КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Формальные параметры:
1.1. Наименование педагогического опыта.
Проектная технология на уроках математики
1.2. Автор – разработчик педагогического опыта.
Легович Маргарита Владимировна , учитель математики МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа »
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта:
- на уровне апробации педагогического проекта – 2008/2012гг;
- на уровне ученика: 3 учебных года (2009/2010, 2010/2011, 2011/2012- период апробации;
- на уровне перехода педагогического проекта и школьного инновационно - экспериментального проекта из режима эксперимента в режим функциональной профессиональной деятельности учителя - с 2011-2012 учебного года постоянно (от 2 до 5 лет (в основе система образования в РФ: основное общее образование (5-9 классы); среднее (полное) общее образование (10-11 классы).
1.5. Адрес педагогического опыта.
Данный педагогический опыт рекомендуется для учителей, управленцев учебных учреждений разного типа в любом масштабе - в школе, в одном классе, в одной группе учащихся.
2. Содержательные параметры:
2.1. Актуальность педагогического опыта.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентировать его не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В ФГОС нового поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.
Каким образом, согласно стандартам второго поколения, можно реализовать на практике через метод проектов?
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Во первых, одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
Во вторых, в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Я считаю, что именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Актуализация проектного обучения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность математического образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний, существенное повышение мотивации и интереса;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей предметной области познания.
Следовательно, данный педагогический опыт актуален и реально востребован в педагогической практике.
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта.
Содержательной формой педагогического опыта является педагогическая технология «Проектного обучения» с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге "Проектный метод" (изд-во "Бельц", Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования;
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике предполагает изменение позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, меняется его позиция по отношению к ученику – от авторитарного руководителя к сотрудничающему наставнику. Учитель переориентирует свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель должен стараться демонстрировать:
образцы уважения к чужой точке зрения;
образцы достижения компромисса.
Проектное обучение нацелено на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, а также самоопределение его участников. Методология проектного обучения предполагает следующее: 1) рост роли каждого участника в формировании, реализации и оценивании его учебной инициативы в сотрудничестве с другими участниками; 2) изменение роли педагога, который становится сотрудничающим наставником; 3) создание соответствующей образовательной среды, включая доступ к определенным новым информационным технологиям.
Предложенная форма инновационного педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям:
педагогическое взаимодействие осуществляется в личностно ориентированной развивающей образовательной среде и характеризуется следующими особенностями:
- отношением к ученику как к субъекту собственного развития;
- ориентацией на развитие и саморазвитие его личности;
- созданием условий для самореализации и самоопределения личности;
- установлением субъект - субъектных отношений.
созданы условия развития совместной деятельности:
- в совместной деятельности воплощены отношения ответственной зависимости;
- деятельность в осуществлении проекта социально ценная, значимая и интересная для детей;
- социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования меняется (например, роль старшего на роль подчиненного, и наоборот);
- совместная деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями.
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.
Инновационная направленность педагогического опыта предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности его внедрения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, педагогический опыт соответствует основным критериям педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Новизна педагогического опыта обусловлена тем, что технология проектного метода обучения основана на современных подходах к организации учебного процесса, сочетающих учет социальных образовательных запросов, индивидуальных запросов ребенка и его родителей. Применяются инновационные педагогические методы, приемы, (здоровьесберегающие, информационные), компетентностный подход, системно-деятельностный подход, личностно-ориетированный развивающий подход.
Кроме того, новизна педагогического опыта состоит в актуализации и реализации принципов индивидуального сопровождения и успешности как основы профессионального развития учителя и педагогического коллектива в целом.
Применение технологии проектного метода обучения математике предполагает, что достижение высоких результатов происходит при наименьших физических, умственных и временных затратах - это свидетельствует об оптимальности педагогического инновационного проекта.
И очень важно, что система проектного метода обучения математике - открытая система. Это партнерская система. Она может успешно работать не потому, что единственно правильна, но потому, что каждый учитель может взять эту систему за основу для самоанализа результатов собственной деятельности, следовательно, обеспечивается возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте.
2.4. Методологическая база педагогического опыта.
