Адаптированная рабочая программа для умственно-отсталых детей 5-6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы
Аксёнов И.М.
Пр.84-1 __________
« 29» августа 2014г.


Адаптированная рабочая программа
для умственно-отсталых детей
( 5-6 класс )
Разработчик: Курпишева Наталья
Николаевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная
категория


Согласована на Принята на научно-
методическом объединении методическом совете
Протокол №1 от Протокол № 1 от
«29» августа 2014г. «29» августа 2014 г.
Захарово, 2014
Пояснительная записка
В последние годы детей с комплексными нарушениями в развитии в России становится больше. Тенденция снижения жизненного уровня семей, ухудшение экологической ситуации порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Детская популяция в настоящее время включает в себя три большие группы детей: нормально развивающие дети, одарённые дети и дети с нарушением в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. По данным Министерства образования и науки РФ 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-развивающего характера. Около 25% нуждаются в специальной ( коррекционной ) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития. Проблема помощи детям с нарушениями в интеллектуальном развитии остаётся одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной сурдопедагогики. К данной категории относятся дети со сниженным слухом, зрением, с ЗПР, ДЦП, недостатками интеллекта, нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы, эпилепсией и др. Нарушение в развитии способствует недостаточности кинестетического, слухового и зрительного восприятия, интеллектуальному развитию. Недостаточная эффективность обучения и воспитания этих детей по программам общеобразовательной школы обуславливает составление адаптированных рабочих программ индивидуального обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на обучение и воспитание ученика МОУ Захаровской СОШ ……. ( 2003 года рождения).

Цель:
коррекция и развитие познавательной, личностной, регулятивной, коммуникативной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- развивать познавательную активность, самостоятельность, произволь-ность внимания, речь, преодоление интеллектуальной пассивности;
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- создавать условия для формирования умений анализа и синтеза, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений;
- организовать благоприятную социальную среду, которая предупреждала бы психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах; - создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения коррекционно-развивающей программы.
Обучение ребёнка строится на основе общедидактических принципов:
научности;
доступности;
связь теории с практикой;
активность и сознательность в обучении;
последовательность и систематичность;
наглядность;
индивидуальность;
системный подход к диагностике и коррекции обучения.
Педагог к обучающемуся предъявляет разумные и посильные требования, уважает права и свободу, при обучении использует личностно-ориентированный подход, деятельностный метод.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальное обучение.
Методы обучения:
- словесные ( рассказ, беседа, объяснение);
- наглядные ( наблюдение и демонстрация);
- практические ( упражнения);
- игратерапия ( дидактические игры, так как дети в игре легче усваивают сложный материал, целенаправленно формируются основные мыслительные операции).
1) игры на развитие эмоционального мира ребёнка;
2) игры на развитие коммуникативности;
3) игры на развитие двигательной моторной сферы.

