Разработка урока по географии Особенности природы Австралии

Урок географии по теме "Особенности природы Австралии". 7-й класс 
Дидактическая цель: создать все необходимые условия для осознания и осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации и проблемного обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели по содержанию урока
Образовательная цель: создать условия для формирования системы знаний о природе Австралии; способствовать формированию причинно-следственных связей на примере материала.
Развивающая цель: продолжить формирование умений сравнивать материал; характеризовать природу и решать проблемные задачи.
Воспитательная цель: способствовать формированию географического мышления и желания восхищаться тем, что есть на планете Земля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, частично поисковая.
Технология: дифференцированного и проблемного обучения.
Средства обучения:
карты:
мировые: физическая, климатическая, строение земной коры, природные зоны;
карта Австралии;
строение земной коры;
учебник: авторов И.В.Душиной, Т.Л.Смоктунович (М.: Издательство Вентана-Граф, 2012 год);
атлас по географии материков и океанов издательства «Аст- Астрель».
видеофильм по географии 7 класса: «По дикой Австралии».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, как они готовы к уроку. (Учащиеся готовят рабочее место.)
Вступительное слово учителя о самом интересном, уникальном материале.
II. Мотивация и целеполагание.
Учитель обращает внимание на доску, где написаны разноуровневые цели для учащихся (выбирают цель для себя по силам):
узнать о главных особенностях Австралии;
объяснять зависимость природы Австралии от географического положения и климата; сравнивать с Африкой.
решать проблемные задания.
III. Актуализация знаний.
Учитель просит совершить путешествие вокруг Австралии группами: «Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там. Вы их сейчас услышите».
Учитель задает проблемный вопрос (каждая группа называет одну из особенностей природы и географического положения Австралии):
- Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый сухой материк. Каковы причины?
Приложение 1
IV. Первичное усвоение знаний.
Учитель просит просмотреть фрагменты фильма, дает задания для самостоятельной работы.
(Учащиеся смотрят фрагменты фильма и отвечают на вопросы. Делают выводы. Краткие сведения о путешественниках дают консультанты.)
1. Назовите имена путешественников, которым принадлежит открытие Австралии.
2. В чём сходство и различие рельефа Австралии и Африки. Выявите особенности рельефа Австралии:
- Почему в Австралии нет вулканов и высоких гор? - Назовите полезные ископаемые Австралии, каково их происхождение?
3. Назовите главные климатообразующие факторы, объясните влияние каждого на природу Австралии.
4. Назовите климатические рекорды Австралии. Почему в Австралии много пустынь?
5. Объясните причины эндемичного животного мира.
Проблема.
(Учащиеся решают проблему: а) с помощью учителя; б) самостоятельно; в) парами.)
- В одних и тех же климатических поясах Австралии, по сравнению с южной Африкой, температуры выше, а осадков меньше. Почему?
- Почему в Австралии мало рек и озёр?
- Где берут воду австралийцы, если её мало на суше?
- Составьте схему воздействия человека на природу Австралии
Приложение 2
(Учащиеся записывают схему в тетрадь.)
V. Осознание и осмысление блока новой учебной информации.
В нашей экспедиции много участников и среди них есть главные исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности, а также в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними. (Представление консультантов. Работа в группах)
Приложение 3
VI. Закрепление материала.
Вопросы мини-викторины «Знаешь ли ты Австралию?»:
Назвать крайние точки Австралии.
Какой тропик не пересекает материк?
Почему реки Австралии короткие и высыхающие?
Где суше: на востоке или на западе? Почему?
Почему горы Австралии называют «Снежные», хотя зимы не бывает?
В каких реках Австралии нельзя утонуть?
Почему на западе материка равнины, а на востоке горы?
Климатические пояса Австралии, какой занимает наибольшую площадь?
«Сердце» Австралии.
Составить схему «Отрицательное воздействие человека на природу».
Приложение 4
Конкурс капитана Врунгеля. 
VII. Рефлексия.
Учитель задаёт вопросы рефлексии:
- Кто поставил перед собой задачу реализовать 1, 2, 3 цель, у кого получилось это?
- Кто может на следующем уроке, поработав самостоятельно дома, получить оценку «4» и «5»?
- Кому на уроке было не понятно, не интересно?
VIII. Домашнее задание.
§ 30.
Задания в рабочей тетради по географии 7 класс, И.В Душиной. Издательства «Вентана-граф»: стр. 52-53.
(Учащиеся выбирают задание по силам.)
Проверочная работа по теме: «Австралия»
1 вариант
1. В основании материка Австралии лежит:
древняя складчатость;
древняя платформа;
и то и другое.
2. К западу поверхность Австралии:
повышается;
понижается;
такая же, как на востоке.