Методологической основой педагогического опыта явились научные положения, проекты, труды:
теория «учебной деятельности» (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин);
концепции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, М.А. Степанова, Ю.В. Громыко);
концепции личностно-ориетированного развивающего подхода (М. Монтессори, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, В.В., Якиманская А.Н., Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.);
концепции компетентностного подхода (В.М. Антипова, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, О.А. Козырева, Н.В. Кузьмина, О.Е.Лебедев, Г.А. Пахомова, В.А. Трайнев и др.);
культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова др.);
концепции формирования жизнеспособной личности (И.М. Ильинкий);
концепции воспитания культуры безопасности личности (В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская);
концепции гуманистического воспитания (Ш.А.Амонашвили, А.В. Асмоловой, И.Д. Демаковой и др.);
проект "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга", созданный под руководством доктора педагогических наук, профессора Дмитрия Шаивича Матроса;
Истории известен «Метод проектов» Д. Дьюи, Дальтон-план, «Новая школа» Френе, опыт А.С. Макаренко;
В настоящее время реализуются программы «Школа диалога культур» Ю.С. Курганова, «Школа самоопределения» А.И. Тубельского;
«Школа совместной деятельности» Г.Н. Прозументовой и другие;
Килпатрик В. Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования ;
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя ;
Гузеев. В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы;
Чечель И. Д. метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы;
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них:
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками.(смотри приложение 1)
Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. (смотри приложение 1)
Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. (смотри приложение 1)
4. Принцип кооперативной работы в группе. (смотри приложение 1)
5. Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста. (смотри приложение 1)
6. Принцип критического осмысления собственной деятельности. (смотри приложение 1)
7. Принцип формирования качественно новой позиции педагога. (смотри приложение 1)
Таким образом, учитель в школе, реализующий проектный метод обучения, занимает качественно новую позицию по отношению к ребенку, заключающуюся в организации помощи и поддержки, в случае возникновения у учеников трудностей, неудач. Педагог сам может ошибиться, но не боится признать это, умеет справляться с возникающими проблемами, показывает ученикам как это делается, и вместе с детьми помогает им найти личный путь развития.
Мы полагаем, что организация проектного метода в школе приводит к появлению качественной позиции учителя по отношению к ученику, он перестает быть лишь авторитарным руководителем, а становится партнером, консультантом, помощником своему ученику. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Происходит смена акцента деятельности учителя с учебного материала, как это было в условиях традиционной школы, на непосредственно деятельность самого ребенка.
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
Цель педагогического опыта (проекта)
В соответствии с целью определены задачи:
1. Изучить и проанализировать особенности, характерные черты технологии проектного метода обучения.
2.Разработать тематику проектов
- уроков по учебному предмету «Математика»;
- «Эталоны работы над проектами»;
- «План действий по локализации индивидуальных затруднений».
3.Создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
4.Построить процесс обучения и воспитания в режиме субъект-субъектных отношений.
5.Распространить педагогический опыт освоения технологии «Проектного метода обучения» в рамках методической работы (школьный, районный и др. уровни).
6.Разработать методические рекомендации «Организация работы по использованию проектной деятельности на этапах формирования исследовательских навыков учащихся».
7. Разработать методические рекомендации «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по математике».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1.Выявление особенностей обучающей деятельности учащихся потребовало использовать метод теоретического сопоставления ее с иными видами деятельности.
2. Метод теоретического анализа активно использовался при работе с трудами по психологии, педагогике, методике, в которых затрагивалась интересующая проблема.
3.На стадии констатирующего эксперимента использовались следующие методы:
а) наблюдение за организацией учебной деятельности на уроке в рамках апробации проектного метода обучения;
б) изучение и обобщение передового педагогического опыта;
в) исследование мотивации обучающихся, участвующих в апробации проектного метода обучения.
4. При анализе полученных результатов использовались методы математической обработки данных.
Ключевые элементы, определяющие смысловую направленность педагогического опыта:
“Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно,” – писал Р.Киплинг.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то, над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.
Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Основные характеристики учебной деятельности (УД):
УД направляет и побуждает потребность в самоизменении, в саморазвитии, которая реализуется в решении учебных задач;
УД требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии.