Средства обучения:
наглядные средства обучения ( книги, учебники, учебные пособия, дидактические игры, раскраски, игрушки, конструктор, карты, глобус, часы, карточки);
средства словесной наглядности ( запись на доске, схемы );
компьютерные программы.
Ожидаемый результат:
Обучающийся должен усвоить элементарные представления по математике, так как до сих пор не может в уме считать в пределах 10, научиться читать понимая смысл прочитанного, писать поддиктовку буквы, слоги, слова, иметь представления о себе и своей семье, окружающем мире, уметь рисовать, лепить, делать аппликации, конструировать буквы.
Содержание программы:
Программа состоит из разделов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Технология».
Раздел I: Русский язык
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе специальной (коррекционной) программы образовательного учреждения VIII вида В.В.Воронковой, учебного плана 2011 года общешкольного образовательного стандарта МОУ Захаровской СОШ. Программа реализуется по УМК Аксёновой А.К., Галунчиковой Н.Г. «Букварь» 1 класса - 2 часа в неделю. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания обучающегося, получаемые им в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Задачи обучения русскому языку:
- научить школьника правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития обучающегося;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории 'существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение грамоте осуществляется во 5 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет 20 часов. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению.
В этот период начинается работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Обучающийся учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие слухового-восприятия;и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи, учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук, учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке к обучению письму, приобретается навык пользования карандашом, ручкой, умение рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу букварного периода обучающийся должен уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, владеть графическими навыками.
Букварный период. В этот период формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности:
восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
При обучении письму важно научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы на темы: «Календарь и календарные праздники», «Животные и растения вокруг нас», «Мой адрес», «Времена года», «Кто помогает человеку в саду и огороде?», «Я и моя семья».
2. Привитие обучающемуся навыков учебной деятельности:
умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающегося к обучению грамоте в процессе индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающегося. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, рука, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.); различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающегося. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый; красный, синий. Зеленый, желтый);Восприятие воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).Выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму,
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов, при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске ив тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, ы, и, э, н.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ан, он и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:.2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, в.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (на-ша, ши-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение НОВЫХ: К, П, Т, З, Р.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (иа, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих дз усвоенных слоговых структур;
предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения,
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Й, Ж, Б, Д, Г, Ь.Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса;
говорить отчетливо, не торопясь). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом; Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо— плохо, близко—далеко и др.).
1-й класс
Личностными результатами в 5-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегосяОбучающийся научится:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Обучающийся должен знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
формировать нравственные качества.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Литературное чтение» ( 68 часов)
Тема Планируемые результаты Коррекционные
цели и задачи Кол-во часов Дата
пров.
Добукварный период
(1-10 неделя)
1.Вводный урок. Страна, в которой я живу.
2. Календарь и календарные праздники.
3. Животные вокруг нас.
4. Звуки вокруг нас (речевые и неречевые).
5. Растения вокруг нас.
6. Природа вокруг нас.
7. Мой адрес.
.8 . Времена года.
9. Кто помогает человеку в саду и огороде?
10. Слова-названия.
11-12. Предложения.
13-14. Текст. Сказочные герои. 15-16. Гласные звуки.
17-18. Слоги.
19-20.Ударение.
Букварный период
(11-34 неделя)
21-22. Гласный звук [а], буква а.
23-24. Гласный звук [о], буква о.
25-26. Гласный звук [у], буква у.
27-28. Гласный звук [ы], буква ы.
29-30. Гласный звук [и], буква и.
31-32. Гласный звук [э], буква э.
33-34. Согласные звуки [н], [нґ], буква н.
35-36. Упражнения в чтении.
37-38. Согласные звуки [л], [лґ], буква л.
39-40. Согласные звуки [в], [вґ], буква в.
41-42. Согласный звук [ш ], буква ш.
43-44. Упражнение в чтении.
45-46. Согласные звуки [п], [пґ], буква п.
47-48. Согласные звуки [т], [тґ], буква т.
49-50. Согласные звуки [к], [кґ], буква к.
51-52. Согласные звуки [з], [зґ], буква з.
53-54. Согласные звуки [р], [рґ], буква р55-56.Упражнения в чтении.
57-58. Согласный звук [йґ], буква й.
59-60. Согласный звук [ж], буква ж.
61-62. Согласные звуки [б], [бґ], буква б.
63-64. Согласные звуки [д], [дґ], буква д..
65-66. Согласные звуки [г], [гґ], буква г.
67-68. Упражнения в чтении.
Научится: Составлять короткие рассказы на заданную тему
Уметь участвовать в диалоге: понимать вопросы учителя, отвечать на них в со-ответствии с прави-лами речевого общения
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Научится: – не смешивать понятия звук и буква;
Научится читать слоги с изученными буквами;
сравнивать печатную и письменную строчную букву; различать звуки на слух и в произношении;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы с учителем;
-пересказывать небольшие тексты.
Научится: плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развивать словесно-логическую память, личностные мотивы запоминания;
Конструировать
монологическое высказывание
(на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить ответы.
- расширять кругозор ребёнка через потребности в окружающем мире;
-активизировать мыслительную деятельность через задания практического характера;
-совершенствовать перенос «опыта» на практику; умение воспроизводить знания в новых условия-воспитывать самостоятельность принятия решения;
-формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца;
20
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
2
2
2
2
2

