Коррекция нарушений памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Коррекция нарушений памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Н.С.Ичетовкина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска Специальная (коррекционная) школа № 209


Аннотация: Данная статья посвящена формированию и коррекции таких форм интеллектуальной деятельности как анализ, синтез, сравнение, работе над развитием способностей детей к обобщению и конкретизации, созданию условий для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, коррекция памяти, эмоциональный фон урока, зрительные образы, эффективность наглядных изобразительных средств

Вопрос об использовании ранее усвоенных знаний, навыков детьми с нарушением интеллекта, имеет чрезвычайно важное значение для организации педагогического процесса. Если учащиеся, приобретая определенные знания и опыт, оказываются не в состоянии пользоваться им в нужный момент, обучение не достигло цели.
Опыт работы показывает, что с помощью специальных приемов обучения и организации педагогического процесса можно достигнуть значительных результатов в развитии у школьников с нарушением интеллекта умения правильно применять ранее усвоенные знания.
Для того чтобы усвоенные навыки работы с одним материалом переносились ими в другие условия деятельности, требующие выполнения действий с другим материалом, им надо помочь лучше осознать особенности и требования нового задания. При отсутствии такой помощи ранее усвоенные навыки используются без должного учета нового задания и, следовательно, приводит к неадекватным действиям и, в конечном счете, плохим результатам.
Важную роль в развитии навыков и приемов использования прошлого опыта школьниками с нарушением интеллекта играет их отношение к учебной деятельности. Если ребенок проявляет живой интерес к тому, что он делает, то это побуждает его к активным, самостоятельным действиям, способствуя развитию обобщенных форм деятельности и, следовательно, развитию переноса.
Процесс обучения представляет собой совместную деятельность учителя и учащегося, имеющую в виду усвоение учащимся знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззрения, соответствующих нравственных качеств, подготовку к практической деятельности, а также развития их личности.
Знания по предмету, полученные в совместной продуктивной деятельности являются не формальными, а включенными в актуальный жизненный опыт детей, более прочными и значимыми. Получаемое в процессе такой деятельности удовлетворение является результатом интеллектуальных усилий и достижений, что само по себе вносит положительные перемены в систему жизненных ценностей школьников.
Совместная деятельность предполагает мобилизацию всех социальных и коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения, неизбежно приводит к расширению и углублению социальной коммуникабельности учеников в виде учебных взаимодействий с учителем, друг с другом, а также расширению модальностей их межличностных взаимодействий, форм общения. Повышается коэффициент полезного действия коррекционной работы в плане социальной адаптации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Самостоятельная жизнь, которую начинают ученики по завершению учебы, требуют от выпускников умения пользоваться математическими знаниями, умениями, навыками, полученными ими на уроках математики. Вычислительные навыки, умения решать различные арифметические задачи, производить вычисления, измерения, ориентироваться в пространстве и времени - все это учащиеся должны усвоить в процессе изучения математики, для успешного решения жизненно-практических задач.
Уроки математики играют большую роль в системе реабилитационных мероприятий, направленных на решение основных задач специальной (коррекционной) школы.
Основной коррекционной задачей является социальная адаптация школьников с нарушением интеллекта, включая в себя нормы поведения в обществе, развитие речи, ориентировка в пространстве и времени, многочисленные практические навыки.
Изучение математики формирует и корригирует такие формы интеллектуальной деятельности как анализ, синтез, сравнение, развивает способности детей к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В процессе обучения развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи, расширяется, активизируется и уточняется лексика, грамматический строй речи школьников, воспитывается усидчивость, аккуратность, воля, настойчивость.
Возможности детей с нарушением интеллекта строго индивидуальны. Таким образом, учитывая индивидуальные возможности детей, степень их самостоятельности необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход, чтобы все школьники могли успешно усваивать изучаемый материал.
Значительно улучшается процесс усвоения и запоминания учебного материала при модификации форм повторения и закрепления. Поэтому, наряду с традиционными средствами и формами обучения применяю дополнительные технические средства: таблицы, кодоскоп, цветовое оформление урока. Их использование улучшает эмоциональный фон урока, развивает внимание, память.
Восприятие дидактического материала зависит от цветового ощущения. Значительную роль в запоминании играют эмоциональные моменты, зрительные образы. При цветовом оформлении наглядного дидактического материала необходимо учитывать цветовое ощущение, возникающее под влиянием цвета. Например: красный цвет – повышает работоспособность в течение 7-10 минут, но вызывает возбуждение и тяжесть у детей. Значит, красный цвет следует использовать малыми порциями для выделения основного, существенного.
Эффективность наглядных изобразительных средств во многом зависит от масштаба представленных объектов, их взаимного расположения. Я расскажу о некоторых приемах использования цвета в наглядных пособиях и математических записях, которые использую для коррекции нарушений памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках математики.
В 5 классе при изучении темы «Нумерация чисел» я пользуюсь карточками, на которых разрядные слагаемые выделены разной пастой.
Например: 300 + 80 + 6 = 386
При изучении темы «Умножение и деление на целое число» большую помощь детям оказывают таблицы:
614 2 804 4 49063 7
6 307 8 201 49 7009
14 4 63
14 4 63
0 0 0
Умножая на двузначное число, дети долго не могут запомнить, как правильно записывать второе неполное произведение, поэтому также используем цвет:
248
75
1240
1736
18600

