«Использование инновационных технологий в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравст

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Змиёвский лицей»





Описание системы работы
(инновационного педагогического опыта)
на тему:


«Использование инновационных технологий в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников».







Учителя I квалификационной категории
Жуковой Ирины Владимировны







2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
УЧАСТНИКА
КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ В 2016 ГОДУ»

Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта
Должность с указанием преподаваемого предмета
Стаж работы в должности

Жукова Ирина Владимировна
МБОУ «Змиёвский лицей» Свердловского района Орловской области
Учитель французского языка,
истории, ОРКСЭ, ОДНКНР
11 лет



Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Использование инновационных технологий в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников.

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Новый комплексный учебный курс является важным средством формирования духовного мира человека, основным каналом социализации личности. Использование инновационных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности мощный потенциал учебно-воспитательному процессу, что позволит успешно войти в рамки требований новых ФГОС. Новые цели и задачи, которые государство и общество ставит перед школой, вызывает определенные проблемы и противоречия. Эти противоречия проявляются в следующем:
- между возрастающими требованиями к качеству образования и слабой мотивацией учителей к внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс;
- между стремлением педагогов к использованию новых технологий и методов обучения и нехваткой теоретических и практических знаний в данной области;
- между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;
- между стремлением педагогов обеспечить высокий уровень качества обучения и воспитания и психологической неподготовленностью к обучению по-новому;
- между потребностями государства и общества в духовно-нравственной личности и невысокими результатами в духовно-нравственном воспитании подрастающего
поколения, что подтверждается наличием острых социальных проблем в нашей стране таких как алкоголизм, наркомания, молодежная преступность и др.


3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Практическое применение инновационных педагогических технологий в преподавании курса ОРКСЭ и ОДНКНР в урочной и внеклассной работе с использованием активных
и интерактивных стратегий, диалоговых технологий, новых форм и видов деятельности обучающихся направлено, прежде всего, на формирование духовно-нравственной личности через умение педагога актуализировать личностный опыт детей и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем.
Данный ИПО позволяет поделиться с коллегами теоретическими и практическими знаниями в области освоения и применения инновационных педагогических
технологий, которые способствуют достижению конкретных позитивных результатов в плане духовно-нравственного развития обучающихся.
Акцент в учебно-воспитательной деятельности на уроках и во внеклассной работе делается на комплексное системное использование активных и интерактивных стратегий преподавания, диалоговых технологий, связанных с работой по использованию различной текстовой информации, иллюстративного материала, групповыми формами деятельности на занятиях.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)



Обеспечение высокого качества организации обучения и воспитания возможно только на основе использования современных образовательных технологий, в том числе информационных.
Собственная методическая система сложилась в ходе реализации проекта по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР. Работа в качестве руководителя методического объединения учителей ОДНКНР: проведение лекций, обмен опытом работы, организация мастер-классов и проектной деятельности способствовали формированию собственной методической системы
Преимущества ИПО состоят в том, что обеспечивается сотрудничество, сотворчество, взаимопонимание учителя и обучающихся, что положительно сказывается на социализации детей.
Трудоемкость учебно-воспитательного процесса возрастает, т.к. требуется больше времени и сил для определения оптимальных форм и видов деятельности, методов и технологий, дающих высокий воспитательный эффект.
Существуют и определенные риски, т.к. не всегда то, что изучается на занятиях, достигает поставленной цели и находит поддержку и душевный отклик со стороны школьников и мотивирует их на добрые дела и поступки.


5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
Наличие  кабинета, оснащенного современным оборудованием.
Владение учителем знаниями и навыками в области  новых педагогических технологий.
Огромный набор методической литературы, копилка методических урочных и внеурочных разработок, набор обучающих и развивающих программ; курсы повышения квалификации, освоение Интернет-ресурсов.
Работа по расширению круга социального партнерства: осуществляется связь с учреждениями дополнительного образования, культуры, администрацией района.

6.Представление инновационного педагогического опыта
1. Руководитель районного педагогического сообщества
2.Участие в региональном семинаре для руководителей РМО учителей ОРКСЭ. Круглый стол «Воспитание духовно-нравственного человека в условиях современной образовательной среды». Тема работы секции: «Духовно-нравственное воспитание как приоритет современного образования»
3. Участие в семинаре для директоров школ района «Праздник как форма работы в условиях ФГОС».
4. Мастер-класс для педагогов района «Работа с притчей на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР»
5. Выставка-презентация в рамках муниципального конкурса РПС.
6. Материалы на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сертификат создания сайта  №АA-254938

7.Результатативность
1. Участие во Всероссийской олимпиаде «Наше наследие»: «Русь святая, сохрани веру православную»
2014-2015 уч.г. – 223 чел.
Из них
Диплом I степени – 32 чел.
Диплом II степени – 21 чел.
Диплом III степени – 54 чел.
2015-2016 уч.г. – 229 чел.
Подали заявки во 2 тур – 33 чел.
2. Главным результатом считаю формирование у обучающихся мотивации  к осознанному нравственному поведению.  












