План-конспект урока по истории на тему: Природа и люди древней Индии


Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: урок-квестЦель урока:
-Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, ее географическим положением, природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства, прививать толерантность
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
работа в парах
Структура урока
Организационный этап.
Постановка целей, задач, мотивация учебной деятельности уч-ся. 3. Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации.
Изучение нового материала
-географическое положение Древней Индии;
-природные особенности Индии;
-занятия населения Древней Индии
-религиозные верования индийцев.
7. Динамическая пауза.
8.Первичное применение новых знаний.
9.Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015г;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация;
план работы для каждой парты;
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»
разноцветные фигурки для рефлексии
Методы
словесный,
наглядный,
практический
Межпредметные связи:
Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)
Планируемые результаты
Предметные:
познакомить учащихся с географическим положением древней Индии;
выяснить каковы природные особенности древней Индии;
определить основные занятия населения древней Индии;
определить религиозные верования индийцев;
подвести учащихся к пониманию ответа на проблемный вопрос: «Почему Древние греки называли Индию “страна чудес”?;
Метапредметныеразвивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство уважения к истории;
вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Технологическая карта урока
№ п/п Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые УУД
1 Организационный этап Мотивация к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне Приветствует детей, объявляет о начале урока Приветствуют учителя Личностные: самоопределение
Регулятивные:
Волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий
2 Постановка целей, задач, создание проблемной ситуации. • постановка цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Показывает детям слайд - шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки.
Вопрос: - как вы думаете, а как называется государство, в которое мы отправимся сегодня?
Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации.
Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему» Смотрят слайд -шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь тему урока.
Зачитывают вслух пункты плана. Регулятивные:
постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной
и др.
Познавательные (общеучебные и логические):
определять проблему, цели;
и др.
3 Актуализация знаний (проверка домашнего задания) Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по темам «Древний Египет, Западная Азия в древности»
Игра «Слово – страна» Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу.
Проводит игру «Слово – страна» Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу.
Играют в игру. Регулятивные:
планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
и др.
Коммуникативные:
аргументировать свое мнение;
и др.
Познавательные (общеучебные и логические):
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами
и др.
4 Первичное усвоение новых знаний Изучение нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, текста дополнительного материала, карт, в постоянном диалоге с учащимися
Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации.
Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг.
Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному тексту Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, активно работают с картой.
Самостоятельно изучают текст отрывка из поэмы «Махабхарата» и текстом п. 2 учебника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту.
Предметные цели – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.
Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
Познавательные: (общеучебные и логические):
строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);
наблюдение
слушание
и др.
Коммуникативные УУД:
владеть всеми видами деятельности;
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
корректировать поведение;
осуществлять контроль;
5 Динамическая пауза Проведение физминутки в виде путешествия по джунглям
Йога? Говорит текст физминутки и побуждает детей к выполнению простейших физических упражнений Выполняют движения, согласно тексту Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
6 Первичная проверка понимания. Работа с раздаточным материалом (восстановить древний документ) с проверкой по эталону. Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации)
Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки. Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
самоконтроль.
Познавательные УУД (общеучебные и логические):
выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие ;Коммуникативные :участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
осуществлять контроль;
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
7 Первичное закрепление Выполнение задания в тетради – тренажере. Стр. 63 №81?????? Организует работу обучающихся в тетради – тренажере и дальнейшую проверку Выполняют задание в тетради – тренажере. После выполнения- разбирают под руководством учителя правильность выполнения. 8 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Домашнее задание (на слайде презентации).
&20 учебника, пересказ «Сказания о Раме» Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять Записывают домашнее задание в дневник Регулятивные :самоконтроль.
9 Рефлексия. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем. Вопрос детям:- «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?»
Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке.
Оценивает работу детей. Отвечают на вопрос учителя.
Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям Личностные УУД
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные
Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.
1 .Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь… Разрешите представиться, меня зовут Иванов Вадим Вячеславович, сегодня я проведу у вас урок истории. Я знаю, что вы уже познакомились с некоторыми государствами Древнего Мира. И для проверки ваших знаний я предлагаю вам игру «Слово-Страна». Объясняю правила игры, вы работаете в парах, я показываю слово а вы выбираете к нему название страны.
Мы поиграем в нашу игру «Слово - страна»:
Нил – Египет
Шумеры – Междуречье
Мореплаватели – Финикия
Иероглиф – Египет
Хаммурапи - Вавилонское царство
Пирамиды - Египет
Клинопись – Междуречье
Яхве - Древнееврейское царство
Ашшурбанапал - Ассирия
Дарий I - Персидская держава
Постановка целей, задач, создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Посмотрите, у вас на партах должны лежать: дневник, учебник, ручка, маршрутный лист. По ходу урока наш маршрутный лист необходимо заполнить добытыми сведениями. У всех все есть? Все готовы? …Молодцы!
Куда же мы отправимся? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как посмотрите видеофрагмент.
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
Учитель: Тема нашего путешествия: "Природа и люди Древней Индии". Запишите в своих маршрутных листах тему урока.
У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего урока. Давайте зачитаем этапы нашего путешествия. по 2 на путешествия:
Географическое положение Древней Индии.
Природные особенности Индии.
Основные занятия населения Древней Индии.
Верования индийцев.
Создание проблемной ситуации
Мы отправляемся в Индию «страну чудес», в которой до нас побывал путешественник Старик Хоттабыч.
Видеофрагмент.
Как вы думаете прав ли Старик Хоттабыч?