Структура учебной деятельности:
принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль за выполнением действий;
оценка усвоения общего способа деятельности.
Принципы построения проектного метода обучения в условиях современной школы
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Что позволяет достичь проектный метод обучения ?
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Содержание педагогического опыта (проекта)
Для развития индивидуальных склонностей и способностей, и чтобы ученик не остался «вещью в себе», метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Кроме того, на уроках математики часто опускается проблема значения математики в мировой культуре. Однако метод проектов позволяет нам соединить математику с другими областями культуры.
Что же такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер.
Учебный проект с точки зрения учителя – это и задание для учащихся, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем, т.е. это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки проектирования.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Учебные проекты бывают разные, но все же требования к проектной деятельности остаются общие:
Интегрируемость проекта: внутренняя интеграция, внешняя интеграция.
Практическая значимость говорит сама за себя, т.е. задание проекта должно быть связано с окружающими ученика проблемами.
Труднодоступность – проект задание на длительный срок и не решается наскоком, а проявлением упорства и самостоятельным овладением, систематичностью работы и самоорганизацией.
С другой стороны проектная деятельность на уроках математики позволяет
расширить сферу математических знаний учащихся;
развить эстетическое восприятие математических фактов, расширить представления учащихся о сферах применения математики в области гуманитарной сферы деятельности;
расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства с лучшими образцами произведений искусства;
продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;
убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.
Психологическая целесообразность педагогического опыта заключается в постоянном психологическом сопровождении. Это в первую очередь обеспечивает решение задачи поддержки и укрепления психического и нравственного здоровья школьников; позволяет определить максимальный объем и содержание учебного материала, задания для самостоятельной работы; дает возможность коррекции педагогических воздействий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В связи с тем, что в опыте принимают участие подростки, необходимо знать возрастные особенности данной категории учащихся и планировать определенные виды учебной деятельности. Высокая зависимость от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического и нравственного здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствия методов обучения возможностям детского организма. Дидактические принципы проектного метода обучения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое и нравственного здоровье детей:
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками.Установится атмосфера доверительности с детьми, чтобы в случае возникновения у них затруднений в ходе осуществления деятельности, они смогли обратиться за помощью и консультацией к педагогу.
Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Саморегулирующийся механизм разноуровневого обучения, обеспечивающий для каждого участника адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимyмa, но не ниже социально безопасного минимума.
Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. Необходимо поощрять инициативу учеников, с целью осознания ими собственных желаний, интересов, потребностей. Обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха;
Принцип кооперативной работы в группе. Обеспечение снятие стрессового фактора во взаимодействии между учителем и учениками, создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности. Основой для этого является коллективное обсуждение, дискуссия, в процессе которых участники самостоятельно разрабатывают принципы и правила работы, обязательные для выполнения каждым и учителями, и учениками.
Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста. Исходить из запросов родителей и детей, определять конкретные и общие умения, которые под руководством учителя будут осваиваться учениками. Признавать за каждым учеником право на самоопределение, ответственность, самостоятельность и активность. Обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения.
Принцип критического осмысления собственной деятельности. Исключение пассивного восприятия знаний и обеспечение включения каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, воспитание человека способного к самоанализу, размышлению, пониманию и самообразованию.
Принцип формирования качественно новой позиции педагога. Фактическая смена формальных, урочных, замкнутых форм отношений на открытые, групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии.
Применение мониторинга учета и развития учебно-познавательной деятельности ученика в технологии проектного обучения предполагает, что достижение высоких результатов происходит при наименьших физических, умственных затратах, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Деятельность учителя направлена на создание в школе здоровьесберегающей среды. Такая модель обучения востребует учителя, который будет объединяться в своих усилиях со специалистами - психологами, социальными педагогами, валеологами, классными руководителями, родителями, администрацией, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию. Использование данной технологии является частным случаем здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающий фактор технологии проектного метода позволяет достигнуть высокой результативности усвоения содержания программы.
2.7. Социальная направленность педагогического опыта.
Педагогический опыт имеет и социальную направленность.