48
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Русский язык» ( 68 часов)
Тема Планируемые результаты Коррекционные
цели и задачи Кол-во часов Дата
пров.
Добукварный период
( 1- 10 неделя)
1. Знакомство с прописями. Раскрашивание флага РФ.
2. Обучение штриховке.
3. Обведение по контуру.
4. Обведение по контуру, раскрашивание.
5. Написание прямых линий.
6.. Написание наклонных линий.
7. Обведение по контуру.
.8. Линии с закруглением внизу.
9. Линии с закруглением вверху.
10.. Штриховка.
11-12. Овалы.
13-14. Раскрашивание.
15-16. Написание е-образных элементов.
17-18. Линия с петлёй внизу.
19-20. Линия с петлёй вверху.
Букварный период
( 11-34 неделя)
21-22. Строчная буква а.
23-24. Заглавная и строчная буква О, о.
25-26. Строчная буква у.
27-28. Строчная буква ы.
29-30. Заглавная и строчная буква И, и.
31-32. Строчная буква э.
33-34. Строчная буква н.
35-36. . Упражнения в письме.
37-38. Заглавная и строчная буква Л, л.
39-40. Строчная буква в.
41-42. Заглавная и строчная буква Ш, ш.
43-44. Упражнение вписьме.
45-46. Строчная буква п.
47-48. Строчная буква т.
49-50. Строчная буква к.
51-52. Строчная буква з.
53-54. Строчная буква р.
55-56. Упражнения в письме.
57-58. Заглавная и строчная буква Й, й.
59-60. Строчная буква б..
61-62. Строчная буква д.
63-64. Строчная буква д.
65-66. Строчная буква г.
67-68. Упражнения в письме. Научится: писать элементы, буквы по образцу
Познавательные УУД:
-ориентироваться в прописи;
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы с учителем;
Научится
сравнивать печатную и письменную строчную букву; различать звуки на слух и в произношении;
писать
слоги с изученными буквами
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану. - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развивать словесно-логическую память, личностные мотивы запоминания;
Конструировать
монологическое высказывание
(на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить ответы.
- расширять кругозор ребёнка через потребности в окружающем мире;
-активизировать мыслительную деятельность через задания практического характера;
-совершенствовать перенос «опыта» на практику; умение воспроизводить знания в новых условия-воспитывать самостоятельность принятия решения;
-формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца. 20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
48
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 Раздел II: Математика
Рабочая программа по математике разработана на основе специальной (коррекционной) программы образовательного учреждения VIII вида, учебного плана 2011 года, общешкольного образовательного стандарта МОУ Захаровской СОШ. Программа реализуется по УМК Т.В.Алышевой «Математика» 1 класс 2 часа в неделю.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающегося к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающийся должен учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У обучающегося формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
Необходимо пробудить у обучающегося интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Задачей обучения математике является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что дает возможность лучше усвоить основные математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно - практической деятельности у обучающегося постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает на уроке математики. С этой же целью рекомендуется, особенно в начале обучения, представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.
Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики рекомендуется проводить специальную пропедевческую работу — путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания списывания готовых решений и т.д. Обучающийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, решает, рисует, чертит, собирает.
Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел (десяток — сотня — тысяча — многозначные числа), наряду с расширением числовой области углубляются систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Важно уяснение обучащимся взаимосвязи и взаимообратимости арифметических действий — сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение. При решении задачи ребёнок учится анализировать, выделять в ней известное и неизвестное, записывать ее кратко, объяснять набор арифметического действия, формулировать ответ т.е. овладевает общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающегося на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей ребенка (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет обучащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение обучающегося в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц обучающийся должен опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 1 раз в четверть математический диктант.