Ответ детей?????
Чтобы решить эту проблему нам необходимо провести собственное исследование. Мы отправляемся в путешествие.
Первичное усвоение новых знаний
В нашем путешествии мы будем пользоваться учебником, откройте его на странице 95.
У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Карта, необходимая нам находится в учебнике на стр. 96. А у меня на доске.
Индия расположена на материке Евразия. Скажите из каких двух частей состоит этот материк и в какой его части находится Индия? (ответы детей)
Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами каких морей омывается Индия.? (Аравийское море, Бенгальский залив) Они относятся к бассейну Индийского океана. А сейчас нас ждет тяжелейшее восхождение на самую высокую вершину в мире о которой мы сейчас и поговорим.
На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор? (Гималаи). Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает: «жилище снегов»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма» - означает «поднебесное жилище богов». Высота Джомолунгмы 8848 м над уровнем моря.. А сейчас нам предстоит окунуться в воды величайшей реки Ганг и доплыть до самих джунглей. Ребята, посмотрите на карту, а какая еще река находится в Индии?
-В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие полноводные непересыхающие реки (Инд и Ганг), ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; Название одной из рек не напоминает вам что то?
Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. А теперь давайте узнаем как же возникло государство Индия и погрузимся в атмосферу давно минувших дней…
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III веке до н.э. все индийские царства объединил под своей властью Ашока. Столицей стал город – Паталипутра, в в дальнейшем он стал называться Патна. Ребята, обратите внимание на карту, которая находится в учебнике на стр. 96 и найдите этот город. Вызвать кого-то к доске и показать на большой карте.
На основе полученной информации и текста учебника заполняем первый пункт маршрутного листа.
Дожди в Индии идут целых два месяца в году – июль и август, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами. Вспомните как называются такие леса?. (Джунгли).
Могучие волны полноводного Ганга вынесли нас в самые настоящие джунгли и мы начинаем по ним пробираться.
Работая с текстом учебника (пункт 2 на странице 97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей. Читаем в слух. А затем мы побеседуем о прочитанном. Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые леса) - Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ. (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
- Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. Задание всем понятно? Работаем. В ветвях деревьев гнездились,шумели, порхали и пелиПтицы лесные и всюду…в дикой глуши попадалисьТо кабан, то шакал, то буйвол,то рысь, то пантера…И светлая влага кипелаМножеством рыб, черепах и змей……и ветви обвивши хвостами,С криком качались на них обезьяны,по сучьям деревьевПолзали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу. - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях? - Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте". Еще в Индии водятся слоны, которых индийцы приручили. Слоны переносили тяжести и даже участвовали в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.
Мы изучили удивительный мир джунглей, давайте заполним второй пункт маршрутного листа.

Динамическая пауза. Древние индийцы считали человека микрокосмосом в котором соединены два начала: материальное (это его тело, мысли, эмоции, память) и духовное, то есть его сознание – неизменное и вечное. На протяжении всей жизни идет противоборство этих 2-х начал. Для того чтобы освободиться от земных страданий они занимаются йогой. Ведь йога это упражнения не только для тела, но и для души.
Я предлагаю вам на пару минут представить себя древними индийцами, занимающимися йогой. Итак, я показываю упражнения, а вы повторяете за мной……
6. Первичная проверка понимания.
Учитель:  Шли мы по джунглям, занимались йогой и вышли к поселку на берегу реки. Как вы думаете почему люди в древности селились по берегам рек.? Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче. Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? ( рис, сахарный тростник, хлопчатник) Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник.   Первые хлопчатобумажные ткани в мире были сотканы в Индии. Римские императоры называли легкие индийские ткани «тканым ветром». Императоры великих моголов называли эти ткани «утренней росой» и «тканью из текущей воды». А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений. В лесах индийцы охотились на оленей и ланей, ловили птиц. На лесных опушках пасли коз и коров. Самым почитаемым и священным животным в Индии была корова.. Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.
Заполняем третий пункт маршрутного листа. (посмотреть на часы)
А как вы думаете? Были в Древней Индии города?... Правильно!
Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи).   Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, в домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто- то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?
*Учитель:
А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте ответ на стр. 100 последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 99 и зачитайте его.
Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти.
Заполняем четвертый пункт нашего маршрутного листа.
Наше увлекательное путешествие подошло к завершению. Давайте сделаем вывод прав ли был Хоттабыч в своем представлении об Индии?
Сложилось ли у вас свое представление об этой стране? Тогда вы должны помочь мне восстановить старинный документ об этой стране.
Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….
Самые крупные реки Индии – это ……………...
Густые, непроходимые леса Индии называются ………………
Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.
Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.
Индийцы верили в ……………… … и относились ко всему живому с милосердием.
- Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация).
7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Запишите домашнее задание. (Слайд) Параграф 20 (стр. 95-100) читать-пересказывать, на дополнительную оценку письменно в тетрадях в объеме 9-11 предложений подготовить рассказ на тему «Древнейшие города Индии»
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор – Р. Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
Итог урока. Рефлексия. Оценивание и комментарии
Итак, наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, а мы с вами переносимся из атмосферы времен Древней Индии в день сегодняшний.
-Вы сегодня все замечательно работали на уроке и узнали много нового. Мне очень понравилась ваша работа и всем вам за урок я поставил пятерки!
- Чтобы узнать еще больше, вы продолжите путешествие на следующем уроке. Но уже не со мной, а с вашим учителем Еленой Валерьевной.
Урок окончен! До свидания!