Описание инновационного опыта учителя

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня на уроках основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

I. Актуальность опыта.

Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше».
Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.. В связи с этим, меняется и подход к обучению, изменяется его содержание, на первый план выходят методы, приемы, требующие от школьников проявления их активной жизненной позиции, умения спорить, аргументировать свой выбор, умение видеть проблемы и искать средства их решения. Поэтому вот уже третий год я работаю по проблеме: «Использование инновационных технологий в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников».

II. Ценностные ориентиры и ведущая идея педагогической деятельности

Цель: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
Для достижения этой цели определяю следующие задачи:
1.Сформировать у учащихся активную жизненную позицию, целостное мировоззрение, позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, деятельного отношения к труду, приобщить к нравственным и духовным ценностям русского народа.
3.Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
Предполагаемый результат:
Формирование целостной картины мира, соответствующей современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.
Позитивная динамика духовно- нравственного роста учащихся.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
Направленность и открытость ребёнка к добру.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Готовность проявлять сострадание и милосердие.
Воспитание патриотизма, любви к Родине
Приобщение к опыту народной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
Ответственность за свои дела и поступки.
Ведущая идея опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников.

III. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается
в использовании инновационных технологий,
мотивация в условиях безотметочного обучения,
в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда с учетом особенностей обучающихся,
в интерактивном характере воспитательных и образовательных
взаимодействий,
в применении нетрадиционных приёмов и форм организации урока.

