Урок «Волшебный инструмент, открывший дорогу добру»

1а, 1б

1 класс
2 четверть
Урок № 7 «Волшебный инструмент, открывший дорогу добру »

Цель урока: Познакомить с казахским музыкальным инструментом – домбра

Задачи:
Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народа
Познакомить с казахским народным инструментом - домбра
Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности кобыз, жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы
Формировать навыки правильного пения

Ход урока

Организационный момент и приветствие.
Знакомство с новым музыкальным инструментом.
Домбра вечная спутница казаха
Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра казахский народный инструмент была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 10.450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес». В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.
Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» «настраивание струн».
Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек самоделку, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек»
«Аксак кулан» легенда
Кетбуга – легендарный музыкант, певец, кюйши. Его имя связано с известным кюем и легендой «Аксак кулан». В далекие времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кетбуга. Он сочинял прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре. Однажды на землю казахов налетели, как саранча, бесчисленные орды Чингиз-хана, превращая в пепел белые города, разоряя аулы, убивая всех кто им сопротивлялся. Был у Чингиз-хана сын Жошы, как две капли водя похожий на своего отца. Любимым занятием Жошы была охота. В те времена в казахских степях водилось много куланов – диких коней. Быстры как ветер были те куланы. Однажды на охоте Жошы заметил Аксак Кулана (Хромого кулана), рядом с которым пасся маленький куланенок. Предвидя легкую добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал Аксак Кулан, хотя и был хромым, но куланенок едва поспевал за ним. Прицелился ханский сын и выстрелил в куланенка. Как вихрь налетел Аксак кулан на ханского сына и выбил его из седла. Это была последняя охота Жошы. Долго ждал Чингиз-хан своего сына, но сын не возвращался. Тогда он грозно сказал слугам: «Если кто-нибудь принесет мне плохую весть о сыне, я залью ему в глотку расплавленным свинцом». Слуги хана долго бродили по степи в поисках Жошы. И уж было отчаялись, как вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. Что теперь делать? – Никто не решался явиться к хану с черной вестью. И тут вдруг они услышали звуки печальной мелодии. Это домбрист Кетбуга оплакивал горькую участь своего народа. Обрадовались ханские слуги? Вот кто спасет нас! И приказали Кетбуге рассказать хану о смерти сына. Ни слова не сказал Кетбуга хану, а только заиграл на домбре. И понял Чингиз-хан музыку домбры, понял, что потерял сына. Но как расправиться с домбристом за черную весть – ведь он не сказал ни слова! Приказал тогда хан казнить домбру. Повелел он палачу залить ее расплавленным свинцом. Заплакал Кетбуга. Жалко было ему расставаться со своей подругой. С тех пор живет в народе эталегенда – о быстром как ветер Кулане и о домбре, которая погибла, но спасла своей музыкой жизнь другу кюйше Кетбуге.
Загадка
Она помогла Кетбуге в беде
Она музыканту была дорога
В звуках ее очень много добра
Зовется она очень просто.Домбра
Слушание звучания домбры
Повторение пройденного. С каким казахским народным инструментом познакомились на предыдущем уроке.
Кобыз - казахский
древний
народный
из дерева
нижняя часть обтянута кожей
имеет 2 или 4 струны
струнно-смычковый
зеркало и металлические подвески
играли шаманы
Жетыге
·н казахский
древний
семиструнный
щипковый инструмент,
по форме гусли или арфу
продолговатый ящик, из куска древесины.
под каждую струну подставляли с двух сторон асыки,
Сазсырнай - это древний
казахский
из глины
в форме животных
саз-глина, сырнай-духовой
4 или 6 отверстий
пастухи

Шанкобыз - это древний
казахский
металлический
пластинчатый
самозвучащий
язычковый
из кованой железной дуги в
середине которой прикреплен
язычок
в виде стальной пластинки с
крючком на конце
по размеру - всего 5-7 см
играли женщины, баюкая своих
младенцев в колыбели
Сыбызгы – древний
казахский
духовой
язычковый
изготовлен из дерева курай или латуни
имеет 3 отверстия
пользовались пастухи
Распевка «Как поешь?»
Физминутка «Неприятность эту мы переживем»
Повторение песен «Урок музыкальный», «Мама на работе», «Песенка про двух утят»
Подведение итогов и оценивание
15