Сценарий урока для 3 класса. Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Музыка» 3-й класс, авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Тема урока: «Народные праздники. Масленица»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
г. Железногорск Курской области
Сценарий
урока музыки в 3 классе
по учебной программе «Музыка» 3-й класс.
авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С..
по теме: : «Народные праздники. Масленица»
Автор:
Богомазова Ольга Александровна,
учитель музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
города Железногорска Курской области.
Железногорск Сценарий урока музыки в 3 классе.
Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
по учебной программе «Музыка» 3-й класс.
авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С..
Тема урока: «Масленица»
Цель урока: Формирование представления об обряде как главного события народного праздника.
Задачи:
1. Учить находить обрядовое действо в народном празднике;
2. Развивать навыки театрализации. Навыки хорового пения а капелла;
3. Воспитывать потребность участия в народных праздниках и обрядах.
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно – коммуникационная технология.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
Презентация, раздаточный материал (тест для проверки знаний «Блины»), ударные музыкальные инструменты;
Русские народные песни и мелодии: «Ой, Масленая недалечко», «А мы Масленку встречаем», «Народные наигрыши», «Блины», «Кадриль»;
Видеоматериал: фрагмент мультфильма «Князь Владимир»
(© Солнечный Дом, 2005 г. Режиссёр: Юрий Кулаков);Репродукции: Б. Кустодиев «Кулачный бой» К. Маковский «Народное гуляние на Масленицу», Н. Фетисов «Масленица», С. Крылов «Масленица», Д. Холин «Масленица».Интернет ресурсы:
http://webmusik.ru/rus_kult/06.htmhttp://www.proshkolu.ru/club/narodpesni/file2/1411918http://web-kapiche.ru/44-mara-boginya.htm http://tradicii.com/primety-i-tradicii-na-paskhu.htmlФормирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формировать умение добиваться цели через активную познавательную деятельность.
3. Познавательные УУД
Формировать умения: находить обрядовое действие в народном празднике; выполнять ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах; действовать в предполагаемых обстоятельствах при подготовке и проведении праздника.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, одноклассников; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Оформление класса: Кабинет оформлен в стиле «посиделки», приготовлено чучело Масленицы, украшения для неё, самовар, чайные пары, блины.
Действие происходит в русской избе, в горнице. Посиделки.
Экран задрапирован шторой как окно. Чучело Масленицы стоит на возвышении. Рядом с ней лежит платок, фартук, украшения: бусы, серьги. Оно закрыто тканью.
Стоят лавки (стулья), перед ними стол, накрытый яркой скатертью. На столе стоит самовар, чайные пары, блюдо с блинами.
Лица:
Хозяйка – учитель.
Гости – дети.
1-й
2-й Скоморохи
3-й
4-й
(слайд 1)
(Дети заходят в «горницу» (класс) под звучание народной песни «Ой, Маслёная недалечко», рассаживаются на «лавки»).
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!
Гости. Здравствуйте!
Хозяйка. Ребята, а что за песня прозвучала сейчас?
Гости. Народная песня «Ой, Маслёная недалечко».
Хозяйка. А как вы думаете, случайно ли именно эта песня прозвучала?
Гости. Нет не случайно. На этой неделе в России отмечают праздник Масленица.
(слайд 2)
Хозяйка. Что вы можете рассказать об этом празднике, как его называют по церковному и почему?
1-й гость. По церковному его именовали «мясопуст», потому что нельзя кушать мясо.
2-й гость. Но можно есть яйца, молоко, сметану, творог, сыр и масло. Поэтому в народе называют праздник «Сырный» или «Масленица».
Хозяйка. Народный праздник этот знаем мы – время проводов зимы? (замолкает)
Скажите ответ хором.
Гости. Масленица.
Хозяйка. Молодцы, вы только что сами назвали тему нашего урока.
(слайд 2 (2))
Масленица – древнейший языческий праздник славян.
«По старинному преданию Масленицу считали дочерью Мороза. Боги призвали её в помощь людям в самое суровое время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в их жилах, охватила их за руки и пустилась с ними танцевать до обморока» - писал французский писатель Жюль Жанен
Все действия, обряды, совершаемые в древности на Масленицу, были направлены на то, чтобы помочь богу солнца Яриле
(слайды 3,4)
набрать силу и прогнать Мару - богиню зимы.
Посмотрите фрагмент мультфильма, обратите внимание на обряды, показанные в нём.
(слайд 5)
(просмотр фрагмента из мультфильма «Князь Владимир»)
Хозяйка. Какие старинные обряды вы увидели при просмотре фрагмента?
Гости.(говорят по одному) Запуск горящих обручей, катание на тройке, сжигание чучела Масленицы.