Календарно -тематическое планирование
«Математика» (34 нед. * 2 час.=68 час.) 5 год обучения
Тема Планируемые результаты Коррекционные
цели и задачи Кол-во часов Дата
пров.
Подготовка к изучению математики:
( 1-10 неделя)
1. Цвет, назначение предметов.
2. Круг. Овал.
3. Большой – маленький. 4. Одинаковые, равные по величине.
5. Слева. Справа.
6. В середине, между.
7. Квадрат.
8. Вверху – внизу, на, над, под.
9. Длинный – короткий.
10. Внутри, снаружи, в, рядом, около.
11.Треугольник. Широкий – узкий.
12. Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
14. Прямоугольник.
Высокий – низкий.
15. Сутки: утро, вечер, день, ночь.
16. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
17. .Много – мало, несколько. Один – много, ни одного.
18. .Больше – меньше, столько же, одинаковое количество.
19. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.
20. Повторение.
Первый десяток:
( 11-33 неделя)
21-23. Число и цифра 1..
24-27. Число и цифра 2.
28-29. Шар.
30-33. Число и цифра 3.
34-35. Куб.
36 40. Число и цифра4.
41-42. Брус.
43-48. Число и цифра 5.
49-51. Состав числа 2.
52-55. Состав числа 3.
56-61. Состав числа 4.
62-66. Состав числа 5.
67-68. Повторение.
( 34 неделя) Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - ориентироваться в учебнике. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем; сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Знать: состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Научится: выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах 5; практически пользоваться переместительным свойством.
- развивать точность, прочность, скорость запоминания;
-развивать быстроту переключения внимания;
-активизировать мыслительную деятельность через задания практического характера;
- расширять кругозор ребёнка через потребности в окружающем мире;
- развивать объём памяти;
- совершенствовать перенос «опыта» на практику; умение воспроизводить знания в новых условиях;
- развивать словесно-логическую память, личностные мотивы запоминания;
- воспитывать самостоятельность принятия решения;
- формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 20
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
3
4
2
4
2
5
2
6
3
4
6
5
2 Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:Обучающийся научится:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 5, присчитывать, отсчитывать по 1, 2;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 1 + 3, 3 +1;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка по иллюстрациям, узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Примечания.
1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 5 только по 1 — 2 единице.
2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
3. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
Календарно -тематическое планирование
«Математика» (34 нед. * 2 час.=68 час.) 6 год обучения
Тема Планируемые результаты Коррекционные
цели и задачи Кол-во часов Дата
пров.
Повторение изученного
( 1-4 неделя)
1.Повторение.
2.Повторение изученного.Цифра 1, число 1.
3.Повторение изученного.Цифра 2, число 2.
4.Повторение изученного.Цифра 3, число 3.
5.Повторение изученного.Цифра 4, число 4.
6.Повторение изученного.Цифра 5, число 5.
7.Повторение изученного. Состав чисел 1-5.
8.Повторение изученного. Геметрические фигуры.
Первый десяток:
( 5-32 неделя)
9-13. Число и цифра 6. Состав числа 6.
14-16. Закрепление изученного.
17-18. Плоские фигуры.
19-20. Объёмные фигуры.
21-26. Число и цифра 7. Состав числа 7.
27-29. Закрепление изученного.
30-31.Шар.
32-36. Число и цифра 8. Состав числа 8.
37-38. Закрепление изученного..
39-40. Куб.
41-45. Число и цифра 9. Состав числа 9.
46-48. Закрепление изученного.
49-50. Пирамида.
51-56. Число и цифра 10. Состав числа 10.
57-59. Закрепление изученного.
60-62. Конус.
63-68. Повторение.
( 33-34 недели) Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - ориентироваться в учебнике. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем; сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Знать: состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Научится: выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах 5; практически пользоваться переместительным свойством. - развивать точность, прочность, скорость запоминания;
-развивать быстроту переключения внимания;
-активизировать мыслительную деятельность через задания практического характера;
- расширять кругозор ребёнка через потребности в окружающем мире;
- развивать объём памяти;
- совершенствовать перенос «опыта» на практику; умение воспроизводить знания в новых условиях;
- развивать словесно-логическую память, личностные мотивы запоминания;
- воспитывать самостоятельность принятия решения;
- формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 8
1
1
1
1

1
1
1
1


5

3
2
2
5
3

2
5
2
2
5
3
2
5
3
3
6
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:Обучающийся научится:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 1 + 9, 9 +1;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка по иллюстрациям, узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Примечания.
1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 10 только по 1 — 2 единице.
2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
3. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
Содержание программы по технологии:

