Конспект урока на тему: Природные компоненты Австралии


Открытый урок в 7 Б классе
Дата: 23.12.15г.
Тема урока: "Австралия. Компоненты природы"
Цели и задачи урока:
1. показать особенности природы материка через самостоятельную работу учащихся с картами атласа; научить их работать и добывать географические знания по картам, научить сопоставлять карты и делать выводы;
2. способствовать нравственному воспитанию: развивать чувства коллективизма, взаимопомощи,
3. спосбствовать развитию мышления учащихся, развивать умения выявлять причинно-следственные связи, развивать умение преодолевать трудности в изучаемом, развивать эмоции и чувства победы и торжества.
Учебно-наглядный комплекс: проектор, экран, динамики!, физическая карта Австралии на экране.
на доске: тема и план главных этапов изучения нового материала. На доске написано: "Урок-утверждений. Докажи - обоснуй!" карты атласа: стр.2-3,12,28-29.
На партах: атласы, листы бумаги и ручки.
Звезды для награждения уч-ся.
Ход урока:
I. Организационный момент и приветствие.
II. Проверка домашнего задания: выполенение тестов по предыдущей теме.
III. Постановка цели занятия перед учащимися.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок!
Мы сегодня работаем без учебников, поэтому учебники я попрошу убрать со столов в сумки. На парте оставьте, пожалуйста только атласы, листы бумаги, ручки. На доске написано: "Урок-утверждений".
В течение урока я буду что-то утверждать, а вы будете соглашаться или оспаривать с помощью своих знаний , размышлений и обсуждений. Помогут в этом вам сегодня только географические карты атласа . Работаем в команде по 4 человека. Самым активным ребятам буду вручать медали в виде вот таких звездочек, а самым лучшим сплоченным командам-вот такие золотые ордена.
IV. Усвоение новых знаний, умений, навыков.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами рассмотрели географическое положения материка Австралия.
Зачем изучение материка мы начали с определения географического положения материка? Значит, какова сегодня цель нашего урока: изучить особенности природы материка!
Начнем с рельефа.
Первое моё утверждение:
1. Австралия-единственный материк, где не бывает землетрясений и нет здесь вулканов". Соглашаетесь ли с этим? Работаем со страницей атласа "Строение земной коры". Изучите, подумайте, поразмышляйте. Минута времени вам на это(таймер)!
Ответ от учащихся: Австралия находится в центре Индо-Австралийской литосферной плиты, далеко от края, поэтому здесь не бывает вулканизма и землетрясений.
Учитель: По физической карте Австралии, определите, равнины здесь преобладают или все же горы?
Ответ: равнины.
Учитель: Какова высота данных равнин(определите по шкале высот).
Ответ: 250-500 метров, есть и ниже.
Учитель: Есть ли в Австралии горы? Как они называются? Какова высота этих гор?
Ответ: Большой водораздельный хребет. Высота чуть выше 2000 метров
Учитель: Как думаете, почему эти горы невысокие?
Ответ: Разрушены.
Учитель: почему они сильно разрушены? Ответ даст изучение карты "Строение земной коры" (каков возраст данных гор?)
Ответ: древние горы, поэтому сильно разрушены и имеют небольшую высоту.
Учитель: сделайте вывод: Австралия -равнинный или горный материк? Почему?
Ответ: Австралия - это часть древнего материка Гондваны, и с тех пор сильно разрушалась. Находясь в центре литосферной плиты поднятий не испытывала, только разрушалась и разрушалась, поэтому поверхность почти выровнилась.
Учитель: а какие-нибудь движения рельеф материка все же испытывает? Посмотрите на низменность, лежащую в центре материка. Как она называется?
Ответ: Центральная низменность. Медленные колебательные движения земной коры.
Учитель: Хорошо, ребята,сейчас главный вопрос по рельефу: зачем на уроках мы с вами изучаем геологические процессы и рельеф, вообщем-то земную кору под Австралией?
Какую выгоду Человек может извлечь из этого?
Ответ: полезные ископаемые.
У: Какие полезные ископаемые есть на материке? найдите иназывайте.
Давайте сделаем вывод о строении поверхности данного материка: Австралия - равнинный, низкий материк, где не бывает вулканов и землетрясений, с сильно разрушенными горами на востоке и с большим количеством полезных ископаемых.
Видеофизкультминутка!!!!!!!!
Следующее утверждение о климате:
1)Австралия- самый сухой материк Земли? Так ли это? Докажите это с помощью карт атласа: "климатические пояса " и "физическая карта Австралии" . Какие карты нам в этом помогут?
Ответ: Австралия посередине пересекается южным тропиком, значит большая часть ее лежит в южном полушарии. На физической карте мы видим пустыни.
У: Следующее утверждение:
2) В Австралии, средние температуры июля +15°, а средние температуры в декабре +30°. Верное ли моё утверждение. С помощью карт докажи и обоснуй!
Ответ: в южном полушарии все наоборот.
У: Живут ли в Австралии крокодили? Где? Есть ли в Австралии влажные места? Если есть где, приведи два довода: почему там влажно? Сколько же осадков там выпадает?
Ответ: восточные склоны Большого водораздельного хребта. 1 довод: С Тихого океана дуют влажные ветра, 2 довод: на наветренных склонах гор выпадают орографические осадки.
У: Есть ли в Австралии места схожие с нашим климатом, ну например, погода похожая на погоду нашей осени или весны? Рассмотрите температуры.
Ответ: есть, на юге, в субтропическом поясе зимой.
Сделаем вывод о климате Австралии.
Ответ: Самый сухой материк с тропическим климатом на большей части территории.
Гидрография: работа с проектором!
Я сейчас покажу вам несколько снимков! Что это?
Мое утверждение по этому поводу: что в Австралии не может быть такого явления. Права ли я? Обсудите в команде. Какие у вас предположения?
Ответ: это озера с солью и высохшие реки.
У: Почему озера Австралии соленые?
Ответ: климат сухой и жаркий, вода испаряется соль остается.
У: реки тоже по этому пересыхают, а высохшие их русла называются криками. Найдите подтверждение этому на физической карте .Ответ: Купер-крик, Уорберт-крик, Барроу-крик.
Сделаем вывод: значит реки и озера на большей части Австралии сильно мелеют, часто высыхают и их конечно мало.
Следующее утверждение: на материке есть проблема с пресной водой, поэтому Австралия не заселена. Там невозможно вести сельское хозяйство и заниматься животноводством. Права ли я?
Ответ: нет, в Австралии живут, занимаются сельским хозяйством и не только сельским хозяйством.
У: где же жители берут воду?
Ответ: в восточной части ее много, на западе-подземных вод много.
Общий вывод: реки и озера в Австралии есть, а подземных вод очень много-поэтому Австралия населена.
V . Итак подведем итоги урока: кто работал лучше всех?
Какая команда проявила лучшую активность?
VI. Домашнее задание: прочитать параграф 29 и ответить на вопросы после параграфа.
Спасибо за урок!