение. 2012

Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкина Москва «Просвещение» 2015

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс О.Б.Панкова, Москва «Экзамен» 2012г

Дидактическое пособие «Читалочка» А.В.Абрамов, М.И.Самойлова, Москва «Просвещение» 2016

Литературное чтение. Методические рекомендации. Н.А.Стефаненко Москва «Просвещение» 2016

Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Москва «Просвещение» 2016

Азбука. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Москва «Просвещение» 2016
Чудо-прописи 1-4ч В.А.Илюхина. Москва «Просвещение» 2016