IV. Технология опыта.

Моя педагогическая практика осуществляется на занятиях по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР и внеурочной деятельности.
Работу веду в трёх направлениях:
1.Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способов в процессе изучения основных тем курса, самостоятельное приобретение знаний в соответствии с жизненными интересами и потребностями ребёнка. 2. Приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни, способностей к рефлексии собственной деятельности. 3. Воспитание ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности.
В решении первого направления использую различные формы и методы учебной деятельности. Важно вызвать у учащихся интерес к данным предметам, мотивировать их на творческую активность, а для этого использую разнообразные методы мотивации и стимулирования: 13EMBED Equation.31415познавательные методы мотивации (побуждаю ребят к поиску, к выбору альтернативных решений, учащиеся выполняют задания творческого уровня); 13EMBED Equation.31415эмоциональные методы мотивации (использую учебно-познавательные игры, созданию ситуации успеха, обеспечиваю свободный выбор заданий учащимися, создаю на занятиях яркие образные представления); 13EMBED Equation.31415волевые методы мотивации (использую познавательные затруднения, подвожу ребят к самооценке и коррекции, к рефлексии своего поведения); 13EMBED Equation.31415социальные методы мотивации (развиваю у ребят желания быть полезным, создаю ситуации взаимопомощи).
Приоритетные методы обучения и воспитания: эвристические (проблемно-поисковые); информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные); исследовательские; практические.
При планировании и проведении учебных занятий по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР использую следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности:
1. Принцип самостоятельной работы: Самостоятельная постановка целей урока; Технология проблемного обучения; Тестовый контроль; Метод неоконченных предложений; Самостоятельная работа с первоисточниками.
2. Принцип индивидуальности: работа на различных уровнях обучения: а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки); б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей) в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).
3. Принцип креативности (творчества): 1. Виды творческих заданий: художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы); письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы); Формы работы с учащимися на уроках:
. рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы.
. беседа с закреплением материала в творческих работах.
. короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала
. чтение фрагментов из Библии с последующим (на этом же уроке) обсуждением и творческим заданием
. анализ текста с раскрытием сюжетов.
. просмотр мультфильмов и последующее их обсуждение
. работы с христианскими притчами
. метод проектов
. составление словаря терминов
. создание галереи образов
. праздники
. экскурсии
Преобладающие виды деятельности в моей практике:
- раскрытие на уроках духовно-нравственного аспекта изучаемых религиозных и исторических документов;
- стимуляция собственных размышлений и личностно-нравственных оценок учащихся;
- осмысление личностных характеристик выдающихся религиозных деятелей, святых, а также понятий как одной из форм отражения мира с помощью слова;
- формирование эстетических вкусов через использование в урочной и внеурочной работе репродукций картин, иллюстраций известных художников, через просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание звукозаписей; посещение храмов, музеев;
- опора на индивидуальные возможности учащихся;
- создание атмосферы взаимопомощи, взаимообучения;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки каждого обучающегося на уроке и внеклассных занятиях;
- использование дифференцированных заданий;
- обращение к субъективному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к любой жизненной ситуации);
- активное изучение русских народных традиций;
- создание мультимедийных презентаций, видеороликов.
Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование различных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, игровые технологии, ТРКМ, технология проблемного обучения и др.
Технология проблемного обучения.
Проблемные ситуации использую на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Использование таких ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. А чтобы эти задачи не показались ребятам сложными, стараюсь обязательно обеспечить «ситуацию успеха» на уроке, она придаст силы учащимся, закрепит их уверенность в себе.
Большое внимание на уроке и во внеклассной работе я отвожу игровым технологиям. Для этого использую: обучающие и дидактические игры, ролевые игры, имитации, составление и разгадывание кроссвордов, метод персонификации, драматизации, погружение в эпоху, рассказ от первого лица и др. Во время игры проявляется активность каждого учащегося, происходит соревнование либо между отдельными учащимися, либо между командами. Поскольку играть могут лишь учащиеся, знающие материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьезную и интересную работу. Приведу несколько примеров:
Игра «Три задания» к уроку "Золотое правило нравственности"
К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания, после этого учащиеся меняются местами. Детям задаётся вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке.
Урок по теме « Моральный долг» провожу с применением ролевой игры. Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме.
а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;
б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.
В ходе дискуссии учащиеся отстаивают свои точки зрения.
Групповые формы работы
Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.
Так на уроке: "Что такое светская этика" учащимся предлагаю разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание для 1группы. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание для 2 группы. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание для 3 группы. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание для 4 группы. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать. «А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот. После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
По окончанию обсуждения в группах идет обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
На уроке по теме: «Дружба» итогом работы в группе может стать составление памятки.
Детям раздают карточки, со словами из пословиц. ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.) Группы формируем по составленной пословице.
Задание: Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом «Правила дружбы». Выслушать мнение каждой группы. На экране появляется обобщённая памятка. Подарите памятку, кому бы вы хотели. Одна остаётся в классном уголке.
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощение, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Тема урока: «Добро и зло»
Учитель: «Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь». Ребята работают в парах и решают проблемные ситуации.
Творческая работа (составление коллажа)
Звучит песня «Дорогою добра»
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
«Собери пословицу»
1 группа - худого, не, хорошего, из, сделаешь. / Из худого хорошего не сделаешь/
2 группа – а, утаить, сказать, стыдно, грех / Стыдно сказать, а грех утаить/
Можно использовать не только пословицы о совести, но и высказывания знаменитых людей
Без совести и при большом уме не проживёшь. М. Горький.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А. Пушкин.
Правда коротка; ложь всегда многословна. Л. Толстой.
Работа в группах обучает навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.
В своей практической работе я придаю большое значение самостоятельной работе учащихся по усвоению программного материала. Для этого использую работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Стараюсь создать на уроке остановку, при которой ученик не может сидеть на уроке «без мысли в голове, без дела в руках». Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую прием «Пометки на полях» из технологии критического мышления.
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.
На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
При работе с текстом использую следующие приемы:
Прием «Чтение. Суммирование в парах».
Прием «Зигзаг»
Упражнение «Редактор» (уточни текст, упрости текст, так, чтобы смысл его не потерялся)
Расскажи по опорной схеме (разверни информацию).
Использую на уроках и другие приемы и методы технологии критического мышления, такие как:
«Написание синквейна»
«Учебный мозговой штурм»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
«Верные и неверные утверждения»
Данные формы работы способствуют развитию у школьников следующих умений:
анализировать текст совместно с другими людьми;
доступно передавать информацию другому человеку;
систематизировать полученную информацию.
В решении второго направления использую различные формы рефлексии.
Для нравственной рефлексии применяю «Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик - каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы.
Приём «Волшебные шляпы»
Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу, в зависимости от цвета шляпы получают задание.
Белая шляпа – мыслим фактами (отвечают на вопрос «Что нового вы узнали?»)
Желтая шляпа: « Что было хорошо, полезно, познавательно, интересно?»
Черная шляпа: «С чем вы не согласны? Что вы бы хотели изменить?»
Красная шляпа: «Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)»
Зелёная шляпа – творческая (Пословицы, поговорки, афоризмы)
Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».
Приём «Ладошка»
Дети вырезают из цветной бумаги форму ладони и пишут на ней свой добрый поступок, который они совершили и считают его действительно морально добрым.
-А сейчас мы с вами составим из ваших добрых поступков солнце, которое поможет нам и дальше делать только добрые дела.
Приём «Скрепка» к уроку "Альтруизм и эгоизм"
Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас – сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.
При решении третьего направления - воспитания ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности активно использую внеурочную деятельность и внеклассные формы работы. В рамках внеурочной деятельности «Радость праздника» и «Наши заступники на небесах» мною были организованы и проведены православные праздники: «Святой Николай Угодник», «Рождественские посиделки», «Пасха», «Святые жены – мироносицы», «Покров Пресвятой Богородицы». Ученики познакомились с народными обрядами и обычаями, с играми и развлечениями русского народа.
Огромную роль в реализации этого направления играет экскурсионная деятельность. Экскурсии носят не только просветительский, научный характер, но и способствуют развитию мировоззрения, патриотическому воспитанию и социализации учащихся. За годы работы по этой теме мы совершили экскурсии в Спасское – Лутовиново, в Музей Хрусталя (г. Дядьково), в Оптину Пустынь, в Музей космонавтики (г. Калуга), на Партизанскую поляну (г. Брянск), музей тульского самовара и оружия (г. Тула), в города Смоленск, Белгород, Козельск и др.