Рабочая программа по технологии разработана на основе специальной (коррекционной) программы образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2009 года)., учебного плана 2011 года. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных( учреждений VIII вида. Просвещения 2012года
Рабочая тетрадь «Технология». «Ручной труд» 4 класс. Для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Санкт-Петербург 2012г.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Обучение труду в 5-6 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости,   умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, , работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных классах VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами
сезонная работа на пришкольно-опытном участке, уход за комнатными растениями.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Программа состоит из пяти блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами; сельскохозяйственный труд.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:Обучающийся научится: 
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам 
учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и 
слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
 Обучающийся будет пользоваться:
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, 
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани,;приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи, овощевода, полевода, агронома.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению
(136 часов) 5 год обучения
Тема, кол-во часов Тема урока
Кол-
во часов Планируемый результат Контроль усвоения темы
I четверть - 36 часов
Сельскохозяйственный труд(4 часа)
Сентябрь 1-2Сведения по с/х труду. Знакомство с инвентарём 2 соблюдать правила безопасности труда;
знать названия и уметь пользоваться специальным инвентарём Рассказать правила ТБ
3-4Требования к осенней обработке почвы. Правила сбора и хранения семян 2 Знать правила уборки урожая и способы  хранения его, о прикладном искусстве русского народа Работа с бумагой и картоном (14 часов).
Сентябрь-октябрь 5-6 Вводное занятие: правила поведения, ТБ, организация рабочего места. 2 Знать правила ТБ, организации рабочего места Регулятивные УУД: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию)
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя. донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в рисунках, доступных для  изготовления изделий; Рассказать правила ТБ
7-10Аппликация – Осенний букет..4 Знать виды бумаги и свойства Рассказать о свойствах бумаги
11-14Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев. 4 Уметь выполнять аппликацию Выполнить аппликацию
15-18 Объёмные игрушки из картона и бумаги. 4 Иметь понятие об объемной аппликации Изготовить объемную аппликацию
Работа с пластическими материалами(8 часов.)
Октябрь 19-20 Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда. 2 Уметь лепить из пластилина Вылепить посуду
21-22 Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов. 2 Уметь лепить из пластилина Вылепить овощи и фрукты
23-26 Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей. 4 Уметь лепить из пластилина Вылепить фигуры зверей и птиц
Работа с тканью. (8 часов). Октябрь 27-30 Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги 4 Знать виды переплетений нитей в ткани Изготовить макет полотняного переплетения нитей из цветной бумаги
31-34 Изготовление салфетки – прихватки. 4 Уметь изготавливать салфетку-прихватку Изготовить салфетку
II четверть – 28 часов Работа с бумагой и картоном. (16 часов).
Ноябрь-декабрь 35-38 Ёлочные украшения. Полумаски. 4 Уметь изготавливать полумаски Изготовить полумаску
39-42 Ёлочные украшения. Фонарики. 4 Уметь изготавливать елочные украшения из бумаги Изготовить фонарики
43-46 Ёлочные украшения. Снежинки. 4 Уметь работать с бумагой Изготовить снежинки
47-50 Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки. 4 Уметь изготавливать елочные украшения из бумаги Изготовить ёлочные украшения
Работа с тканью (12 часов).
декабрь 51-54 Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. 4 Уметь пришивать пуговицы со сквозными отверстиями Пришить пуговицы разными способами
55-58 Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 4 Уметь изготавливать и пришивать вешалку Пришить вешалку
59-62 Подушечка для игл. 4 Уметь изготавливать игольницу Изготовить игольницу
III четверть - 40 часов
Работа с проволокой (8 часов)
январь 63-64 Экскурсия в слесарную мастерскую 2 Уметь выправлять проволоку волочением, сгибать её под прямым углом Познавательные УУД сравнивать и груп- пировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия Рассказать о правилах безопаности с кусачками, плоскогубцами, молотком.
65-70 Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок животных 6 Знать и меть работать с инструментами.
Знать свойства проволоки Рассказать о приёмах работы.