Знаменитый соотечественник, педагог К.Д. Ушинский, довольно давно - примерно полтора столетия назад - писал, что главная цель обучения и воспитания - «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
Технология проектного метода обучения математике позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности:
умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение),
осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания;
учебный успех без потери здоровья ребенка;
Технология проектного метода обучения способствует всестороннему личностному развитию:
социальное развитие - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил;
познавательное развитие - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;
коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
В результате реализации педагогического опыта возникает возможность профессиональной самореализации педагогов (коллег школы, района …), так как создана личностно-развивающая образовательная среда, которая расширяет ценностно-смысловое поле профессионального развития учителя, представляет возможность осмысления педагогической реальности и собственно бытия педагога в ней в единстве, как минимум, двух направлений развития сознания учителя: научное осмысление прошлого и настоящего педагогической реальности в пространственно-временной ретроспективе; понимание меры собственной ответственности за образовательный результат (за реализацию своих внутренних ресурсов, за меру и степень овладения социокультурной ситуацией, за готовность к творческому преобразованию педагогической практики, за собственный выход в теорию образования).
Такая образовательная среда выполняет обучающую, диагностическую, прогностическую функции через организацию и взаимодействие специалистов разного профиля, причем решающую роль в ней играет учитель, постоянно работающий с детьми. Школьный психолог, социальный педагог, завуч помогают учителю в этой работе, но вся ответственность за ее качественное выполнение лежит на учителе.
В результате реализации педагогического опыта создаются основные педагогические условия организации личностно-развивающей профессиональной среды, обеспечивающей успешное формирование готовности учителя (коллег школы, района …) к реализации личностно ориентированного подхода и повышение качества педагогической деятельности:
наличие общей стратегии в области формирования психолого-педагогической компетентности учителя и его готовности к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности;
вариативность программ по развитию профессиональной компетентности и формированию готовности к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности;
обеспечение субъектной позиции педагога в процессе формирования готовности к реализации личностно ориентированного подхода;
организация самообразования в различных формах;
применение активных методов и форм, совершенствование форм и
методов проведения конференций, защиты проектов, обмен опытом.
2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.
Педагогический опыт в системе деятельностного подхода - открытый опыт. Это партнерский опыт. Он может успешно работать не потому, что единственно правильный, но потому, что каждый учитель может взять этот опыт за основу для самоанализа результатов собственной деятельности, следовательно, будет обеспечена возможность творческого применения опыта в массовом педагогическом опыте.
Ареал воспроизведения опыта - учебные учреждения разного типа в любом масштабе - в школе, в одном классе, в одной группе учащихся.
Только необходимо помнить, что такая модель обучения востребует учителя, который будет объединяться в своих усилиях со специалистами - психологами, социальными педагогами, валеологами, классными руководителями, родителями, администрацией, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей отражена в полученных результатах, в инициации  профессиональных компетенций учителя, в преображении учителя в «учителя нового качества» (учителя-методолога, учителя-управленца) и сотрудничестве с учителями школы, района, РФ.
Материалы, отражающие использование педагогического опыта другими педагогами, представлены на сайтах Педагогического клуба «Первое сентября», образовательного проекта «Педагогический Олимп»; образовательного проекта «Педсовет», в аналитических материалах школы.
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Информационно-методическое:
теория «учебной деятельности» (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин);
концепции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, М.А. Степанова, Ю.В. Громыко);
концепции личностно-ориетированного развивающего подхода (М. Монтессори, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, В.В., Якиманская А.Н., Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.);
концепции компетентностного подхода (В.М. Антипова, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, О.А. Козырева, Н.В. Кузьмина, О.Е.Лебедев, Г.А. Пахомова, В.А. Трайнев и др.);
культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова др.);
концепции формирования жизнеспособной личности (И.М. Ильинкий);
концепции воспитания культуры безопасности личности (В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская)
концепции гуманистического воспитания (Ш.А.Амонашвили, А.В. Асмоловой, И.Д. Демаковой и др.);
Кадровые ресурсы - сотрудничество с психологом, социальным педагогом, классными руководителями, родителями, библиотекарем, педагогами, администрацией школы, педагогами города, района, педагогическим сообществом РФ.