V. Результативность.

Результатом своей работы считаю обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
Преподавание курсов ОРКСЭ и ОДНКНР безотметочное, поэтому для отслеживания результатов работы использую следующие формы контроля:
- лист самооценки;
- наблюдение;
- анкетирование
- участие в проектах;
- портфолио работ;
- участие в благотворительных акциях.
Результаты мониторинга показали, что использование активных и интерактивных методов работы способствовало развитию творческого потенциала учащихся, создало условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение данных курсов имеет большое воспитательное значение: обучающиеся показали значительно более высокую воспитанность и положительную моральную мотивацию.
100% обучающихся участвовали в различного рода проектах. Среди них социальные проекты и акции: «Подарок ветерану», «Дорогами добра», «Всё лучшее – детям», «Стена памяти» и др. В проекте «Цвети, лицей» приняли самое активное участие те дети, которым с трудом даётся обучение в школе. Участвуя в проекте, они показали организованность, отзывчивость, сплочённость, проявили трудолюбие. Результат проекта – цветущие клумбы на территории лицея и желание детей творить и созидать. Труд для моих учеников – одно из главных нравственных ценностей.
Обучающиеся участвовали в олимпиадах и конкурсах различного уровня:
1. Всероссийская олимпиада «Наше наследие»- 2014-2015 уч.г.: награждены дипломами I, II, III степени и сертификатами участника. В 2015-2016 уч.г. участвовало 229 человек , подали заявки во второй тур – 33 человека.
2. Региональный конкурс «Дорогами Христа»
3.Конкурс чтецов произведений на православную тематику: 137 участников, 4 победителя (по 1 в каждой возрастной группе) и 11 призёров.
Результатами своей деятельности также считаю большой интерес детей и их родителей к изучаемому курсу. По результатам анкетирования родителей в 2014-2015 уч.г. можно сделать следующие выводы:
100% положительное отношение родителей к введению курса ОРКСЭ и ОДНКНР.
100% оправдываются ожидания родителей от изучения курса.
100% заинтересованность к предмету у детей.
Заинтересованность родителей показало участие их совместно с детьми в праздниках «Созвучие слов живых», «Масленица», «Покров Пресвятой Богородицы» (с посещением источника «Каменец» в Покровском районе), «Пасха».



VI. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Предложенный опыт представляет интерес в первую очередь для учителей, ведущих курсы ОДНКНР и ОРКСЭ. Однако опыт данной работы могут также использовать классные руководители в целях решения проблем духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся

VII. Диссеминация опыта

Активно участвую в работе районного педагогического сообщества учителей ОРКСЭ, являюсь руководителем РПС учителей ОДНКНР и педагогов внеурочной деятельности по ОПК. Подготовила выставку и презентацию работы РПС в рамках конкурса педагогических сообществ.
Участвовала в региональном семинаре для руководителей РМО учителей ОРКСЭ. Круглый стол «Воспитание духовно-нравственного человека в условиях современной образовательной среды». Тема работы секции: «Духовно-нравственное воспитание как приоритет современного образования»
На семинаре директоров ОУ района провела праздник «Святой Николай Угодник», открытое мероприятие «Праздник как форма работы в условиях ФГОС».
Высокую оценку получил мастер-класс для педагогов района «Работа с притчей на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР»
Активно делюсь своими наработками на сайте «Инфоурок», где создала свой мини-сайт. Адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сертификат создания сайта  №АA-254938





















VIII. Список литературы.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 С. 4
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.
3.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
4.Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е. В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с. - (Воспитание в школе). - ISBN 978-5-7057-1305-9.
5.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.
9. Гайворонская, А. А. Содержание нравственных представлений в ролевой позиции "Я идеал" / А. А. Гайворонская // Психология и психотехника. - 2009. - № 5. - С. 24 - 29.
10. Исенко, С. П.  Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной системе образования / С. П. Исенко  // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 8. - С. 37 - 42. Автор статьи представляет свою точку зрения на осуществление










Root Entry