Хозяйка. Каждый обряд в старину имел своё значение. Так, например, катаясь на санях – разбивали лед, зажигая огонь – отпугивали Мару.
Так же пекли много блинов. А почему, расскажите?
(слайд 6)
Гости. Блины – символ солнца. Раньше люди верили, что чем больше они напекут и съедят блинов, тем будет легче солнцу преодолеть зимний холод и скорее настанет весна.
(слайд 6 (2))
Хозяйка. «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», - писал А.И. Куприн.
(слайд 7)
Было принято, как можно богаче отмечать Масленицу. Люди верили, что чем лучше отметить этот праздник, тем веселее и сытнее будет весь год.
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить» - говорится в народной пословице.
(слайд 8)
Откроем «Масленичный календарь» и обсудим каждый день недели.
День первый, понедельник - «Встреча».
(слайд 9)
1-й Скоморох.
Собирайся, народ!Весна красная идет!Надо зимушку спровадить,Дружно Масленицу сладить!Собирайся, стар и млад,Выходите из палат.До поста одна неделя,Там уж нам не до веселья.Так что пой, гуляй, пляшиСемь денечков от души!
Хозяйка. В этот день встречали Масленицу, строили снежные горки, качели. Ходили к родственникам и договаривались, как будут праздновать Масленицу. А самое главное – делали и наряжали чучело Масленицы.
(слайд 10)
Давайте и мы с вами нарядим нашу Масленицу.
(Хозяйка снимает покрывало с чучела Масленицы. Дети под звучание песни «Ой, Масленая недалечко» «наряжают» Масленицу)(слайд 11)
Хозяйка. Любовались Масленицей и при этом приговаривали:
2-й Скоморох.
Дорогая гостья Масленица
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трёх аршинная,
Лента длинная двухсплетённая,
Платок синенький новомодненький,
Шуба синяя, колготки красные,
Лапти частые, головастые
Приезжай Масленица на широкий двор.
Хозяйка. День второй, вторник – «Заигрыш»,
(слайд 12)
3-й Скоморох.
Наступает день второй,Весь наполненный игрой!День потех и угощений,Смеха, песен и веселья!Подходи, торопись,Вместе с нами веселись!
(слайд 13)
Хозяйка. Начинались разные игры и потехи, катания с обледенелых гор на санках, снопах соломы или телячьих шкурах. Каждый старался скатиться дальше всех, ведь была примета: кто скатится дальше, у того вырастет длинный лён и будет достаток в доме.
(слайд14)
Трудно представить себе праздник без музыки. И на масленичных гуляниях звучали весёлые мелодии.
Послушайте народные наигрыши и по тембру звучания определите голоса русских народных инструментов.
(слайд14 (музыка))
(звучат народные наигрыши)
Хозяйка. Скажите, голоса каких народных инструментов вы услышали?
Гости. Гармонь, балалайку, бубны, колокольчики, саратовская гармоника, дудки)(слайд 15)
Хозяйка. Ни одно гуляние не обходилось без балалайки и гармошки. Про таких музыкантов говорили «первый парень на деревне».
(слайд 16)
Третий день - Среда «Лакомка»,
в этот день зять приходит к тёще на блины. Зять - ваш папа, а мамина мама, ваша бабушка приходится ему тёщей.
4-й Скоморох.
Да, откушай, мой зятёк,С рыбой да с лучком пирог,Да блинцов с творожком, Да медовых пирожков.Хоть на Маслену, раз в годТебе, зятюшка, почёт!
(слайд (пауза))
Хозяйка. На гуляньях пели песни славящие Масленицу. Давайте и мы разучим одну из них. Называется она «А мы Масленку встречаем»
(разучивание 1 куплета)
Хозяйка. День четвёртый - четверг «Разгуляй».
(слайд 17)
1-й Скоморох.
Люди! Нынче «Разгуляй»!Тройка, прокати-ка!Надо зимушку прогнатьИ весну покликать.
Хозяйка. Рассмотрите картину Николая Фетисова «Масленица», определите какое действо изобразил художник?
(дети рассматривают репродукцию)
(слайд 18)
Гости. На картине Н. Фетисова изображено катание на тройках. Лошади и сани украшены лентами, бубенцами.
Хозяйка. А зачем же люди катались на санях, что это значило?
Гости. Разбивали лёд, снег, гнали зиму.
(слайд 19)
Хозяйка. Обычным делом в этот день была молодецкая потеха – кулачные бои, перетягивание каната.
Этот обряд показывал Маре силу, выносливость людей.
А давайте, и мы покажем свою силу.
(слайд ( пауза))
2-й Скоморох.
Разойдись чесной народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут,
Погулять немножко.
