Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме: Широкая масленица


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Екатериновская основная общеобразовательная школа»
Дошкольная группа

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Воспитатель дошкольной группы
Т.Ф.Архипова
ЦЕЛЬ:
Формировать интерес к традициям русского народа;
Учить строить логические рассуждения;
Формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
ЗАДАЧИ: 
Образовательные: 
формирование представлений о культуре своей страны;
формирование представлений о народных обычаях и обрядах;
познакомить с обрядовыми играми и забавами. 
Коррекционно – развивающие: 
развитие мелкой моторики;
развитие словесно – логического мышления, произвольного внимания, памяти;
расширение кругозора, обогащение словарного запаса .Воспитательные: 
воспитание интереса к культуре своей страны;
воспитание чувства дружбы и коллективизма.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседы о русских народных традициях, обычаях и праздниках;
разучивание стихов и песен про масленицу, закличек весны;
разучивание русских народных игр и забав;
раскрашивание готовых шаблонов-рисунков на тему Масленицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
сформированы умения осуществлять контроль и оценку правильности своих учебных действий, поиск путей преодоления своих ошибок;
сформирована произвольность психических процессов, речевые умения, знания о русских народных праздниках, в частности, о масленице.
ОБОРУДОВАНИЕ: снежки из ваты, мешочек с мелкими предметами, разрезные картинки, предметные картинки, зонт с лентами, готовые шаблоны-рисунки солнца, цветные карандаши.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: 
компьютер, презентация, запись русских народных песен и наигрышей.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: масленица, ярмарка, петрушка, карусель.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
/Под русскую народную музыку дети вместе с воспитателем входят в зал./
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем (дети здороваются с гостями).Гостей мы поприветствовали, теперь поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
(Дети встают лицом друг к другу)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!» (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)
Доброе утро! (выставляют левые руки и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам! (поднимают руки вверх)
Доброе утро (машут руками)
Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу).
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
-А сейчас занимайте свои места. Какой сегодня замечательный день! Какое время года сейчас у нас? (дети отвечают).
-А почему вы так решили? На улице сугробы, холодно, а я утверждаю, что сейчас зима (дети называют признаки весны, объясняют свои высказывания).
-Да, правильно, скоро прилетят птицы, снег растает, побегут ручьи. А чем ещё привлекательна весна? (дети отвечают), (Слайд)
- Да, с приходом весны к нам приходит праздник Масленица! Ребята, а как вы понимаете, что такое Масленица? ( это проводы зимы и встреча весны, пекут блины, устраивают народные гулянья).
-Сколько дней длится Масленица? Правильно, семь дней. Давайте перечислим их (дети называют дни недели).
- В течение всей этой недели народ шумно, разгульно и весело провожает зиму.
- На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежных городков, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.
- Ребята, как вы думаете, что символизируют блины, на что они похожи?
-Давайте споём песню про блины.
Песня «Ой блины, блины, блины»( Текст в приложении)
-Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку):
Коммуникативная игра-закличка весны
Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!
Март, март – солнцу рад!
Апрель, апрель – откроет дверь,
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Весна- красна, что принесла?
Красное солнышко, тёплое летечко!
Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала?
На жордочке, на бороночке,
На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.
Основная часть
2.1. Знакомство с обычаями праздника
- Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело. Народ с этого дня начинал печь блины.
Вторник – заигрыши. С этого дня начинались игры и развлечения.
Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на молодых людей.
Среда – лакомка. В этот день старались съесть как можно больше блинов, сладостей. Четверг – разгуляй. Это самый веселый день Масленицы. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни, начинают калядовать (ходят по домам и поют песни, за что получают угощения) Пятница – тещины вечерки. Теща – это мать жены. Муж жены (зять) пек блины и угощал ими своих родных.
Эта встреча символизировала проявление уважения семье жены.
Суббота – золовкины (сестра мужа) посиделки. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. За столом собиралась вся семья, все пели, ели, веселились.
Последний день Масленицы – прощеное воскресенье (проводы).
В этот день люди просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Пепел от сожженной Масленицы надо развеять по полю, чтобы был хороший урожай. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
Давайте, и мы с вами перенесемся в те далекие времена, и примем участие в этом веселом празднике.
2.2. Прощание с зимой
-Какое сейчас время года?
-А какой месяц?
-По календарю весна уже наступила, но погода пока зимняя, но скоро придет настоящая весна, станет тепло, растает снег. Давайте, мы с вами, сначала, попрощаемся с зимой.
Отгадайте загадки про зиму и все, что с ней связано
1) Бел, да не сахар, нет ног, а идет?
2)Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?
3) Бегут по дорожке
Доски да ножки.
4) Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
- Молодцы, а чем вам нравится зима?
- Какие зимние забавы вы любите?
Конкурс «Снежки»
- Мы с вами поиграем в снежки. Разделитесь на 2 команды. У каждой команды одинаковое количество снежков (из ваты). На полу обозначена линия, за нее заступать нельзя. Вам надо забросить снежки в корзину. Выиграет та команда, у которой окажется больше снежков в корзине.
2.3. Встречаем весну
- Зиму проводили, теперь можно и весну встречать.
-Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку):
Коммуникативная игра-закличка весны
Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!
Март, март – солнцу рад!
Апрель, апрель – откроет дверь,
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Весна- красна, что принесла?
Красное солнышко, тёплое летечко!
Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала?
На жордочке, на бороночке,
На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.
Воспитатель: Ребята, кто знает стихи про Масленицу? (Детям было дано домашнее задание – выучить стихи про Масленицу).
Давайте мы сейчас споём песню про масленицу.
Песня «Как вставала я ранёшенько…»(Текст в приложении)
Ребята, а где обычно проводили Масленицу? На ярмарке. Ярмарка – это место для торговли на площади с играми, песнями, плясками. (Слайд) А что обычно делают на ярмарке на Масленицу? (Пекут блины, устраивают театральные представления, конкурсы, игры, продают разные товары). Ещё на ярмарке есть карусели (Слайд). Давайте и мы отправимся с вами на ярмарку.
Хотите покататься на карусели? (Воспитатель достаёт зонт). А что же это за карусель? Не было доселе ярмарки без карусели. Как же нам исправить ситуацию, что необходимо сделать? (дети предлагают завязать ленты). Я предлагаю купить ленты.
Будем ленты искать, карусель исправлять.
Чтобы ленты покупать, заданья надо выполнять.
Кто это? Отгадайте загадку.
Верещунья, белобока,
А зовут её…..(сорока) (Слайд)
Да, вот сорока продаёт свой товар.
-Я сорока-белобока, далеко летала, много видала.
Разный товар собирала, брала, что видела.
Много лишнего набрала.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что за товар продаёт сорока.
Игра «Угадай-ка
(В мешочке находятся разные мелкие предметы – кольцо, бусы, прищепка, монета, гвоздик, ключ. Необходимо с помощью рук нащупать и определить, что это за предмет, на что похож, из чего сделан) (Слайд)Воспитатель: Трудное было задание? Но вы молодцы, хорошо с ним справились. Получайте ленточку и привязывайте её к зонту (воспитатель даёт одному из детей ленточку, тот привязывает её к зонту).
Идём дальше по ярмарке. И кого же мы здесь встретили?
Уплетая калачи, едет парень на печи.
Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?..... (Емеля – ответ детей)(Слайд)
У него мы купим ленту, но только надо помочь Емеле собрать все блины.
Игра «Собери пазл»
(Необходимо собрать кусочки блинов так, чтобы каждый раз получался целый блин)
Фото в приложении 3
(После выполнения задания воспитатель даёт одному из детей ещё одну ленту, которая привязывается к зонту)
Продолжаем ходить по рядам.
Дома не был я давно, всё пропало из него. Кто это? (Домовой. Слайд)Вот и домовой продаёт разные товары. Сложил всё в одну кучу, надо помочь разложить весь товар. Надо ответиь что это: игрушки , посуда или одежда?
Игра «Классификация предметов».
(На столе предметные картинки «Игрушки», «Посуда», «Одежда». Они все перемешаны. Необходимо рассортировать их).Домовой очень доволен и дарит вам ещё одну ленточку (ленту один из детей привязывает к зонту).
А что здесь делает Баба Яга?
-Ленты просто не отдам, вам задание задам.
Игра «Сосчитай и разложи по размеру»
(На столе 10 блинов разного размера .Нужно пронумеровать их от самого большого до самого маленького и разложить ).
И с этим заданием вы справились, держите ещё одну ленту (дети привязывают ленту к зонту).
Динамическая пауза
Ребята, на ярмарке не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, кА могли: пели песни, плясали, мерились силой, ремеслом хвалились, дарили подарки. И я предлагаю вам немного поиграть. Только с кем? Отгадайте.

Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке,
Он весёлая игрушка, и зовут его….(Петрушка – ответ детей)(Слайд)
Петрушка предлагает поиграть в игру – конкурс.
Конкурс «Ходьба на трёх ногах»
(Дети делятся на две команды, встают в пары. Каждой паре завязывают по одной ноге: правую ногу одного ребёнка с левой ногой другого ребёнка. Они должны обойти кеглю и вернуться на место. Далее делают то же самое другие пары).Петрушка очень доволен и хочет подарить вам ленту за вашу активность (пятая лента привязывается к зонту)
А кто же это плачет? (Слайд). Да это же Царевна-Несмеяна. Хотела она себе чайники купить, да разбила их случайно. Давайте поможем ей собрать чайники. Они разбились на разное количество частей.
Игра «Собери картинку»
( На двух столах разрезные картинки чайников с разным количеством деталей – для детей старшего и среднего возраста, и для детей подготовительного к школе возраста. Дети собирают картинку). (Фото в приложениях 4-для старшей и средней подгрупп и 5-для детей подготовительной подгруппы)
Спасибо, ребята! Вы помогли Царевне- Несмеяне, и она дарит вам ленточку (воспитатель даёт ещё одну ленточку одному из детей – по очереди, тот привязывает её к зонту)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и собрали мы карусель. Выходите к карусели, берите за ленты, заводите карусель!
Еле, еле, еле, еле закрутились карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, дети, не шумите, карусель остановите!
Вот и побывали мы с вами на ярмарке. Понравилось вам? Расскажите, что вам больше всего понравилось, чем мы с вами занимались? О каком большом праздник мы с вами сегодня говорили? Правильно, про Масленицу! Ну, а какая же Масленица без солнышка, ведь на Масленицу мы провожаем зиму, а встречаем весну. Посмотрите, какое у нас красивое солнышко (слайд), сейчас каждый из вас тоже сделает по солнышку.
Я раздам, подготовленные заранее шаблоны, а вы их раскрасите цветными карандашами.
На этом наше занятие закончено, всем спасибо, всего вам хорошего!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Песня «Ой, блины, блины, блины…»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои! / 2 раза/
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Песня «Как вставала я ранёшенько…»
Как вставала я ранёшенько,
Умывалась я быстрёшенько.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя и калачи.
Пришла к нам Масленица.
Принесла блины и маслице.
С калачами – блины, шанежки
Для милого друга Ванечки.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице. / 2 раза/
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Приложение 4

Приложение 5