Урок музыки Русская музыкальная культура.Музыкальная драматургия оперы М. И. Глинки Иван Сусанин


7 класс. 1 четверть. 2 урок.
Урок музыки Агеевой Евгении Михайловны
Тема: «Русская музыкальная культура. Музыкальная драматургия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Тип урока: углубление в тему.
План урока:
Вход под произведение М. И. Глинки хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Приветствие. Распевание. (3 минут)
Беседа о М.И. Глинке. (7минут)
Ария Сусанина. Хор «Славься» (слушание)(15минут)
«Еретик» (разучивание) (15 минут)
Выводы. (5 минут)
Цели: Проследить образ Ивана Сусанина и образ народа, прочувствовать их родство в любви к Родине.
Задачи:
воспитательные: формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, чувства патриотизма.
обучающие: творчество М. И. Глинки
развивающие: вокально-хоровые навыки (интонация, дыхание)
Методы: метод музыкального обобщения; объяснительно-иллюстративный; метод ретроспективы.
Приёмы:
беседа над песней
пение по рядам
дирижёрский жест, чёткие ауфтактыОборудование: фортепиано, экран, проектор, фонохрестоматия репродукция, портрет М.И. Глинки, проектор (фоторяд, сопровождающий урок, отражен в конспекте)

Ход урока.
Вход: хор «Славься»
Музыкальное приветствие (и распевание) «Добрый вечер»
«Ребята, с каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?» (М.И. Глинка)

«Что вы помните о нём?» (ответы детей)
Михаил Иванович Глинка – это гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в литературе, он был основоположником русской классической музыки.

Родился в селе Новоспасском в 1804 году (на слайде Дом М.И. Глинки, сегодня музей-усадьба М.И.Глинки).

В его детскую душу глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны (а как звали няню А.С. Пушкина? Ответы ребят). Именно с детства композитору прививалась любовь к Родине, к родной природе.
1817-22гг.-учёба в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте.


1830г- отъезд в Италию.

В 1834г- вернулся в Россию. Пишет оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

В 1844г уезжает во Францию и Испанию.

В 1857г умер в Берлине.

Михаил Иванович сочинил много прекрасных произведений:
2 оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»
80 произведений для голоса и фортепиано (романсы, песни, арии)
Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны)
Симфонические пьесы: Испанские увертюры: «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; симфоническая фантазия «Камаринская»; «Вальс-фантазия».
Инструментальные ансамбли.
Ребята, вспомните, я говорила вам, что М.И. Глинке с детства прививали любовь к Родине, которая отразилась в его музыке, а и именно во всей полноте в опере «Иван Сусанин». Это была 1 русская героико-патриотическая опера.

Кто-нибудь знает сюжет оперы? (ответы детей; после ответов обязательно закрепить что в основе сюжета – предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина 1612 года – в трудное для России время оккупации польскими захватчиками.

Один из вражеских отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником до Москвы, но завёл отряд в непроходимые дебри и сам погиб там вместе с врагами).
И сегодня мы познакомимся с 2 образами и сравним их между собой.
В начале мы проследим развитие образа Ивана Сусанина, послушайте его арию, (единственную в опере) и постарайтесь определить, когда, в какой момент жизни поёт её герой оперы. (слушание)
(Дети отвечают, что Сусанин поёт арию в предсмертный час).

Почему вы так думаете? (отвечают, что ария проникнута скорбным настроением, Сусанин чувствует свою скорую кончину, но музыка в то же время светла, мужественна, Сусанин понимает, что погибает не напрасно – за Родину!
Отмечаем вместе с детьми, что Глинка для создания героического образа подбирает мужской голос –бас, который указывает на большую силу характера Сусанина).
Ребята, давайте попробуем представить эту сцену (повторное слушание)
И вот Сусанин погибает и в самом конце оперы звучит хор «Славься», определите о чём поёт хор (слушание). (Дети отвечают, что хор славит родную землю и героев, павших за Родину)

«Ребята, а музыка хора какова по характеру?» (светлая, жизнеутверждающая, маршевая)
Глинка назвал этот хор гимном-маршем.
«Ребята, а с помощью каких музыкальных средств композитор показывает всю мощь и силу русского народа?» (повторное слушание; ответы детей- с помощью мощного звучания всего оркестра, хора (и мужского, и женского), героических интонаций в мелодии, размеренного ритма).
«Итак, ребята, если мы сравним 2 этих образа, что их объединяет?» (дети отвечают, что любовь к Родине объединила всех людей)
И чему же учит нас эта музыка? (ответы детей)
Немало героев знает история, которые погибали за народ, за Родину, за правду, которые даже в самые последние минуты не отрекались от того, за что боролись.
И именно о таком герое поётся в песне «Еретик» (автор неизвестен) -слушание.
Заучивание слов в ритме песни, в медленном темпе (слова на экране)
Пение с аккомпанементом (по рядам, мальчики, девочки)
Пение двух куплетов в разной динамике исходя из смысла.
Выводы: Итак, с какими произведениями вы сегодня познакомились? (дети перечисляют).
Развитие каких образов проследили?
Что их объединяло?
Чему научил нас сегодняшний урок?
Спасибо, ребята, за ваши интересные ответы!
Запишите в дневнике домашнее задание: найдите время на этой неделе, чтобы на отдельном листе написать письмо Ивану Сусанину, в котором ответьте на вопрос, почему народ России помнит его подвиг? (в дневнике: Письмо Ивану Сусанину (почему народ России помнит Ваш подвиг). Письмо принесите к следующему уроку.
Урок окончен!