Доклад по теме Работа над музыкальным произведением в классе гитары

Администрация Белозерского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Детская школа искусств"











СООБЩЕНИЕ
на тему:
"Работа над музыкальным произведением в классе гитары"









Разработчик: преподаватель МОУ ДОД
"Детская школа искусств"
Терешина Л.В.
первая квалификационная категория
Отделение народных инструментов





г.Белозерск
2016
Прежде чем разучивать музыкальное произведение с учащимся, необходимо определить его жанровую принадлежность, разобраться в форме, фактуре, динамике, аппликатуре, способах звукоизвлечения и др. Если это этюд - нужно уяснить для себя его техническое назначение и во время игры сосредоточить все внимание на работе определенной группы пальцев, не забывая о музыкальной стороне исполнения. Предварительно следует узнать о жизни и деятельности композитора, его творчестве и особенностях музыкального письма. Все это поможет понять и правильно исполнить музыкальное произведение. После этого можно приступать непосредственно к разучиванию и работе над исполнительскими трудностями произведения, а затем к музыкально-художественной отработке пьесы в целом. Уже выученные произведения нужно проигрывать систематически, ежедневно работать над сложными местами, совершенствуя их исполнение.
Любое музыкальное произведение необходимо разучивать в очень медленном темпе, который (как бы под увеличительным стеклом) позволит разобраться в особенностях музыкальной фактуры и ее аппликатурных вариантах более детально. Только после медленной проработки пьесы темп увеличивается и доводится до обозначенного в нотах (или необходимого по характеру музыки).
Желательно также научиться играть произведение с листа в обозначенном темпе и музыкальном характере. Вполне возможны и закономерны трудности, с которыми в начале занятий столкнется учащийся (срывы, непопадание на струны, остановки, ошибки в ритме и др.). Поэтому в первое время рекомендуется проигрывать самые простые мелодии и пьесы в медленном темпе, последовательно усложняя материал и увеличивая темп исполнения. Уверенность в чтении нот с листа появляется в результате систематических и упорных занятий. Такой вид работы расширяет музыкальный кругозор гитариста, вырабатывает навык игры без зрительного контроля ("вслепую") и предельно мобилизует внимание играющего. Хороший навык чтения нот с листа необходим также во время игры в различного рода ансамблях, где не имеет смысла выучивать на память партию гитары.
А теперь о самостоятельной работе учащегося. Самое продуктивное время занятий дома - утро. Свежие силы способствуют развитию техники и разучиванию новых произведений. Самые лучшие условия - это когда учащийся занимается в отдельной комнате и никто ему не мешает. Главное в занятиях - умение заставить себя сосредоточиться. Все внимание должно быть подчинено разучиванию нового произведения, куда входят ритм, динамика, звукоизвлечение, различные приемы и так далее. Проигрывание гамм, арпеджио, этюдов - все это требует огромных усилий и большого внимания. Работая дома самостоятельно, ученик является учеником и педагогом одновременно; он должен быть беспощаден к себе и самокритичен. Нельзя успокаиваться на достигнутом, надо искать пути к дальнейшему развитию. При такой системе работы можно очень много сделать за довольно короткое время - три-четыре часа. При рассеянном внимании можно работать и восемь, десять часов в сутки, а пользы будет меньше, да и к тому же будет переутомлено внимание. Таким образом, внимание и умение сосредоточиться- это самое главное. Планировать занятия ежедневно нужно так, чтобы не было однообразия. Например, в первый день начинать с гамм, упражнений, этюдов, а на следующий день начинать с этюдов или разучивания новых произведений. Вариантов здесь может быть сколько угодно.
Ни в коем случае не играть очень долго однообразные гаммы или пассажи; это может привести к переутомлению мышц, а затем и к профессиональному заболеванию.
Чтобы стать исполнителем, нужно в совершенстве овладеть инструментом. Помимо музыкальных способностей, сколько труда и энергии надо вложить, чтобы выступать перед публикой. Сколько творческих неудач в жизни исполнителя, каждую из них надо пережить, перестрадать. Сколько нужно упорства и терпения, чтобы стать исполнителем.
Гитаристы, овладевшие техникой игры и умением держаться на сцене, всегда думают: а как будет звучать инструмент в зале? Гитара очень тихий инструмент, требующий особой тишины и хорошей акустики в зале. Но удивительно то, что особенность этого инструмента такова, что своим звуком она наполняет любой зал, когда исполнитель правильно извлекает звук. Ошибочно мнение, когда гитарист говорит, что играет хорошо, а инструмент его плохой. Только большой мастер способен с первых звуков заставить слушателя, затаив дыхание, слушать себя. Обычно, когда гитарист начинает концерт, то в первые минуты звучания инструмент кажется очень тихим, но ухо слушателя быстро привыкает к такому звучанию, и впечатление недостаточности звука меняется. Сколько возможности таит в себе этот замечательный инструмент, и особенно в руках большого мастера!











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315