Методическая разработка Работа над музыкальным произведением в классе духовых инструментов ДМШ и ДШИ


Работа над музыкальным произведением в классе духовых инструментов ДМШ и ДШИ
Особую важную роль в процессе обучения в классе духовых инструментов играет работа над музыкальным произведением. Большинство учащихся не умеют самостоятельно анализировать и строить свою работу над музыкальным произведением, отсюда низкая продуктивность в занятиях, плохое качество и невыразительность исполнения. А главное – творческие способности у музыканта не получают должного развития. Важнейшие значение при этом приобретает развитие навыков музыкального мышления и умение организовать свою работу на рациональной основе. Именно в этом заключается задача педагога, состоящая из множества частных проблем – и технических и художественных.
Слушая некоторых начинающих музыкантов, можно отметить, что становится скучно и не интересно слушать, даже не смотря на достаточно высокое качество и технику исполнения. Из этого можно сделать вывод, что произведение исполнителем не достаточно осмысленно.
Ведущую роль в исполнительском процессе занимают музыкальные произведения, несущие в себе художественное начало. Благодаря своему они активизируют творческие способности учащихся, стимулируют фантазию, абстрактное и музыкальное мышление, способствуют развитию музыкального вкуса и исполнительского мастерства. Очень часто развитие музыкальных способностей ученика происходит интенсивнее при изучении художественных произведений. Известны случаи, когда учащийся исполняет совершенно «безвкусно» гамму или этюд, и в тоже время оказывается способным довольно хорошо исполнить пьесу художественного содержания.
Выбирая произведения, соответствующие уровню технической оснащённости и художественно-образному мышлению начинающего музыканта, педагог должен исходить из музыкального содержания этих произведений доступности их художественных образов. Такими качествами, как правило, обладают программные пьесы, которые могут привлечь учащегося к проблеме раскрытия музыкального содержания, возбудить интерес и активизировать творческие способности учащегося для решения важнейшей исполнительской задачи. Изучение произведений выдающихся русских и зарубежных композиторов-классиков способствует воспитанию тонкого художественного вкуса и, вместе с тем, понимание этой музыки, характеризующееся яркой жанровостью, глубоким реализмом национальной самобытностью.
При выборе музыкальных произведений для учащегося музыкальной школы важно учитывать ограниченность объёма внимания ребёнка (дети могут одновременно контролировать 3-4 объекта внимания с большой глубиной запоминания, в то же время как взрослые способны распределять внимание примерно на 7 объектов, но с меньшей глубиной запоминания). Перед учащимся встаёт задача одновременного контроля очень многих параметров исполнения. У него ещё нет устойчивых навыков интонирования, звукоизвлечения и, в целом, управления звучанием инструмента. Следовательно, основным художественным материалом, на котором воспитывается художественно-образное мышление начинающего музыканта, должны быть пьесы.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы материал художественного произведения способствовал дальнейшему развитию технических приёмов и навыков учащихся, и в дополнительном их подкреплении.
Художественно-образное мышление и техническое мастерство музыканта, как правило, несколько скачкообразно. Перед каждым скачком происходит своеобразное накопление энергии (налаживаются связи между вновь приобретёнными исполнительскими навыками, осмысливаются новые исполнительские приёмы и т.д.). Главная задача педагога – не упустить момент скачка, предусмотреть и даже запланировать его, так как скачок в развитии, как правило, приводит к качественно новому уровню исполнительского мастерства.
Как же должен протекать процесс работы над музыкальным произведением? Ответ на этот вопрос всегда сложен, и поэтому всегда условен. Не возможно найти «рецепт» для всех категорий исполнителей, а возможно только определить некоторые общие ориентиры, опираясь на теорию и практику музыкального исполнительства.
Процесс работы над музыкальным произведением условно разделяется на три этапа. Первый этап – это создание общего представления о произведении, о его художественных образах. На этом этапе работы, исключительно важное значение, имеет занятие педагога с учащимся, так как именно педагог составляет общее представление о произведении: сведения об исторической эпохе, о композиторе, о музыкальном стиле, о содержании музыки. Эти основные сведения затем подкрепляются исполнительским анализом нотного текста: определяются сложные в техническом отношении места, ставятся задачи по овладению новыми исполнительскими средствами, которые необходимо привлечь для достижения художественной выразительности исполнения. Разумеется, словесное объяснение педагога, не подкреплённое живым показом на инструменте, как всего произведения, так и его фрагментов, вряд ли оправдывает себя. В сущности, первый этап работы над музыкальным произведением – это всего лишь ознакомление с нотным материалом.
Второй этап представляет собой постепенное постижение смысла изучаемого произведения. Он характеризуется, прежде всего, равной значимостью работы педагога и учащегося. Учащийся при помощи (а не под давлением) педагога, овладевает новыми исполнительскими приёмами и средствами, адаптирует их к новому для него произведению.
Важным разделом второго этапа работы является работа с нотным текстом. Именно здесь, молодому музыканту можно предоставить обширное поле деятельности для развития самостоятельности. Немаловажную роль при разборе нотного текста играет точное выполнение авторских или редакционных указаний. Воспроизведение нотного текста должно быть в высшей степени точным, а требовательность педагога к данному периоду работы учащегося – постоянной.
Ощущение целостности произведения приходит к начинающему исполнителю через глубокое изучение частного, после овладения отдельными частями, эпизодами, фрагментами, предложениями, фразами. Несомненно, непростительной ошибкой является так называемый «метод» работы, при котором произведение проигрывается механически и многократно от начала и до конца, якобы с целью выучивания. Наиболее рациональным представляется такое планирование работы учащегося, когда он имеет возможность сосредоточить своё внимание на сравнительно законченной музыкальной мысли, доступной уровню его понимания музыки, степени целостного охвата художественного содержания.
Второй этап работы над музыкальным произведением можно считать завершённым после того, как учащийся составил целостное представление о художественном содержании пьесы, соответствующее данному этапу её освоения. Разумеется, на второй этапе, в основном, должны быть преодолены технические трудности, и исполнитель обязан уверенно играть произведения в «рабочем» темпе, т.е. несколько медленнее, чем предполагается у автора. На этом же этапе решаются проблемы интонирования и метроритма.
Третий, завершающий этап работы над музыкальным произведением весьма сложно регламентировать по времени. Более того, его можно называть относительно завершающим. Ведь музыканты, с ростом своего исполнительского мастерства, социального и исполнительского опыта, непременно сносят изменения и поправки в первоначальные планы и художественные замыслы.
На третьем этапе работы особенно ярко проявляется творческий характер исполнительства, сказывается индивидуальность музыканта во всей многогранности её проявления.
Итак, работа над музыкальным произведением в классе духовых инструментов, является основным средством воспитания творческой активности начинающего музыканта. Благодаря своему содержанию музыкальные произведения художественного содержания активно привлекают внимание учащегося, мобилизуют его врождённые задатки к творчеству, будят в нём художника, стимулируют развитие его музыкального вкуса и исполнительского мастерства.
Список литературы1. Диков Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах. М., — Музгиз, 1956.
2. Леонов В.А., Кузьмицкий А.В., Пахомов В.Г. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. Метод., рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ. Вып. I. Астрахань, 1989.
3. Левицкий Я.И., Леонов В.А., Пахомов В.Г., Шавшин В.Я. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. Метод., рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ. Вып. II. Астрахань, 1989.
4. Н. И. Платонов. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., — Музыка, 1958.
5. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103. М., — ГМПИ им. Гнесиных, 1990.
6. Ягудин Ю.Г. О развитии выразительности звука, М., — Музыка, 1971.