(игра «Перетягивание каната»)
(слайд 20)
Хозяйка. Пятница «Тёщины вечерки» - в этот день тёщи приходили к зятьям на блины.
3-й Скоморох.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Хоть тёщины блинки сладки,
Да тёщ угощают на Масленую зятьки.
(слайд (пауза))
Хозяйка. В этот день пели, задорными плясками разогревали кровь. А давайте и мы повеселимся.
(Исполнение танца «Кадриль»)
(слайд 21)
Хозяйка. Шестой день, суббота - «Золовкины посиделки».
Золовка – это сестра мужа. В этот день дарили золовкам подарки. Так же ходили в гости и ко всем другим родственникам. Угощались, пели песни.
Давайте и мы споём песню….? (наигрывает мелодию народной песни «Блины)
Гости. «Блины»
(слайд 22)
Хозяйка. Возьмите свои музыкальные инструменты.
Вспомним ваши партии.
(исполнение)
Хозяйка. Напомните мне, как мы должны исполнять эту песню, что бы передать радостный характер праздника?
Гости. Напевно, не перекрикивая друг друга, звук должен быть радостным, энергичным.
(исполнение)
(слайд 23)
Хозяйка. Самым главным событием этого дня считалось взятие снежного городка – последнего оплота зимы.
4-й Скоморох.
Веселей народ,
На зимы оплот,
Э-гей, поскорей!
Мару – зиму не жалей!
Хозяйка. Городок строился на площади. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости ставили вертикальный столб,
(слайд 23 (2))
который также назывался «городком».
На вершину столба привязывали петуха, жареного поросёнка, сапоги. Столб смазывали жиром. Победитель должен был подняться наверх и снять приз.
(слайд 24)
Последний день недели - «Прощённое воскресенье».
2-й Скоморох.
К нам придёт Прощёный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Хозяйка. А какой ещё обязательный обряд выполнялся в этот день, для чего?
(слайд 25)
Гости. (рассказывают по очереди) В этот же день устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к богатому новому урожаю.
Хозяйка. Вот и закончились листочки в масленичном календаре. Но в нашем классе остался снежный город – оплот зимы Мары.
(слайд 26)
Мы можем его разрушить, но для этого в обрядах, написанных на кирпичиках вам нужно выбрать те, что относятся к масленичным обрядам.
Катание на санках;
Плетение венков;
Приготовление и поедание блинов;
Ныряние в прорубь;
Сжигание чучела;
Катание на тройках;
Украшение колодца ветвями берёзы;
Кулачный бой;
Окрашивание яиц;
Взятие городка.
(дети называют правильные ответы)
(Катание на санках, приготовление и поедание блинов, сжигание чучела;
катание на тройках, кулачный бой, взятие городка).
(слайд 26 (2))
Хозяйка. Молодцы. Крепость рухнула.
Но какая же масленица без блинов?
(слайд 27)
Вот вам блины бумажные
В них вопросы важные.
Кто ответит молодец,
Он получит настоящий блинец.
(Скоморохи раздают детям «блины» и карандаши)
(слайд 27(2))
Хозяйка. На блинах вопросы проведите стрелочки к правильным (по вашему мнению) ответам.
Сколько дней праздновали Масленицу? (7 дней)
Как звали бога солнца? (Ярило)
Как называли столб с подарками? (Городок)
Как звали богиню зимы? (Мара)
Блин – это символ….? (Солнца)
В какой день наряжают Масленицу? (Понедельник)
(слайд 27(музыка))
(звучат народные наигрыши, уч-ся выполняют задание)
Хозяйка. А теперь проверьте, правильно ли вы ответили. Внимание на экран.
(слайд 27 (3))
(дети выполняют проверку)
(слайд 28)
Хозяйка. Сегодня на уроке мы попытались смоделировать праздник Масленицу.
Что вам особенно ярко запомнилось?
(рассказ детей)
Расскажите, что нового вы сегодня узнали? С кем вы поделитесь новыми знаниями?
(дети рассказывают о новых знаниях)
Хозяйка. А вы обратили внимание на то, что у нашей Масленицы не было лица?
Гости. Да
Хозяйка. Так вот, ваше домашнее задание такое, на альбомном листе нарисуйте лицо Масленицы, каким вы его себе представляете.
А самое главное, попросите ваших родителей отвести вас на Масленичное гуляние. Поучаствуйте в играх, покатайтесь с горы, поешьте блинов.
С радостью встретьте Масленицу!
(слайд 28 (2))
Вы славно, пели, танцевали!
Хочу сказать спасибо, всем и угостить блинами.
До встречи на городском празднике.
Счастливой Вам Масленицы!
(всех детей угощают блинами)
(Дети выходят из класса под звучание народной песни «Виноград» группы Иван Купала).