Разработка урока Возникновение земледелия и скотоводства

Возникновение земледелия и скотоводства.
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о возникновении земледелия, скотоводства у первобытных людей, что способствовало переходу от присваивающего хозяйства к производящему.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства для первобытных людей
Развивающая: способствовать развитию умения учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, способствовать развитию умения учащихся самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи урока:
личностные: способствовать формированию у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
метапредметные: способствовать развитию умения работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
предметные: развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин
Оборудование: учебный комплекс
Ход урока:
I Фронтальный опрос ранее изученного материала:
1. Дайте определение истории
2. На какие вопросы отвечает история?
3. Назовите науку-сестру истории и дайте определение
4. Кого называют первобытными людьми?
5. На каком континенте появились первобытные люди и почему?
6. Назовите основные занятия первобытных людей
7.Назовите главное отличие первобытного человека от животных
8. Из чего были изготовлены первые орудия труда?
9. Дайте определение: что такое Род? Почему люди жили родом?
10. Где была найдена впервые пещерная живопись? Кто ее обнаружил?
11. Для чего люди занимались пещерной живописью?
12. Что такое религия?

II Изучение нового материала
Стадия «Вызов» Представьте себе такую ситуацию:
Охотник видит, что человек вместо того, чтобы съесть зерно, бросает его в землю. Вместо того, чтобы убить и съесть поросенка (теленка, козленка, овцу и т.д.) он его охраняет и откармливает, когда всех вокруг мучает чувство голода. Что появилось нового в занятии людей?
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: Возникновение земледелия и скотоводства.
Самостоятельно определяют вопросы для изучения темы, заполняя таблицу: «Хочу узнать»: каковы последствия перехода занятий от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству»?
Если бы не осуществился переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, то каковы были бы последствия для людей?
Стадия Осмысления
Откройте учебник на стр.21 – 22 рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос:
Для чего использовали изображенные орудия труда?
Девочки читают пункт1 - “Мотыжное земледелие”, а мальчики читают пункт2 “Приручение животных”, пользуясь текстами вы должны создать опорный конспект, схему, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию и скотоводству.
Ответ Мальчики: страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детенышей животных, за которыми ухаживали, растили и разводили. Так зародилось скотоводство.
Девочки: догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом. Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие
В чем вы видите +этого перехода?
В чем вы видите - этого перехода?
Физминутка!!!
Закрепление:

1. Земледелие возникло из: 2. Найдите лишнее: В земледельческих работах применяли:
А) охоты А) мотыгу
Б) собирательства Б) серп
В) рыболовства В) каменный топор
Г) ремесла Г) гончарный круг

3. Скотоводство возникло из: 4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
А) охоты А) тигр
Б) собирательства Б) лошадь
В) рыболовства В) корова
Г) ремесла Г) собака

5. Выбери правильное утверждение:
А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой
Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством
В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

6.Распределите занятия по типам хозяйства ( в таблице):
А) собирательство
Б) скотоводство
В) охота
Г) земледелие
Присваивающее хозяйство
Производящее хозяйство




Д) ремесла



Рефлексия: проводится по таблице «Хочу узнать» оценивают себя сами.
Домашнее задания задают себе сами.
Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)
Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)