Рассуждение на тему Почему слово так называется? (5 класс)


Культура речи. Рассуждение на тему
«Почему слово так называется?» (5 класс)
Тип урока: рассуждение.
Цели: повторить ранее пройденную тему « Корень как значимая часть слова»; воспитать интерес к этимологическим наукам, интерес к значению и происхождению того или иного слова; развивать навыки построения рассуждения на определенную тему в том числе и как ответ на вопрос: «Почему слово так называется?».
Материалы и оборудование: учебник, этимологические словари.
Предварительная подготовка: в качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретические сведения, касающиеся родственных слов, а также попробовать самостоятельно проанализировать значение сложных слов. Нескольким ученикам необходимо составить короткие рассказы о происхождении слов говядина, смородина, ожерелье.
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
-Вспомните, что называется корнем слова. (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение для всех родственных слов.)
-Почему корень является главной составляющей любого слова? (Он несет в себе основное значение.)
Упр.1
Выделите корень в ряде слов.
Ненасытный, прекрасный, перекресток, осмелиться, затмение, грязнуля переносица.
Нам известно, что корень – важная часть родственных слов и что именно в корневой части слова заключено основное лексическое значение. В качестве примера разберем слово ненасытный.
Для того чтобы выделить корень в этом слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Родственное к слову ненасытный- ненастье. Следовательно, корень данного слова – ненаст -. Кажется, что никакого смыслового значения такой корень нести не может, хотя в нем смутно прослеживается наст – корка на снегу, образующаяся после сильной оттепели в результате подтаивания и последующих сильных резких морозов.
Однако смысл, который несет корень, все же есть, только он оказался значительно затертым – связь между словом и его значением стала не такой заметной, как это было ранее.
С точки зрения этимологии слово ненастье происходит от устаревшего слова настье, т.е. ведро, хорошая, ясная погода. А само слово настье восходит к древнему корню наст, образованному от предлога на с помощью суффикса –ст-. Таким образом, зная, от какого слова происходит какое – либо понятие, можно без труда понять лексическое значение этого понятия.
Именно этим, т.е. определением истории происхождения и развития слов, занимается наука этимология. Выяснить этимологию того или иного слова, т.е. происхождение и историю изменения слова, можно, проведя так называемый этимологический анализ.
(Записать на доске слова этимология, этимологический, этимологический анализ; этимология – от греч. «этимон» - истина и «логос» - учение, наука.)
В некоторых случаях значение и происхождение того или иного слова нам ясно, как ясно то, почему это слово называется именно так, - слово «прозрачно». Например, слово прекрасный происходит не от слова красный, а от слова красивый, так как в старину именно это значение и имело слово красный. Отсюда такие выражения, как красная девица, Красная площадь.
Упр.2
Определите, почему следующий ряд слов имеет именно такие названия.
Выполните этимологический анализ этих слов, рассуждая по следующему плану:
Почему этот предмет так называется?
Какая часть слова помогает объяснить название предмета?
Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?
Перина, ведьма. шиповник, домовой, богатырь, снегирь.
(происхождение от слов: перо, земля, шипы, дом, богатый, снег.)
Однако не у всех слов легко выяснить первоисточники: этимология некоторых слов стала для нас расплывчатой, для того чтобы ее выяснить, приходится много рассуждать.
Например, слова ошеломит и опешить. Они относятся к тем словам, первоначальное значение которых оказалось «оторванным».
В Древней Руси шлем назывался шелом. Часто во время боя воины, или, как их назывался тогда, вои, получая сильный удар по голове, теряли сознание и падали. Они были в прямом смысле ошеломлены. Впрочем, слово ошеломить имело также значение «сбить с головы шлем, остаться без шлема». Похожее значение имело слово опростоволоситься, т.е. оказаться с простыми, не покрытыми головным убором волосами.
До наших дней слово ошеломить дошло, сильно изменив свое первоначальное значение. Теперь значение этого слова – «удивить, поразить чье – то воображение».
Примерно та же история произошла со словом опешить.
В Древней Руси в бою участвовали не только простые вои, но и конники. Когда во время боя под таким всадником убивали коня, он опешивал, т.е. оказывался пешим. Обычно это происходило неожиданно, поэтому в современном русском языке слово и получило оттенок неожиданности. Внезапности. А старое значение глагола – «остаться без коня, пешим» - сохранилось в глаголе спешиваться.
(Подготовившиеся ученики рассуждают об этимологии слов: говядина – от древнерусского слова говядо – мясо коровы; смородина – от древнерусского слова смород, смрад – сильный, резкий запах; ожерелье – несколько измененная форма слова горло. Подобная форма этого слова – жерло.)Упр.3
Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.
Фонарщик, наездник, тельняшка, сталевар, лесоруб, подземка, околица, оттепель.
(У учеников может возникнуть проблема с этимологическим анализом слова околица, происходящего от древнерусского слова коло – круг.)
Интересным для современного человека будет этимологический анализ названий дней недели.
Например, понедельник образован от слова неделя. Первоначальное такое название носил день общего отдыха: неделя происходит от выражения не делати (день, свободный от дел, предназначенный для отдыха). А то, что сейчас в современном русском языке называется неделей, именовалось седмицей, т.е. семь дней. Первый день семидневки, или седмицы, именовался понедельником, т.е. днем после отдыха. Позже слова седмица стало архаизмом и перестало употребляться, а вот неделя осталось, только данным словом называют сейчас не выходной, а временной отрезок, включающий в себя семь дней. Выходной, т.е. свободный от работы и дел день, стал именоваться воскресеньем. Слово же «понедельник» по – прежнему продолжает обозначать первый день семидневки.Подведение итогов
- Какая часть слова несет в себе основное значение?
- что необходимо для того, чтобы становить происхождение того или иного слова?
- чем занимается наука этимология?
- Из каких пунктов состоит этимологический анализ?
Домашнее задание
Ученикам необходимо продолжить начатый этимологический анализ слова «понедельник2, а также слов «вторник», «среда», «четверг» , «пятница».
Во время выполнения этимологического анализа поощряется использование толковых и этимологических словарей. Привлечение грамматических и исторических справок.