Изготовить фигурку животного
Работа с древесиной (8 часов)
февраль 71 Экскурсия в столярную мастерскую 1 Уметь организовать своё рабочее место Рассказать об элементарных свойствах древесины
72-73 Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры 2 Знать назначение инструментов и уметь ими пользоваться Рассказать о приёмах работы.
Изготовить подставку из фанеры
74-75 Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой 2 Знать назначение инструментов и уметь ими пользоваться Изготовить по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек
76-78 Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки по показу учителя 3 Уметь раблтать с проволокой и древесиной Изготовить плечики для одежды
Работа с бумагой (6 часов). февраль 79-84 Коробки открытые из тонкого картона. 6 Уметь работать с картоном Изготовить коробку без крышки
Работа с пластическими материалами. (20 часов).
Март 85-88 Изготовление свистульки. Роспись. 4 Уметь работать с пластилином Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Изготовить и расписать свистульку
89-92 Изготовление подноса. Роспись. 4 Уметь работать с пластилином Изготовить и расписать поднос
93-96
Изготовление игрушки. Матрешка. Роспись. 4 Уметь работать с пластилином Изготовить и расписать матрешку
IV четверть – 36 часов 97-100
Изготовление игрушки.  Карусель. Роспись. 4 Уметь работать с пластилином Познавательные УУД: сравнивать и груп- пировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия Изготовить и расписать карусель
апрель 101-104 Изготовление игрушки. Котенок. Роспись. 4 Уметь работать с пластилином Познавательные УУД: - ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое  от уже  известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться   в   учебнике   (на    развороте,   в оглавлении, в словаре); Изготовить и расписать игрушку
Работа с тканью (12часов).
апрель 105-110 Мягкая игрушка. Гриб. 6 Уметь шить мягкие игрушки Изготовить мягкую игрушку
111-116Мягкая игрушка. Заяц. 6 Уметь шить мягкие игрушки Изготовить мягкую игрушку
Работа с бумагой и картоном (10 часов).
Апрель-май .117-118 Объёмные игрушки. Модель автомобиля. 2 Уметь изготавливать объемные модели игрушек Изготовить модель автомобиля
119-122 Объёмные игрушки. Модель трактора. 4 Уметь изготавливать объемные модели игрушек Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Изготовить модель трактора
123-124 Объёмные игрушки. Модель домика. 2 Уметь изготавливать объемные модели игрушек Изготовить модель домика
125-126 Объёмные игрушки. Модель корабля. 2 Уметь изготавливать объемные модели игрушек Изготовить модель корабля
Сельскохозяйственный труд(8 часов)
май 127-128 Подготовка семян к посеву 2 Знать способы отбора семян для посева. Уметь их замачивать и проращивать. Соблюдение правил гигиены и безопасности труда
129-130 Правила посева семян в грунт. 2 проверять семена на всхожесть; выращивать рассаду и пересаживать её в открытый грунт; Рассказать о этапах посева семян в грут131-136 Выращивание цветочно-декоративных и зерно-бобовых растений. 4 выращивать указанные растения от посева до уборки урожая; собрать и сохранить её. Рассказать о правилах гигиены и безопасности труда, уходаза растенями Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению
(136 часов) 6 год обучения
Тема, кол-во часов Тема урока
Кол-
во часов Планируемый результат Дата проведения
I четверть - 36 часов
Сельскохозяйственный труд
(12 часов)
1-3 неделя 1. С/т.
Техника безопасности при работе на участке.
Правила и сроки сбора овощей. Сбор листьев. 1 Научится соблю-дать правила безопасности труда;
пользоваться специальным инвентарём 2-8.
Уборка укропа, чеснока, лука
свёклы, моркови, кабачков. 7 Научится уборки урожая и способам  хранения его. 8-10.
Сбор семян цветов.
Уборка цветников. 2
11-12.
Уборка территории. 2 Знакомство с компьюте-ром.
( 25 часов)
4-9 неделя 13-14.
Устройство компьютера.
15-16.
Окно программы
TuxPaint.
17-18.
Рисуем распылите-лем.
19-20.
Рисуем кистью.
21-22.
Рисуем линиями.
23-24.
Рисуем фигурами.
25-26.
Рисуем штампами.
27-28.
Делаем заливку.
29-30.
Поздравительная открытка ко Дню Матери.
31-32.
Сохранение и печатание работы.
33-35.
Собираем пазлы на компьютере.
36-37.
Проект
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2 Научится включать и выключать компьютер, рисовать простейшие рисунки, собирать пазлы из 12 фигур. Регулятивные УУД: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию)
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Работа с бумагой и картоном (14 часов).
9-13 неделя
38-39.
Вводное занятие: правила поведения, ТБ, организация рабочего места. 2 Научится соблюдать правила ТБ, организации рабочего места Регулятивные УУД: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговари-вать последо-вательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя. 40-43.
Аппликация – осенний букет. 4 Иметь представление о видах бумаги и её свойств 44-47.
