Природа Южной Америки. 7 класс


Открытый урок на тему: Природа Южной Америки. 7 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока: познакомить с природой Южной Америки.

Задачи:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о природе Южной Америки;
- продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы на примере Южной Америки (геологическое строение – рельеф, географическое положение – климат, климат – внутренние воды)
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о географических закономерностях в разнообразных ситуациях.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников;
- создать условия для развития у школьников умения находить, структурировать и использовать информацию.
Воспитывающая:
- содействовать развитию умения учащихся общаться.
Оборудование: карта Южной Америки, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, атласы, таблица для закрепления нового материала.

Ход урока
I Мотивация, актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с интересным географическим объектом – Южной Америкой.
Вопрос: «С чем ассоциируется у вас Южная Америка? Что вы знаете об этом материке?

План:
1. рельеф
2. климат
3. внутренние воды.
Таким образом, на уроке мы:
- познакомимся с компонентами природы материка;
- выясним причинно–следственные связи.

II Обобщающее повторение материала по географическому положению.

По площади занимает 4 место (17.8 млн. км кВ).
В северной части пересекается экватором.
Почти полностью расположен в юго-западном полушарии.
Большая часть материка лежит между экватором и южным тропиком, что говорит о разнообразии природных условий.
Омывается водами двух океанов.

III Новый материал.

Класс заранее делится на группы, каждая группа прорабатывает текст (описание) по предложенной ниже технологии сначала самостоятельно, затем идет обсуждение в классе.

Задания для работы над текстом (педагогическая технология «Мудрые совы»)
А) Что, не ждали???
Выберите из текста такую информацию, которая противоречит вашим первоначальным представлениям и ожиданиям.
Б) Последние новости.
Отметьте ту информацию, которая для вас является новой.
В) Главная жизненная мудрость.
Постарайтесь выразить основную, главную мысль текста одной фразой
Г) Иллюстративное изображение.

Одновременно учащиеся работают с контурной картой, нанося географические объекты, которые называются при изучении нового материала.
После разбора каждого пункта плана заполняется таблица.

Рельеф Самая протяженная горная цепь – 9000 км.
Самый высокий потухший вулкан – Аконкагуа (6960м).
Самый высокий действующий вулкан – Льюльяйльяко (6723м).
Самая большая плоская равнина – Амазонская низменность.
Климат Самый влажный материк.
Самая засушливая пустыня – Атакама.
Самая продолжительная засуха – 14 лет.
Самое большое количество молний ( 7000 разрядов за 1 час ).
Внутренние воды Самая полноводная река – Амазонка.
Самый большой речной бассейн.
Самое большое высокогорное озеро – Титикака.
Самый высокий водопад – Анхель (1054 м).

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Рельеф континента разнообразен и контрастен.
В рельефе Южной Америки выделяется две части.
Восток занят равнинами, а на западе протянулись горные цепи Анд.
Рельеф этих частей формировался в разных условиях.
Западная часть материка – результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита подвигается под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб в океане. Край континентальной плиты сминается в складки, в результате чего произошло образование самой длинной горной цепи на суше – Анд (более 9 тыс.км).
Формирование Анд продолжается, происходят частые землетрясения, извержения вулканов.
Название гор происходит от слова «анта», на языке инков – «медь».
Высшая точка Анд и всего Западного полушария – гора Аконкагуа (6960 м) – это самый высокий потухший вулкан земного шара.
Самый высокий действующий вулкан на нашей планете – Льюльяйльяко, расположен на границе Чили и Аргентины, его высота 6 723 м.
Восток материка не имеет в рельефе резких колебаний высот, т.к. расположен на платформе.
Длительное разрушение платформ и вертикальные движения привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий.
В прогибах платформы лежат низменные равнины – Амазонская, Оринокская и Ла-Платская. Это плоские, часто заболоченные пространства.
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых.
На плоскогорьях Востока есть месторождения железных, марганцевых руд, никеля и т.д.. В прогибах платформы найдены нефть, природный газ, уголь.
Анды особенно богаты цветными и редкими металлами.

