ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Творческая мастерская


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
объединения « Творческая мастерская »
для детей 5-6 лет
срок реализации программы — 1 год
Вид программы: модифицированная
Программа разработана педагогом дополнительного образования

Федоровой Гретой Олеговной

Пояснительная записка
Образовательная программа «Мир на ладошке» (изобразительное и
декоративно-прикладное искусство) имеет художественно-эстетическую
направленность. Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой декоративно-прикладное искусство. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.
1.Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Социально-педагогическая
2.Актуальность
Актуальность изучения декоративно-прикладного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей.
Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих
работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное
формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук.
А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму.
3.Педагогическая целесообразность программы:
Обучение декоративно- прикладному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
4.Цели программы:
Целью программы является создание и организация психолого-
педагогических условий для развития индивидуальных творческих способностей младших школьников и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.
5.Задачи программы:
Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:
1. Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного
искусства, многообразием материалов и приемами работы с ними.
2. Формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству.
3. Обучать специальным технологиям работы с различными
материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать
широту их возможного применения.
4. Развивать вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
6. Прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение
друг к другу.
7. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно
значимыми.
8. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, вернисажей.
6. Отличительная особенность:
Отличительными особенностями программы являются: работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, бумага, ткани,
нитки, кожа и т.д.);
7.Виды занятий.
Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие виды занятий:
Теоретические – объяснение нового материала, знакомство с информацией
познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых
ситуациях.
Практические – изготовление декоративных изделий различными методами
и приемами, с применением декоративно - прикладных материалов.
Практическая часть программы осуществляется в соответствии с
дидактическими принципами системности и последовательности в обучении,
учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития
воспитанников.
Творческие – самостоятельная творческая работа детей по изготовлению
подарочных и выставочных экземпляров. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные материалы:
бумагу, пластилин, тесто, глину и др.
8.Формы и методы обучения.
Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- игры, праздники;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать
учебный материал;
- работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких
деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
- организация выставок детских работ;
- создание и развитие детского коллектива;
- работа с родителями.
Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному,
от известного к неизвестному
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
- объявление цели и задач занятия;
- объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
- физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
- повторение последовательности выполнения работы;
- самостоятельная работа детей;
- физкультминутка для тела;
- продолжение работы;
- подведение итогов.
9.Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Рассчитана на 144ч.
10.Количество занятий и учебных часов в неделю:
2 занятия по 2 часа, 4 часа в неделю
11. Режим и продолжительность занятий:
Занятия проводятся: 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа.
Программа предусматривает групповые и коллективные
формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью
выполнения подготовительных работ в домашних условиях.
Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41):
- в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк;
- температура воздуха в учебном кабинете 20-22С;
- помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка;
-учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей.
12. Количество обучающихся в объединении: 7 чел.
13. Особенности набора детей:
Основанием для вступления в отряд может стать любой мотив: любопытно, интересно, хочу этим заниматься, за компанию и т.д.
14. Ожидаемые результаты:
По окончании года обучения воспитанники
будут знать:
- технику безопасности при работе с острыми инструментами;
- историю изобретения бумаги, ножниц, различные виды аппликации и
вырезания;
- историю оригами, условные обозначения, термины и базовые формы
оригами;
- историю лепки из соленого теста, материалы, инструменты и приемы
работы с соленым тестом;
Будут уметь:
- изготавливать аппликацию из бумаги с применением различных видов
аппликации и вырезания;
- изготавливать оригами различных видов;
- лепить плоскую и объемную фигуры из соленого теста с применением
различных фактурных поверхностей;
15.Педагогическая диагностика осуществляется с помощью:
Форм подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: выставки творческих работ, составление альбома работ, творческий отчет по завершению темы, участие в выставках, конкурсах и фестивалях.
Учебно– тематический план 1 года обучения
№п/п Наименование разделов (тем) курса Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. Знакомство. Правила ТБ на занятиях. 4 2 2
2 Аппликация и вырезание 24 4 20
3 Оригами 24 4 20
4 Киригами 24 4 20
5 Лепка из пластилина 24 4 20
6 Лепка из соленого теста 24 4 20
7 Декупаж 10 2 8
8 Подведение итогов 10 2 8
Всего: 144 26 118
Содержание общеобразовательной программы 1-го года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство.Правила ТБ на занятиях. - 4ч
Теория – 2часа:
Знакомство с программой. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы
Практика-2 часа:
Знакомство в группе «Узнаём друг друга
2. Аппликация и вырезание - 24часа
Теория – 4часа:
Приемы работы с различными материалами. Последовательность выполнения аппликации: выбор сюжета, выполнение эскиза аппликации. Способы изготовления шаблонов. 
Практика-20 часов:
Изготовление аппликации из различных материалов с применением различных техник: «Натюрморт», «Петушок», «Верба», «Собачка», «Букет», «Хуторок», «Ромашки», «Морской берег».
3. Оригами – 24ч
Теория – 4 часа:
Основные термины: складка - «молния», зеркальная складка-«молния», рас-
крытие и расплющивание кармана.
Базовые формы для сгибания бумаги: двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица.
Практика-20 часов:
Складывание базовых форм оригами – двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица. Складывание и соединение модулей
4. Киригами- 24ч
Теория – 4 часа:
Основы киригами. Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Из истории появления киригами. Материалы и инструменты. Приемы и техники работы.
Практика-20 часов:
Изготовление закладки для книги «Монограмма». Изготовление панно «Свеча». Оформление рамки для фотографии «Дубовые листья».
5. Лепка из пластилина -24 часа