Материально-технические ресурсы соответствуют федеральным требованиям в части оснащенности учебного процесса и оборудованием учебного кабинета «Математика» (приказ МИНОБРАНАУКИ России от 04.10.2010г.,№986).
Созданы условия, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы по учебному предмету «Математика»:
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с Федеральным перечнем учебников на учебные годы.
информационное обеспечение учебного процесса: электронные учебники, компьютерные презентации, учебные и познавательные компьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы, сайты, видеофайлы, документальные и учебные фильмы и т.д.
Финансовые ресурсы (источники финансирования) - обеспечиваются муниципальным бюджетом. Для участия в региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах используется финансирование за счет родительских ресурсов учащихся.
3.Результативные параметры:
3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
В результате реализации педагогического проекта:
1. Изучить и проанализировать особенности, характерные черты технологии проектного метода обучения.
2.Разработать тематику проектов
- уроков по учебному предмету «Математика»;
- «Эталоны работы над проектами»;
- «План действий по локализации индивидуальных затруднений».
3.Создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
4.Построить процесс обучения и воспитания в режиме субъект-субъектных отношений.
5.Распространить педагогический опыт освоения технологии «Проектного метода обучения» в рамках методической работы (школьный, районный и др. уровни).
6.Разработать методические рекомендации «Организация работы по использованию проектной деятельности на этапах формирования исследовательских навыков учащихся».
7. Разработать методические рекомендации «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по математике».
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «Математика», - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
В результате реализации педагогического опыта наблюдается положительная динамика основных показателей предметного результата по математике (5-11 классы):
Обученность (объём и глубина знаний обучающихся; уровень владения предметными умениями, навыками)
146304032385
Качество (%) Общая успеваемость (%)
327279072390-51435110490
Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике
Качество (%) Средний балл
3746577470347281581280
1904365111760536194054610
Результаты районных и окружных контрольных срезов
% выполнения работы
156781537465
Подтверждением сформированности предметных результатов по математике является наличие и высокий рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций: Ученица 10 класса Полякова А. стала участницей Всероссийского научного семинара «Новые технологии XXI века и была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики за высокие достижения в области учебно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
В 2008-2009 учебном году на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» работа ученика 11 класса Кременскова А. была удостоена Диплома II степени. Данная работа была представлена на XIII окружной конференции «Шаг в будущее». Также ученик 11 класса Кременсков А. стал победителем районной олимпиады по математике и принимал участие в окружной олимпиаде, где занял 14 место из 28. Ученик Кременсков А. удостоен гранта «Лучший ученик Сургутского района». Двое учащиеся стали дипломантами I и II степени Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура».
В 2009-2010 учебном году учащиеся стали дипломантами II и III степени Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура».
В 2010 году ученица 5 класса была награждена Дипломом призёра за участие в XVII Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде среди учащихся 5 - 8 классов за работу, вошедшую в 15% лучших работ математического тура олимпиады.
В 2011 году 3 учащихся 5 класса стали дипломантами Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады и были отмечены Похвальными грамотами за хорошие результаты на математической олимпиаде для 5-ых классов, в которой приняло участие 9000 человек из 80 регионов РФ.
В 2011-2012 ученики были участниками Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио».(г.Москва)В 2011 в октябре месяце Шкаруба Елизавета во Всероссийском конкурсе «Эрудиты планеты» вошла в десятку сильнейших учеников, была награждена Почетной грамотой.
В 2012 году 4 учащихся 6 класса стали дипломантами Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады и 12учащихся были отмечены Похвальными грамотами за результативное участие в математической олимпиаде для 6-ых классов, в которой приняло участие 9000 человек из 80 регионов РФ.
