Комплексная программа оздоровления и отдыха детей (зимняя смена в загородном лагере)


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА ДЕТЕЙ
ДОК «БАРАНЧИНСКИЕ ОГОНЬКИ»
ЗИМНЯЯ СМЕНА 2016
«НОВЫЙ ГОД ПО-АФРИКАНСКИ.
В ПОИСКАХ ДЕДА ЖАРЫ»

Составитель:
Педагог-организатор
Корчанова Ольга Сергеевна
Старшая вожатая
в МБОУ СОШ № 56
Пояснительная записка
Название представленного материала Комплексная программа оздоровления и отдыха детей «Новый год по-африкански. В поисках деда Жары»
Вид материала Программа
Название программы «Новый год по – африкански. В Поисках деда Жары»
Цель, задачи реализуемой программы Целью детского оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки» на период зимних каникул 2016 года является – создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Задачи:
-         Развитие лидерских, организаторских, творческих способностей детей через коллективно-творческие дела смены
-         Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи
-         Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
-         Формирование интереса и потребности в занятиях спортом.
-         Расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня
-         Формирование  мотивации к применению накопленных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
Цель, задачи применения представляемого на конкурс материала Цель: обмен педагогическим опытом в едином информационном пространстве
Задачи:
- обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.
Планируемый результат применения представляемого материала При участии педагогов в конкурсе, ожидается, что у каждого возникнет чувство сопричастности убольшому коллективу единомышленников.
Концепция (её автор) «Новый год по- африкански. В поисках деда Жары» - смена, на которой ребята познакомятся с настоящим дедом Жарой. Все прекрасно знают деда Мороза, славного дедулю, котоорый в Новый Год приносит подарки. А вот про Деда Жару мало кто слышал. Этот дедушка творит добро, топит лед в сердцах детей и зажигает новые звездочки на баранчинском небосклоне.
Каждый день на заезде ребята учатся творить небывалые вещи своими руками, ногами и головой.
За каждое мероприятие отряд получает коксы, бананы и апельсины, которые отражают бально-рейтинговую систему на пальмах.
К концу смены фрукты помогут нам определить какое же племя больше всех насобирало фруктов.
Автор – разработчик программы Корчанова Ольга Сергеевна
Исполнитель Детский оздоровительный комплекс «Баранчинские огоньки»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название лагеря Детский оздоровительный комплекс «Баранчинские огоньки»
Тип лагеря Стационарный загородный оздоровительный лагерь
Количество участников программы Зимняя смена 120 детей
Срок реализации программы Программа реализуется в период с 02.01.2016 года по 10.01.2016 года.
Цель и задачи программы Цель: создание условий для физического оздоровления ребенка, раскрытия и реализации его индивидуальных, духовных, творческих возможностей, обогащение и развитие нравственного и культурного опыта и представлений, социально – коммуникативной компетенции.
Задачи:
1). Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего духовных и культурных, интеллектуальных и двигательных.
2). Вовлечь каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой деятельности.
3). Познакомить и приобщить детей к системе нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры.
4). Пропагандировать здоровый образ жизни и привлекать к занятиям физической культурой.
5). Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
6). Формировать культурное поведение, санитарно – гигиеническую культуру.
7). Формировать положительное отношение родителей к работе органов самоуправления и привлекать их к участию в этой деятельности.
Ожидаемые результаты При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, дети приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.
При хорошей организации питания, под медицинским наблюдением и правильно организованными спортивными мероприятиями предполагается оздоровить детей, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.
Организация выездных экскурсий, выставок, поездок помогут детям в приобретении новых знаний и Родном крае и научат уважать культурные и духовные ценности, бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы детского оздоровительного лагеря обусловлена необходимостью организации безопасного, интересного и познавательного досуга детей и укрепления их здоровья в течение весенних каникул. В 2016 году в лагере «Баранчинские огоньки» будет проведена осенняя смена продолжительностью 8 день, на которых смогут отдохнуть и оздоровиться 120 детей.
Программа детского оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки» опирается на следующие принципы:
1.      Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.      Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.
3.      Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
-          отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-          создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-          взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-          активное участие детей во всех видах деятельности.
4.      Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Целью детского оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки» на период зимних каникул 2016 года является – создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Задачи:
-         Развитие лидерских, организаторских, творческих способностей детей через коллективно-творческие дела смены
-         Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи
-         Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
-         Формирование интереса и потребности в занятиях спортом.
-         Расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня
-         Формирование  мотивации к применению накопленных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество детей: 120 детей на смене. Количество отрядов: 4.
Количество воспитателей: 4;
Вожатых: 8;
Педагогов дополнительного образования: 10;
Медицинские работники: 2.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В реализации программы участвуют студенты Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, учителя школ Нижнего Тагила. Контроль над здоровьем детей осуществляется медицинскими работниками детских поликлиник Нижнего Тагила.
Перечень должностей:
– директор;
– зам. директора по воспитательной работе;
– педагог-организатор;
– руководитель пресс-центра;
– педагоги дополнительного образования;
– воспитатели;
– вожатые;
– медицинские работники.
Подбор и распределение кадров осуществляется администрацией лагеря. Перед началом работы смены проводится установочное собрание для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один воспитатель и два вожатых. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных мероприятий и участие в общелагерных делах. Вожатые занимаются организацией досуга детей в своих отрядах, самостоятельно разрабатывают и проводят одно общелагерное мероприятие, участвуют в подготовке детей к общим мероприятиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ:
·         наличие необходимой документации, программы, планы;
·         проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
·         коллективные творческие дела;
·         творческие мастерские;
·         индивидуальная работа;
·         деловые и ролевые игры;
·         диагностика
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы требует наличия материально-технического обеспечения, к которому относятся:
– оптимальные условия для проживания и питания детей и педагогов;
– оборудованные площадки для проведения мероприятий различной направленности (спортивных, творческих, развлекательных);
– материалы и инструменты для организации работы в кружках;
– спортивный инвентарь в достаточном количестве;
– материалы и инструменты для оформления отрядных уголков;
– оргтехника и канцтовары для организации работы пресс-центра;
– аудио- и видеотехника, проекционное оборудование, светомузыка, аудио- и видеоматериалы, музыкальные инструменты;– сувениры для гостей; призы, награды и грамоты для стимулирования детей.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА:
 