3. Большая часть Австралии находится:
в экваториальном поясе;
в тропическом поясе;
в умеренном поясе.
4. Остров Тасмания находится:
в тропическом поясе;
в субтропическом поясе;
в субтропическом и умеренном поясах.

5. Не имеет стока в океан:
вся Австралия;
меньшая часть Австралии;
более половины площади Австралии
6. Озёра Австралии в большинстве:
пресные;
солёные.

7. Столица Австралии:
Сидней;
Канберра;
другой город.
8. Коренные жители Австралии:
англичане;
аборигены;
и те, и другие.

9. Австралийский союз – это:
развитая страна;
развивающаяся страна;
страна с переходной экономикой.
10. Вед. место в с/хозяйстве принадлежит:
овцеводству;
разведению крупного рогатого скота;
и тому, и другому.

11. Установить соответствие:

Природная зона:
Субэкваториальные леса.
Саванна.
Пустыня.
Животное:
А – страус Эму.
Б – коала.
В – кенгуру.

Задание:
Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от соответствующих зон Африки.
Спрогнозируйте, что произойдёт с климатом материка, Если Большой Водораздельный хребет разрушится.
2 вариант
1. Большую часть Австралии занимает:
платформа;
область новой складчатости;
область древней складчатости.
2. К востоку поверхность Австралии:
понижается;
повышается;
не изменяется.

3. Большую часть Австралии занимает:
саванна;
пустыня;
субэкваториальные леса.
4. Австралия – самый:
влажный материк;
сухой материк;
жаркий материк.

5. Австралия находится:
к северу от экватора;
к югу от экватора;
на экваторе.
6. Реки Австралии полноводны:
по мере выпадения осадков в климатических поясах;
летом;
зимой.

7. Население Австралии:
165 млн. чел.;
19 млн. чел.;
30 млн. чел.
8. Большая часть населения живёт:
на западе;
на востоке;
на юге.

9. Аборигены проживают:
в городах;
в резервациях;
где хотят.
10. Главная земледельческая культура:
ананас;
пшеница;
банан.

11. Установить соответствие:

Природная зона:
Субэкваториальные леса.
Саванна.
Пустыня.
Животное:
А – страус Эму.
Б – коала.
В – кенгуру.

Задание:
Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?
Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?
Учитывая то, что население Земли постоянно растёт, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.

Приложение №1
Итак, наш корабль «Искатели» отправляется в плавание. В добрый путь!
Австралия – страна наоборот. Т. Усова
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Её исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
Приложение №2
Отрицательное воздействие человека на природу









Приложение №3
Работа по группам

Работа по карточкам группами дифференцированные вопросы разного уровня сложности.
Карточка-задание климатологам
Назовите основные климатические пояса Австралии.
Докажите, что Австралия самый сухой материк.
Почему на востоке Австралии влажнее, чем на западе?
Карточка-задание зоогеографов
Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.
В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
Почему здесь много сумчатых животных?
Карточка-задание гидрологов
Гидрология – наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озёр, болот, подземных и других вод.
Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр?
Почему велика территория внутреннего стока?
Что такое «крики»? Почему они пересыхают?
Озеро Эйр – «мёртвое сердце» Австралии. Почему его так называют?
Карточка-задание ботаников
Ботаника – наука, изучающая растения.
Какие растения есть только в Австралии?
Почему в Австралии нет оазисов, как в Африке?
Как можно сохранить уникальную флору Австралии? Какие меры по охране природы вы предложите?
Карточка-задание геоморфологов
Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.
Что лежит в основании материка?
Почему в Австралии нет вулканов?
Какими породами сложена поверхность материка?
Полезные ископаемые Австралии, и закономерности их размещения.

Приложение №4

В текстах на столах найдите ошибку и дайте правильно ответ с объяснениями. Почему вы так считаете?
Записки капитана Врунгеля

Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки
Он себя считает знатоком –
Австралийский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикусы) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие реки называются вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании её лежит древняя складчатость. На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, Они выводят детёнышей и яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых.
Виды хозяйственной деятельности

Вырубка лесов

Судоходство

Истребление животных

Скотоводство, овцеводство

Добыча полезных ископаемых

Строительство дорог и городов

Земледелие

Промышленность



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315