Учащиеся регулярно являются призерами международного математического конкурса-игры «Кенгуру» (2009 год обучающихся 2 обучающихся, 2010году – 2обучающихся, 2011год – 4 обучающихся, 2012год – 4 обучающихся)
Личностные результаты
За годы реализации педагогического проекта у обучающихся наблюдается положительная динамика к саморазвитию, мотивации к обучению:
Классы 2008 - 2009 уч.г. 2009 - 2010 уч.г. 2010 - 2011 уч.г. 2011 - 2012 уч.г
Низкий
уровень Средний
уровень Высокий
уровень Низкий
уровень Средний
уровень Высокий
уровень Низкий
уровень Средний
уровень Высокий
уровень Низкий
уровень Средний
уровень Высокий
уровень
9А,
10В,10А 11 % 51 % 38 % 7 % 51 % 42 % 5 % 52 % 43 % 4 % 50 % 46 %
10А,
11А,11В 12% 52 % 36 % 6% 54 % 40 % 4 % 55 % 41 % 3 % 53 % 44 %
5А,5В,
10Б,10А,11А 12 % 48 % 40 % 5 % 46 % 49 % 4 % 46 % 50 % 3 % 45% 52 %
6А,6В,
10Б,10Г 12 % 48 % 40 % 5 % 46 % 49 %
Сформированы социальные компетентности и основы гражданской идентичности.
Подтверждением сформированности личностных результатов является участие обучающихся в творческой проектной деятельности:
Школьный уровень:
- социальный проект «Молодежь - ветеранам!»,
- социальный проект «Посылка солдату».
Всероссийский уровень:
- социальный проект «Эрудит-марафон учащихся»,
-социальный проект «Радуга добрых дел».
Следовательно, педагогический опыт направлен на улучшение существующей образовательной ситуации, так как учитель не только передаёт от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного и профессионального характера, но и способствует личностному развитию учащихся:
высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции — «уметь учиться»;
повышение готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных основ личностного развития самосознания;
позитивной самооценки и самоуважения;
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма и готовности к преодолению трудностей;
формирование нетерпимости и умения противодействовать всему, что может представлять угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
3.2. Распространение педагогического опыта.
Педагогический опыт работы позволил самореализоваться в рамках профессионально сообщества школы, района, РФ:
Выступления на научных конференциях (тема, название конференции, дата, место проведения):
Активное участие и обмен опытом в районном Методическом объединении математиков.
Региональная научно-практическая конференция «VII Знаменские чтения»:Актуальные проблемы образования и науки.- Сургут.- 2008.- С.171-173 Статья «Использование игровых технологий при обучении математике с целью развития познавательного интереса учащихся».
Региональная научно-практическая конференция «Х Знаменские чтения»:Актуальные проблемы образования и науки.- Сургут.- 2011.
Всероссийская научно-практическая конференция г.Новосибирск (11-12 ноября 2010года) «Здоровьесберегающие технологии»-Новосибирск НИПКиПРО.-2010.-С146-153 статья «Организация системы формирования профессиональной рефлексии педагогов силами социально-психологической службы в образовательном учреждении с позиции здоровьясбережения».
IV Международная заочная научно-практическая конференция (11ноября2010года) «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся»-Ульяновск УИПКПРО. -2010. -С.44-51. статья «Организация системы формирования профессиональной рефлексии педагогов силами социально-психологической службы в образовательном учреждении с позиции здоровьясбережения».
ХIV Междисциплинарная научно- практическая конференция аспирантов и соискателей «Философия современного образования и научная педагогическая мысль :от исследования к практике»-Москва АПКиППРО.-2010.-С159-165Статья «Психолого-педагогическое просвещение как основа педагогической культуры родителей».
V Международная заочная научно-практическая конференция (3ноября 2011года) «Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования»-Ульяновск УИПКПРО. -2011. -С.19-24 Статья «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексии ученика».
Международная научно-практическая конференция(г.Москва, 5-6 октября 2010) «Толерантность и духовность в российском обществе: возможности системы образования»-Москва. -2011. -С. 149-153Статья «Формирование ключевых компетентностей на уроках математики».
Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства» 5-6 октября, 2011г., Москва.
Международный семинар «Актуальные вопросы образования и воспитании: опыт образовательной системы в Великобритании» 25.10 – 4.11.08г Англия, г.Лондон.
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и воспитания: конфликты и способы их разрешения» 06-18 марта 2012 США, Майами.
