Конспект урока по математике Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных.


Математика. 1 класс. УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина)
Дата________________
Тема: «Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных» (с. 68-69).
Цель:
совершенствовать умения первоклассников: находить признаки сходства и различия линий, чертить ломаные линии с помощью циркуля и линейки, записывать суммы длин отрезков и находить их значения.
Ход урока
Организационный момент.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Работа на уроке.
Устный счёт и работа по тетради.
Вспомним состав двузначных чисел (Двузначные числа состоят из десятков и единиц). Чтение и запись чисел по схеме. Учитель показывает схему, учащиеся выходят и записывают в тетради и на доске, разделяя число на десятки и единицы.
6д.5ед.=65, 5д.=50, 1д.5ед.=15 2д.=20, 3д.6ед.=36.
Математический диктант. Дан ряд двузначных чисел (у каждого учащегося своя карточка) 10 17 22 29 30 33 49 50 57 77 82 93 99.
Обведи синим кружочком числа, в которых 0 единиц.
Подчеркни зеленой чертой самое большое двузначное число.
Обведи зеленым кружочком число, стоящее после 48.
Обведи красным кружочком число, идущее при счете перед числом 83.
Подчеркни желтой чертой самое наименьшее двузначное число.
Обведи синим квадратом число, стоящее между 28 и 30.
Обменяйтесь карточками и проверьте в парах.
Учитель выставляет свой ряд чисел для проверки.
Физкультминутка.
Сообщение темы и цели урока.
Дети, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замкнутой ломаной линией, а также научимся сравнивать длины ломаных.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику и в тетради (с. 68).
Работая с заданием 180, учащиеся вначале фронтально обсуждают признаки сходства и отличия ломаных линий (в каждой из них по два звена все ломаные имеют вершину М; длины звеньев ломаной различны). Затем дети воспользуются линейкой для измерения длин звеньев ломаной. Полученные величины они записывают в тетрадь, составляя из них суммы и вычисляя их значения. Рядом с каждым равенством ученики записывают название той ломаной, длину которой вычисляли. Результаты работы сверяют с равенствами, помещёнными в учебнике.
Начертить незамкнутую ломаную по заданию 181 первоклассники могут самостоятельно. Суммы трёх величин, значение которых равно 10 см, ребята выносят на доску и обсуждают, верно, ли выполнено задание.
Физкультминутка.
Работа по учебнику и в тетради (с. 68-69).
В задании 182 ученики прежде всего обнаруживают сходство ломаных (они все состоят из трёх звеньев), имеют одинаковое количество вершин (4).
Отличие ломаных заключается в том, что их длина различна. Некоторые дети высказывают такое суждение, но его необходимо доказать. Для этого нужно найти длину каждой ломаной. «Как это сделать?» – задаёт учитель вопрос детям. Выслушав предложения учеников, коллективно составляется план действий:
1) измерить длину каждого звена первой ломаной;
2) выписать полученные результаты;
3) измерить длину каждого звена второй ломаной;
4) выписать полученные результаты;
5) измерить длину каждого звена третьей ломаной;
6) выписать полученные результаты;
7) вычислить длину каждой ломаной.
В тетрадях полезно выполнить сначала такие записи: 1) 2 см, 2 см, 3 см; 2) 1 см, 2 см, 2 см; 3) 3 см, 2 см 1 см, а потом такие: 1) 7 см; 2) 5 см; 3) 6 см. Полученные результаты свидетельствуют о том, что длины ломаных линий действительно различны. Анализ записанных результатов измерений позволяет назвать ещё одно сходство всех ломаных линий: в каждой ломаной есть звено, длина которого равна 2 см.
В задании 183 ученики самостоятельно отмечают галочкой «лишнюю» ломаную линию и обосновывают свой выбор (ломаная 2).
При самостоятельном выполнении задания 184 в тетрадях школьники могут построить как замкнутые, так и незамкнутые ломаные линии. Порядок работы ребята определяют сами, но в случае необходимости педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется: предлагает воспользоваться линейкой для измерения длин звеньев будущей ломаной, показывает, как можно разместить линейку на плоскости тетрадного листа, чтобы начертить каждое звено.
После завершения построения в тетрадях дети обращаются к учебнику, проверяют, правильно ли выполнили задание Маша и Миша, и ещё раз контролируют свои работы.
Работа по ТПО №2.
В урок можно включить задания № 131, 132, 133.
Подведение итогов урока и рефлексия.
Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились? (узнали о ломаной линии).
Из чего она состоит? (она состоит из звеньев-отрезков)
Какими бывают ломаные? (ломаные бывают замкнутыми и незамкнутыми)
Могут ли знания о ломаной линии пригодиться в вашей жизни? Где?
Спасибо за урок. Урок окончен.