1.      Оздоровительная;
2.      Физкультурная;
3.      Трудовая деятельность;
4.      Экологическое направление;
5.      Художественно – эстетическое направление;
6.      Патриотическое направление
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.
Четкое представление целей и постановка задач.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
КОНЦЕПЦИЯ
«Новый год по- африкански. В поисках деда Жары» - смена, на которой ребята познакомятся с настоящим дедом Жарой.. Все прекрасно знают деда Мороза, славного дедулю, котоорый в Новый Год приносит подарки. А вот про Деда Жару мало кто слышал. Этот дедушка творит добро, топит лед в сердцах детей и зажигает новые звездочки на баранчинском небосклоне.
Каждый день на заезде ребята учатся творить небывалые вещи своими руками, ногами и головой. На смене будет существовать свой язык, которому дети научатся в течение смены. И каждый день носит свое неповторимое название.
За каждое мероприятие отряд получает коксы, бананы и апельсины, которые отражают бально-рейтинговую систему на пальмах.
К концу смены фрукты помогут нам определить какое же племя больше всех насобирало фруктов.
ЛЕГЕНДА СМЕНЫ
Все прекрасно знают деда Мороза, славного дедулю, который в Новый Год приносит подарки. А вот про Деда Жару мало кто слышал. Этот дедушка творит добро, топит лед в сердцах детей и зажигает новые звездочки на баранчинском небосклоне.
Но, прежде чем дед Жара дал жару, нужно его освободить от оков злой Снежной королевы. Королева не любит детский смех, веселье. Она спрятало деда Жару в свою холодную темницу. Ребята (папуасы) должны преодолеть большой и трудный путь, чтобы спасти деда Жару. В этом им поможет дед Мороз и Снегурочка. По пути они будут встречать своих старых друзей. Все вместе они спасут деда Жару и он растопит злое сердце Снежной королевы.
СЛОВАРИК СМЕНЫ
Лагерь – Африка
Отряды – племена
Директор – Вождь
Организатор – Жрица
Вожатые – Австралопитек
Воспитатели – Кроманьонец (человек разумный)
Руководители ДОП- Человек умелый
Дети – папуасы
Мед.работники– Синантропы
Охрана – Питекантропы
Ди-Джей – Неандерталец
Инструкторы по ФКиС – Дриопитеки
НАЗВАНИЕ СМЕНЫ: Новый год по – африкански. В поисках деда Жары.
ДЕВИЗ СМЕНЫ:
Встретим дружно Новый Год
В Африку он к нам придет.
ГИМН СМЕНЫ «Чунга - Чанга»
Чунга-Чанга синий небосводЧунга-Чанга лето круглый годЧунга-Чанга весело живемЧунга-Чанга песенку поемЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-Чанга места лучше нетЧунга-Чанга мы не знаем бедЧунга-Чанга кто здесь прожил часЧунга-Чанга не покинет насЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-Чанга синий небосводЧунга-Чанга лето круглый годЧунга-Чанга весело живемЧунга-Чанга песенку поемЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-ЧангаРежим дня
Каждый день в лагере строится в строгом соответствии режиму.
9.00 – подъем.
9.15 – зарядка.
9.25 – линейка.
9.30 – завтрак.
9.45 – уборка территории.
10.00 – занятия в кружках.
11.00 – второй завтрак.
11.10 – занятия в двух кружках.
13.00 – обед.
14.00 – тихий час.
16.00 – окончание тихого часа.
16.30 – полдник.
17.30 – начало коллективного творческого дела.
19.00 – ужин.
20.00 – отрядные мероприятия (или дискотека через день).
21.00 – второй ужин.
22.00 – отбой.
К методическому обеспечению относятся:
– настоящая программа,
– план-сетка смены,
– планы проведения отрядных и общелагерных мероприятий,
– должностные инструкции всех участников воспитательного процесса,
– проведение установочного собрания для всех работающих в течение лагерной смены,
– проведение ежедневных планерок,
– разработанная система отслеживания результатов и подведения итогов.
Вожатые, проходящие зимнюю педагогическую практику в лагере, традиционно ведут вожатские дневники, которые регулярно проверяют зам. директора по воспитательной работе и педагог-организатор.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Реализация программы предполагает соответствие следующим педагогическим условиям.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Хорошая организация питания и медицинское наблюдения будут способствовать оздоровлению детей и помогут своевременно обратить внимание на возможные проблемы со здоровьем.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, поможет детям снять определенные комплексы, узнать много нового, стать более самостоятельными, открыть в себе новые способности и таланты, проявить и развить творческий потенциал, найти новых друзей, получить положительный эмоциональный заряд на оставшуюся четверть.