Теория – 4 часа:
Свойства пластилина. Различные способы получения «расписного» пластилина: раскатывание, смешивание, резка. Знакомство со скульптурной лепкой
Практика-20 часов:
Лепка из пластилина, с применением различных техник и фактур: «Собачка», «Курочка», «Черепаха»; изготовление панно из пластилина
6. Лепка из соленого теста -24 часа

Теория – 4 часа:
Создание фактурных поверхностей на пластичных материалах
Практика-20 часов:
Изготовление панно из соленого теста, с применением различных техник и фактур: «Кот», «Друзья», «Хутор»; изготовление рельефа «Бабочка».
7. Декупаж – 10 часов
Теория – 2 часа:
Основы декупажа. Из истории декупажа. Материалы и инструменты. Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага
Практика-8 часов:

Изготовление пробного изделия в технике декупаж.
8. Подведение итогов- 10 часов
Теория – 2часа:
Чего мы сумели добиться?
Практика-8 часов:

Отчетное мероприятие.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 1 года обучения:
Ребята должны знать:
-о материалах и инструментах применяемых в аппликации; приемы и техники работы;
- о материалах и инструментах применяемых в оригами; приемы и техники работы;
-о материалах и инструментах применяемых в декупаже; приемы и техники работы;
о материалах и инструментах применяемых в лепке; приемы и техники работы;
- о материалах и инструментах применяемых в киригами; приемы и техники работы;
Будут уметь:
-изготавливать работы в технике аппликации;
- изготавливать работы в технике оригами;
- изготавливать работы в технике лепки;
- изготавливать работы в технике декупажа;
- изготавливать работы в технике киригами.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
1год обучения
Наименование тем Формы занятий Приемы, методы, организации учебно- воспитательных занятий Формы подведения итогов
1. Вводное занятие. Знакомство. Правила ТБ на занятиях. Игра
Анкета
Беседа Словесный Собеседование
2.Аппликация и вырезание Комбинированное
Практический Творческий отчет
3.Оригами Комбинированное
Практический Творческий
Отчет
4.Киригами Комбинированное
Практический Творческий
Отчет
5.Лепка из пластилина Комбинированное
Практический Творческий
Отчет
6.Лепка из соленого теста Комбинированное
Практический Творческий
Отчет
7.Декупаж Комбинированное
Практический Творческий
Отчет
8.Подведение итогов Беседа
Диагностический Творческий отчет
Необходимые условии реализации Программы:
1.Материально- техническое обеспечение:
-кабинет с необходимой мебелью;
- наличие компьютера, фотоаппарата.
2.Дидактическое обеспечение:
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Антипова, М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками [Текст] /М.А. Антипова – Ростов н\Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с., ил.
2.Афонькин, С.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане [Текст]/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
3.Афонькин, С.Ю. Оригами. Собаки и коты – бумажные хвосты [Текст] /С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
4.Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]/ В.С. Горичева, Т.В. Филиппова – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 96 с., ил.
5.Давыдова, Т.Н. Рисуем пальчиками и ладошками. Детское творчество  [Текст]/Т.Н. Давыдова – М.: Стрекоза, 2010. – 20с., ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1.Бельдюкова, Н. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин [Текст]/ Н. Бельдюкова, С. Петров, В. Кард – М.: Эксмо – пресс; СПб.:Валерии СПД, 2001. – 224с., ил.
2.Каменева, Е.О. Твоя палитра [Текст] /Е.О. Каменева – М.: Детская литература, 1998. – 64с., ил.
3.Кутафьева, Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей [Текст] /Н. Кутафьева – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1994. – 72с., ил.
4.Крупин, В.Н. В дымковской слободе [Текст]/ В.Н. Крупин – М.: Малыш, 1989. – 92с., ил.
5.Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства [Текст]/ Т.Н. Проснякова – Самара: Учебная литература, 2003. – 120с., ил.
6.Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика [Текст]/ С. Соколова – М.:Изд-во Эксм; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 176с., ил.
7.Чаварра, Х. Ручная лепка [Текст]/ Х. Чаварра – М.: Издательство АСТ, 2003. – 64с., ил.
8.Черныш, И.В. Удивительная бумага [Текст]/ И.В. Черныш – М.: АСТ – пресс, 1999. – 112с., ил.