Предметная аппликация – сова из осенних листьев. 4 Научится выполнять аппликацию 48-51.
Портрет в подарок. 4 Научится изготовлению изделия из картона и бумаги. Работа с разными материалами
( 20 часов)
13-18 неделя 52-71.
Изонить. Новогодние игрушки.
Шар. Золотая рыбка. Клоун. Научится изготавливать игрушки способом плетения Работа с пластическими материалами(10 часов.)
19-21 неделя 72-73.Изделия из теста.. 2 Научится лепить из теста. 74-77. Изделия из теста – композиции. 4 Научится лепить из теста. 78-81. Изделия из теста. Дымковские игрушки. 4 Научится лепить из теста. Работа с тканью. (10 часов).
21-23 неделя 82-91. Вышивка крестиком. 10 Научится видам переплетений нитей в ткани Работа с бумагой (9 часов).
24-26 неделя
92-94
Оригами. Дружок в будке. 3 Научится приёмам складывания бумаги. Изготовление по образцу плечиков для одежы из круглой палочки и проволоки по показу учителя
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: сравнивать и груп- пировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из  одной  формы в другую –   в изделия.
95-97
Оригами. Аквариум. 3 98-100 Оригами. Композиция «Грачи прилетели»
3 Изготовить по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек
Сельскохозяйственный труд
27-34 неделя.
101-104
Уход за комнатными растениями. 4 Научится ухаживать за комнатными растениями. 105-106
Выращива-ни е лука в классе на окнах. 6 Научится выращивать лук в комнатных условиях 107-108
Уборка территории. 2 Научится наводить порядок 109-110
Экскурсия в магазин для покупки семян цветов.
Посев семян цветов. 2 Знать способы отбора семян для посева. Уметь их замачивать и проращивать. 111-114
Проект «Мои первые гряды».
4 115-118
Выращивание рассады семян цветов. 4 Научится ухаживать за рассадой цветов 119-123
Пикировка рассады цветов. 4 Научится пикировке рассады 124-127
Проект «Клумбы для цветов». 4
Научится изготовлению клумб разных видов
. 2 проверять семена на всхожесть; выращивать рассаду и пересаживать её в открытый грунт; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое  от уже  известного с помощью учителя; Изготовить и расписать игрушку
128-131
Подготовка гряд к посеву 4 Научится вскапывать и делать гряды
Соблюдение правил гигиены и безопасности труда Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь учителя.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
132-135
Посадка овощей. 4 Рассказать об этапах посева семян в грунт 136
Чему я научился за год? 2 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем.
Наряду с принципом наглядности в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым обучающиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. На начальном этапе предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти младших школьников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.
Образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Аксёнова А.К., Воронкова В.В. Букварь, 1 класс М., Просвещение - 2014 г.
Аксёнова А.К., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г. Прописи 1-3 части. М., Просвещение. 1класс.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс М. Просвещение, 2014 г.
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим ми-
ром. 1 класс Аркти. 2012 г.

Использованная литература:
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы М. Просвещение, 2012 г.
Буянов М.И Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 2010 г.
Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. Владос Пресс. 2010 г.
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. М., 2012
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 2012 г.

Рецензия
на индивидуальную коррекционно-развивающую программу
VIII вида на ребёнка с нарушениями в развитии.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа VIII вида на ребёнка с нарушениями в развитии для 5-6 года обучения, разработана учителем начальных классов Курпишевой Натальей Николаевной.
Документ составлен согласно всем предъявляемым требованиям: содержит титульный лист, пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню усвоения предмета, учебно-тематический план на 5-6 годы обучения. Пояснительная записка соответствует требованиям, предъявляемым к написанию, в которой указывается на актуальность и практическую значимость программы. Цель программы отражает её направленность, поставлены задачи. Определены формы организации учебного процесса, методы работы, средства обучения. Программа состоит из 4 разделов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Технология». По каждому предмету поставлены коррекционные задачи.
В разделе «литература» систематизированы источники, которые могут использоваться в работе.
Данная рабочая программа рекомендуется для использования в процессе индивидуального обучения VIII вида.
Рекомендовать к принятию программы на НМС.
Рецензент: ______________________________
_______________________________