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

Климат.
Южная Америка – самый влажный материк Земли, и не такой жарки, как Африка. Причин тому несколько. Большая часть материка лежит в экваториально- тропических широтах и получает большое количество солнечной радиации. Так как континент хорошо нагревается, давление воздуха над ним всегда ниже, чем над окружающими океанами, с которых пассаты и западные ветры умеренных широт приносят много влаги.
Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха, поступающего на материк.
Анды служат важным климаторазделом, способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана. Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от Тихого.
Средние месячные температуры на большей части материка составляют от +20 до +28 градусов. Однако иногда с юга на материк вторгаются волны холодного воздуха, а на равнинах Патагонии морозы достигают 35 градусов.
Материк находится в шести климатических поясах – от субэкваториального (в Северном полушарии) до умеренного (в Южном полушарии).
Самый суровый климат на материке отмечен в тропическом поясе на центральных плоскогорьях Анд, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки здесь выпадают в основном в виде снега даже летом, но их очень мало. Эти высокогорья самые сухие и бесплодные в мире. Разреженный воздух, обжигающие лучи солнца, ураганные ветры – характерные признаки погоды, которая резко и не один раз меняется здесь в течение суток. Человек с трудом переносит такой высокогорный климат.
В Южной Америке расположено одно из самых засушливых мест – пустыня Атакама, здесь годами не выпадает ни капли дождя.
Самая продолжительная непрерывная в мире засуха продолжалась в течение 14 лет в Чили.
На материке зарегистрировано самое большое количество молний ( 7000 разрядов за 1 час ).

Внутренние воды.
Поскольку Южная Америка самый влажный материк, то не удивительно, что природа создала здесь самый большой речной бассейн мира с грандиозной Амазонкой. Амазонка – самая полноводная река в мире. Площадь бассейна реки почти равна площади Австралии. Река имеет свыше 500 крупных притоков. Русло реки в среднем течение достигает ширины 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье его ширина доходит до 320 км, так что противоположный берег разглядеть не возможно. Устье реки очищается приливами и отливами, которые заметны на реке на протяжении 1400 км от устья.
Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях растет кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Среди рыб известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной 4 м. В реке живут кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины.
Реки Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки бурное половодье и резкий зимний спад воды. На одном из притоков Ориноко расположен самый высокий водопад мира – Анхель (1054м). Известен также водопад Игуасу (72м),расположенный на одном из притоков Параны. За 20-25 км слышан его рокот. Река разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками с густой растительностью. Это один из красивейших водопадов на Земле.
Больших озер на материке немного. Самое большое озеро – Маракайбо расположено на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. По берегам и со дна озера добывают нефть.
В Андах расположено озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира (на высоте 3800 м). Берега его густо заросли кустарником, из которого индейцы вяжут свои легкие и изящные плоты-лодки.
В Андах развито современное оледенение. Наиболее значительно оно в Южных Андах. С вершины горы Аконкагуа (высшей точки материка) спускаются ледники длиной до 6 км.

На восток материка
С гор спускается река.
Нет нигде ее полней.
Двенадцать Енисеев в ней (Амазонка)
С плоскогорья - … (Парана)
Что на юг бежит она.

А на север одиноко
Течет речка… (Ориноко)
На притоке есть каскад
Знаменитый водопад … (Анхель)

Второй же не чета ему
На реке … (Игуасу)

А озер всего лишь два
(Очень трудные слова) (Титикака, Маракайбо)

IV Рефлексия

V Домашнее задание: составить рекомендации для туристов, желающих посетить Южную Америку .
Используемая литература.
1. В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «Учебник географии 7 класса» - «Просвещение» 2001г.
2. Справочник для школьников – М. «дрофа», 2000 г.
3. М.В. Постников «География. Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты» - М, «Издательство НЦ ЭНАС», 2006 г.
4. Г.Н. Элькин «География материков и океанов. Поурочное планирование» - С-С, «Паритет», 2003 г.
5. Н.В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т.К. Торопова, М.А. Алексеева «Уроки учительского мастерства» - Волгоград, «Учитель».
6. E-mail: sh32@mail.grodno.by.
7. Технология "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ". Часть 1.
gimn6.ru/article.asp?id_text=120.
8. Технология «Развитие критического мышления»
74214s002.edusite.ru/p66aa1.html.