Опыт работы был отмечен на районном, окружном, межрегиональном и Всероссийском уровне.
1.Муниципальный конкурс методических разработок «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК» призер II степени в номинации «За реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении», май 2012 года.
2.Победитель районного конкурса методических материалов «Современный урок»
3.«Лучший педагогический работник образовательного учреждения Сургутского района» 2008г.Департамент образования Сургутского района.
4.Медаль «ЗА СОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАНИЮ», 2011 г.,Москва № 049.09 учредитель - Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса». 5.Почетная грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приказ №578 от 19.07.2011
6.Победитель на «Второй Всероссийский слет учителей» г.Сочи 2011г. В номинации «Семинар» награждена дипломом и денежной премией.
3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.
В результате реализации педагогического проекта «Проектного метод обучения» (2008- 2012гг.) наблюдается стабильная положительная динамика основных показателей предметного результата:
Классы 2008-2009 уч.г. 2009-20010 уч.г. 2010-2011 уч.г. 2011-2012 уч.г
Качество Успеваемость
Качество
Успеваемость Качество Успеваемость
Качество
Успеваемость
9А,
10В,10А 56% 100% 57% 100% 62% 100% 63% 100%
10А,
11А,11В 57% 100% 58% 100% 61% 100% 62% 100%
5А,5В,
10Б,10А,11А 58 % 100% 61% 100% 62% 100% 62% 100%
6А,6В,
10Б,10Г 61% 100% 63% 100%
Средний показатель 57% 100% 60% 100% 61% 100% 62% 100%
Процент учащихся, освоивших образовательные программы 100% 100% 100% 100%
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
В осуществлении педагогического опыта приняло участие:
Учебный год Количество учащихся Количество педагогов
2008-2009 30 4
2009-2010 45 8
2010-2011 52 15
2011-2012 72 24
Результативность сдачи ЕГЭ
Учебный год Количество учеников Успешность Средний бал Качество сдачи
школа страна школа район округ школа
2008-2009 52 100% 97,8% 45% 38,2% 44,3% 44%
2009-2010 27 100% 96,7% 50% 42,7% 45,6% 51%
2010-2011 53 100% 97,6% 54% 48% 50,3% 64%
Это еще один показатель, который способствует переводу технологии «Проектного метода обучения» из режима эксперимента в режим функциональной профессиональной деятельности современного учителя.
3.5. Публикация педагогического опыта в печати:
1.Сборник материалов из опыта работы учителей старшей школы МОУ «НижнесортымскаяСОШ» «Сельская школа: от теории к практике»- ММЦ Сургутского района.-2011.-С22-29(Являюсь составителем сборника).
2.Сборник материалов из опыта работы учителей начальной школы МОУ «НижнесортымскаяСОШ» «Завтра рождается сегодня»- ММЦ Сургутского района.-2011.-С22-29(Являюсь составителем сборника).
3.Сборник научных материалов
региональной научно-практической конференции«VII Знаменские чтения»:Актуальные проблемы образования и науки.- Сургут.- 2008.- С.171-173 Статья «Использование игровых технологий при обучении математике с целью развития познавательного интереса учащихся».
4. Материалы ХIV междисциплинарной научно- практической конференции аспирантов и соискателей «Философия современного образования и научная педагогическая мысль :от исследования к практике»-Москва АПКиППРО.-2010.-С159-165Статья «Психолого-педагогическое просвещение как основа педагогической культуры родителей».
5. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции г.Новосибирск (11-12 ноября 2010года) «Здоровьесберегающие технологии»-Новосибирск НИПКиПРО.-2010.-С146-153 статья «Организация системы формирования профессиональной рефлексии педагогов силами социально-психологической службы в образовательном учреждении с позиции здоровья сбережения».
6.Материалы IV международной заочной научно-практической конференции (11ноября2010года) «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся» - Ульяновск УИПКПРО. -2010. -С.44-51. статья «Организация системы формирования профессиональной рефлексии педагогов силами социально-психологической службы в образовательном учреждении с позиции здоровьясбережения».
7.Материалы V международной заочной научно-практической конференции (3ноября 2011года) «Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования»-Ульяновск УИПКПРО. -2011. -С.19-24.Статья «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексии ученика».