Не все дети быстро запоминают соотношения мер веса, длины, поэтому при изучении этой темы нули выделяем цветом. Это помогает ориентироваться в числах, полученных при измерении величин, производить их преобразования, выполнять с ними арифметические действия.
1км = 1000м 1т = 10ц
6км = 6000м 7м 3см = 703см

Опираясь на это, в дальнейшем легче записывать числа в виде десятичных дробей
3м 005мм = 3,005м

При изучении темы «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000» трудным для детей является умножение и деление на указанные числа, так как эти действия связаны с перемещением знака и мысленном дополнением записи недостающих цифр.

50,02 х 10 = 50,02 х 10 = 500,2

0,4 : 100 = 000,4 : 100 = 0,004


Система работы по коррекции нарушений памяти на уроках математики с использованием цветового оформления наглядного материала и ТСО, дополнительными коррекционными заданиями на развитие памяти обеспечивает относительную успешность усвоения материала.
Повышению эффективности процесса обучения математике в специальной (коррекционной) школе служат:
Комплексный подход. На одном и том же уроке учитель должен решать вопросы обучения, воспитания, коррекции аномального развития и социальной адаптации учащегося.
Дифференцированный подход, то есть знание и учет реальных возможностей, психических особенностей, структуры дефекта и зоны ближайшего развития каждого учащегося, планирование в зависимости от этого сложности, объема, методов и времени подачи учебного материала, объема и сложности домашних работ, форм и методик коррекционных и социально-бытовых адаптационных мероприятий и медикаментозного лечения.
Выбор таких форм и методов обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в отведенное время.
Рациональное, разумное использование наглядности.
Межпредметная координация.
Корригирование и регулирование, т. е. своевременное изменение методики, содержания и объема материала в зависимости от обстановки, состояния класса или отдельных учащихся.

Повышение эффективности урока математики в конечном итоге должно служить повышению коррекционной значимости урока, развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта.
Умственная отсталость не отражается ни на одном учебном предмете столь глубоко, как на усвоении математики. При обучении математики дети с нарушением интеллекта особое внимание обращают на реализацию, во-первых, принципа наглядности, во-вторых, постепенности перехода от конкретного к собственно числовому действию, в-третьих, ситуаций усвоения, обеспечивающих осознание, осмысление условий задания.
Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а учитель должен ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени, определяющей успешность обучения, но в дальнейшем процесс обучения начинает влиять на то, как в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.
Систематическая работа, направленная на коррекцию нарушений памяти на уроках математики и использование цвета в наглядном материале показывает, что у школьников возрастает уровень усвоения трудных тем программы.


Список литературы:


Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. С – П.-М.-Х.-Минск, 1999.

Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.- П., 1997.

Шабанов П.Д. Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989.

Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. М., 1965.

Перова В. Г. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., 1989.

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968.





















x

+



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315