Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры


Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры
У детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста запоминание любого материала затруднено. Объём запоминания информации ограничен. Материал запечатляется фрагментарно. Л.С. Выготский, Л.В. Занков отмечали возможности детей с нарушением интеллекта совершенствовать память под воздействием коррекционного обучения, в частности зрительную память. Причинами низкого качества слагаемых зрительной памяти являются патология зрительного восприятия, слабость мышления, неустойчивость внимания, плохо развитая наблюдательность, нежелание принимать волевые усилия. Все эти недостатки разрушают другие познавательные процессы, которые строятся на основе наглядно-образной деятельности. Особая роль в этом процессе коррекции и развития зрительной памяти принадлежит играм.
Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у детей с нарушением интеллекта, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.
Сформированность игровой деятельности в младшем школьном возрасте позволяет вести целенаправленную, планомерную и систематическую работу по развитию зрительной памяти и совершенствованию механизмов запоминания. Совершенствование памяти у учащихся с нарушением интеллекта тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемонических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры представляют широкие возможности для развития памяти учащихся. Работа по развитию зрительной памяти должна начинаться с простых, доступных всем учащимся игр. Обозначенный подход к развитию объёма зрительной памяти оказывается результативным при соблюдении следующих условий:
-игра должна быть понятной, доступной, добровольной;
-правила игры должны быть точными, немногочисленными;
-подбор учебного материала должен соответствовать программе;
-лёгкие и трудные игры должны чередоваться;
-не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы;
-все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени;
-после игры обязательно должны быть подведены итоги.
Одна из распространённых игр «Что изменилось в классе?». В классе на подоконниках меняются горшочки с цветами, игрушки на полке, приносятся вещи, которых ранее в классе не было, и задаётся вопрос: «Что в классе изменилось?» Во время прогулок дети отвечают на вопросы: « Кто прошёл мимо?», «Во что одет прохожий?», «Сколько человек прошло через площадку?» и др. Игры «Пропавшая вещь», «Чьи это вещи?» имеют определённую цель: наблюдай, запоминай.
С целью развития объёма зрительной памяти целесообразно учащимся вести специальные тетради, в которых ученики записывают названия запомнившихся предметов, увиденных на сюжетных картинках (по темам «Мебель», «Продукты питания», «Домашние животные» и другие). На рассмотрение и запоминание отводится 1-1,5 минуты.
В процессе этих игр учащиеся овладевают приёмами лучшего запоминания: сначала пересчитать количество предметов, потом, записывая название предметов, считать, сколько ещё предметов не записано; осуществлять сравнение, обобщение.
После проведения 2-3 игр одинакового содержания необходимо использовать другие. Например, игра «Фотограф». На доске записано 10 слов: книга, журнал, картина, мел, газета, карта, доска, стол, шкаф. Ученики в течение 1 минуты читают и по возможности запоминают слова. Через одну минуту написанные на доске слова закрываются, а ребята отвечают на вопрос: «Есть ли среди этих слов слова «стул» и «газета»?
В дальнейшем для активизации учащихся при проведении игр можно включать самопроверку, подводить итоги игры в баллах. При правильном ответе выставлять 5 баллов, при одной ошибке -4 балла, при 2 ошибках-3 балла, при 3 ошибках-2 балла.
Игра « Стол накрытый к чаю» вызывает постоянный интерес. На картину с изображением накрытого скатертью стола прикрепляются картинки с изображением 7 предметов: чайника, тарелки с тортом, чашки с блюдцем, ножа, самовара. Затем сообщается, что к столу подошла кошка, схватила край скатерти и стащила её со стола. Картина убирается, а ребятам предлагается записать название падающих предметов. После проведения четырёх игр следует организовать контрольное упражнение, по результатам которого ребята сами делают вывод, кто больше стал запоминать предметов и последовательность их расположения.
Точечный самомассаж головы, психофизическая тренировка по К.В. Динейко, проводимые ежедневно в начале занятий, улучшают кровообращение в коре головного мозга, а это способствует активизации мыслительной деятельности и как следствие увеличению объёма зрительной памяти у учащихся.
Игры по развитию зрительной памяти можно использовать на всех уроках, подбирая соответствующий материал.
Таким образом, в игровой деятельности у учащихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста увеличивается объём памяти и улучшается последовательность воспроизведения, у некоторых детей пропадает страх перед заучиванием, развиваются и другие качества личности: эмоциональный мир, воля, растёт самоуважение.
Литература:
Брунов Б.П. Игра как средство коррекции практической деятельности детей с нарушением интеллекта / Под ред. В.И. Петроченко.- Красноярск, 2003.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии.- 1996 - № 6.