Обобщающий урок в 7 классе по теме: Тип членистоногие

Обобщающий урок в 7 классе по теме « Тип Членистоногие».


Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока:
*обобщить знания о многообразии представителей типа Членистоногие, об основных особенностях классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; значение животных типа в природе и жизни человека;
*продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, защищать проектную работу, оценивать работу других, задавать вопросы, использовать компьютерные технологии, составлять презентации.
Воспитательные задачи: привитие бережного отношения к природе, обоснование преимуществ биологических средств борьбы.

Методы и приёмы: самостоятельная работа, использование межпредметных связей с литературой, физикой, изобразительным искусством.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проекты, презентации, коллекции.
Предварительная подготовка: класс разбивается на группы, даются рекомендации по использованию дополнительного материала, объёму работ.

План урока.
Организационный момент.
Работа в группах, защита проектов.
Итог урока.

Ход урока.
Вступительное слово учителя.
У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение.
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный- хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это характерные особенности животных многих,
Относящихся к типу ------------- (Членистоногие)

Дать общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся по группам загадывают загадки, например:
Кто в красной рубахе умирает? (Рак).
Один - семерых положил. (Паук).
Гудит мохнатенький, летит за сладеньким.(Шмель).
4.1 ученик в группе даёт характеристику класса.
Отмечаем, какие признаки положены в основу классификации.
5.Учащиеся задают вопросы по своей теме ученикам других групп.
Например, особенности строения кровеносной системы Ракообразных?
Особенности питания пауков, назначение паутины?
Принцип деления Насекомых на отряды, особенности размножения насекомых и др

6. Использование межпредметных связей ( учащиеся зачитывают строчки из литературных произведений: «Муха-цокотуха». Из басен Крылова, пословицы.

7. Раздел»Знаете ли вы»? Учащиеся готовят сообщения о необычных фактах: самые быстрые, самые ядовитые, самые вкусные и т.д.
Роль Членистоногих в природе и жизни человека. Одомашненные и общественные насекомые.
8. Сообщение о науке бионика, использование знаний особенностей строения и поведения Членистоногих при создании механизмов и в других отраслях. (Ракообразные –при создании экскаватора, пауки – в кружевоплетении, насекомые_ создание летательных аппаратов. (Учащиеся демонстрируют рисунки, которые они рисовали под руководством учителя ИЗО.)

9.Итог урока. Отмечаем, какая группа наиболее удачно защитила свой проект.

Литература к .уроку.
1.А. Терентьев, В Рохлов «Занимательная зоология».
2.В. Сабунаев «Занимательная зоология».
3. И.Акимушкин «Мир животных».
4. Н.Н. Плавильщиков «Юным любителям природы.
.5.О.Н.Дронова «Хрестоматия по зоологии».
6.А.А. Яхонтов «Зоология для учителя».





Приложение к уроку по теме «Тип Членистоногие».

Класс Ракообразные.
За своеобразные прыгающие движения в толще воды эти мелкие ракообразны
·е получили название водяные блохи. А вы знаете их научное название? (дафнии)
Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется? (циклоп)
За способность издавать громкий щёлкающий звук, похожий на выстрел, это ракообразное называют раком-пистолетом. А каково научное название?(альфеус)
С этим словом ассоциируется и тяжёлое заболевание, и одно из зодиакальных созвездий, и замечательный вкус изысканного деликатеса. С каким? (рак)
Эти ракообразные стали так назхываться потому, что , защищаясь от врагов, а также в засушливые периоды они скатывались в маленькие шарики, мокрые на ощупь. Кто они? (мокрицы)

Класс Паукообразные.
Зловеще имя этого паука, в буквальном переводе с тюркского означает чёрная смерть. Кто это? (каракурт)
В Китае её называли «ткань восточного моря». В Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18в. Во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь? (о паутине)
Если враг схватит это паукообразное за одну ножку, то скорее всего она будет отброшена. Отброшенная нога начнёт быстро сгибаться и разгибаться, что, естественно, привлечёт внимание врага и тем самым спасёт жизнь этому паукообразному. Кто это? (сенокосец)
В 1700г. В учёных кругах был осмеян натуралист, нарисовавший гигантского тропического тарантула, склонившегося над мёртвой птичкой. Но прошло 100 лет, и другой натуралист подтвердил, что такие пауки с размахом ног до 25 см существуют, и они действительно убивают птиц. Как их называют? (птицееды)
Водоотталкивающие волоски на ногах позволяют этому пауку свободно разгуливать по поверхности воды. Если пауку угрожает какая-нибудь опасность, он без всяких усилий уходит под воду. Кто он? (водомерка)

Класс Насекомые.
В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного телёнка. А как зовём его мы? (божья коровка)
Этим маленьким букашкам К. Линней дал название , которое в переводе с латинского звучит как «муравьиные коровы». А как их называем мы? (тли)
Их называют белыми мурвьями. Однако, ничего общего с муравьями эти насекомые не имеют, хотя живут колониями. Издревле они были известны у нас как вредители: портили всевозможные деревянные строения. А вот для африканцев и южноамериканцев они являются настоящим лакомством. Кто же это? (термиты)
Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображение можно увидеть на амулетах и украшениях. Как он называется? (скарабей)
Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий- наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. В 125г.н.э. в римских колониях после нашествия этих насекомых от голода умерло 200тыс. человек. Кто они? (саранча)
Личинки этих насекомых, называемые наядами, живут в водоёмах от 1 года до 3 лет. Взрослым же насекомым отведено на жизнь всего несколько часов или даже минут. Отложив яйца в воду, они сразу погибают. Как они называются? (подёнки