8.Международная научно-практическая конференция(г.Москва 5-6 октября 2010) «Толерантность и духовность в российском обществе: возможности системы образования»-Москва. -2011. -С. 149-153.Статья «Формирование ключевых компетентностей на уроках математики».
9. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и воспитания: конфликты и способы их разрешения» 06-18 марта 2012, США, Майами статья «Из опыта взаимодействия школы и семьи».
10.ВАК интернет http://netedu.ru/taxonomy/term/399 Международная научно-практическая конференция "Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития" июнь, 2012, статья «Семья и школа – партнеры в воспитании».
Директор МБОУ «Нижнесортымская СОШ»___________ Е.Н.Урманшина.
Приложение 1
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индивидуальность каждого ребенка и его особенности (здоровье, коммуникабельность, энергичность, заинтересованность в достижении собственной цели), учитывает личные интереса ребенка, не ограничивая его выбор и ту долю, которую он вносит в реализацию проекта. Необходимо установить атмосферу доверительности с детьми, чтобы в случае возникновения у них затруднений в ходе осуществления деятельности, они смогли обратиться за помощью и консультацией к педагогу.
Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Этот принцип заключается и в предоставление ребенку выбора и права самому определять меру и степень его участия в проекте, если же мотивация подростка на участие недостаточно высокая, следует поощрять ее рост, но без навязывания и наставлений. И в предоставлении возможности подросткам самостоятельно выбирать тему проекта, т.к. именно самостоятельный выбор является принципиальной основой формирования личности ребенка.
Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. Необходимо поощрять инициативу учеников, с целью осознания ими собственных желаний, интересов, потребностей. Организовать условия для стимулирования любознательности детей, для приобретения ими опыта работы в группе, показать способы работы при выполнении разного вида деятельностей. Акцентировать внимание на успехах ребенка, а не на его промахах, т.е. педагог должен обращать свое внимание в первую очередь не на слабые места, а на способности и силы каждого ребенка, раскрывать их, т.к. часто они бывают, скрыты от окружающих.
4.Принцип кооперативной работы в группе. Для этого необходимо организовывать совместное обсуждение, дискуссию на предмет понимания и ожиданий каждого участника эксперимента о ходе деятельности, конечного результата, его представления. Стимулировать активное участие подростков в обсуждении того, что они сделали для осуществления проекта, какие изменения произошли с ними, с какими трудностями столкнулись, и чего им не хватило, чему нужно научиться в дальнейшем для преодоления этих затруднений самостоятельно. Взаимодействовать, организовывать содержательную коммуникацию и с другими педагогами при осуществлении межпредметного проекта. Т.е перейти от «закрытого» учебного плана к открытому, совместному, содержание которого будет признано всеми участниками желаемым и эффективным.
5.Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста. Для этого необходимо организовывать различные виды деятельности, в которых ребенок будет осваивать различные роли, будут формироваться общеучебные и социальные навыки, необходимые ребенку для успешной самореализации в дальнейшем. Исходить из запросов детей, определять конкретные и общие умения, которые под руководством учителя будут осваиваться учениками. Признавать за каждым учеником право на самоопределение, ответственность, самостоятельность и активность.
6. Принцип критического осмысления собственной деятельности.
Педагог должен стремиться исследовать и «разведывать» неизвестное, чтобы самому быть в состоянии ответить на поставленные жизнью и собственные вопросы. Не бояться самому совершать ошибки, и быть готовым их признать перед окружающими. Быть готовым к повышению профессиональной и личностной компетентности. Педагог, который является интересной личностью, владеет богатым жизненным опытом, стремится осуществить свои планы, способен не только увлечь учеников своей деятельностью, но и воспитать человека способного к самоанализу, размышлению, пониманию и самообразованию.
7. Принцип формирования качественно новой позиции педагога, заключающуюся в отходе от позиции передачи абстрактного знания к позиции консультанта и наставника, поддерживающего ученика в ходе осуществления деятельности по проекту, т.е. фактическая смена формальных, урочных, замкнутых форм отношений на открытые, групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии.