Методическая разработка открытого урока дисциплина «Основы животноводства и пчеловодства» Тема: Продуктивность сельскохозяйственных животных


Министерство образования и науки РТ
ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум»
СОГЛАСОВАНО
Заведующий методическим кабинетом
___________Н.В. Николаева
«____» ___________2016 г. УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УВР
__________Е.Н. Долганов
«____»___________2016 г.
Методическая разработка
открытого урока
дисциплина «Основы животноводства и пчеловодства»
Тема: Продуктивность сельскохозяйственных животных
специальности 110401 Агрономия
Преподаватель первой
квалификационной категории
специальных дисциплин
Гаффарова Наталья Анатольевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Методическая разработка дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» разработана в соответствии с основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110401 Агрономия
Изучение темы урока: продуктивность сельскохозяйственных животных является актуальной, носит прикладной характер и имеет значение для формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения кругозора и развития логического и экономического мышления, что в совокупности имеет большое значение при формировании прибыли организации и доходов в личном подсобном хозяйстве.
В условиях самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения студентами теоретических знаний, практических навыков и освоения профессиональных компетенций данной специальности.
Тип занятия – комбинированный урок, включающий повторение, закрепление и контроль знаний по материалам прошлых занятий; выступления студентов по изучаемой теме; обсуждение темы урока в форме беседы. Проведение рефлексии - составление теста по теме урока.
Форма контроля разнообразная: разминка, устный индивидуальный опрос.
Составление тестовых заданий оценивается самим студентом согласно критериям оценивания после проверки и проведения анализа правильности и качества выполнения задания.
После проведения занятия по данной теме студент должен уметь:
определять факторы от которых зависит молочная продуктивность животных;
находить, анализировать и использовать необходимую информацию;
определять мясную продуктивность сельскохозяйственных животных;
определять шерстную продуктивность овец;
определять яичную продуктивность птиц;
объяснять актуальность изучаемой темы.
студент должен знать:
продолжительность лактационного периода у маток различных видов;
понятия убойной массы и убойного выхода;
понятия сухостойного и лактационного периода;
факторы от которых зависит продуктивность сельскохозяйственных животных.
Проведение занятия по теме продуктивность сельскохозяйственных животных позволит освоить общие (ОК) компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
План занятия № 12
Предмет: «Основы животноводства и пчеловодства»
Группа: 31
Дата проведения урока: 28.10.2016
Тема занятия: продуктивность сельскохозяйственных животных
Тип урока: комбинированное занятие
Цель урока: формирование у студентов умений определять, факторы влияющие на продуктивность сельскохозяйственных животных.
Задачи урока:
Образовательная:
Дать понятие, раскрыть суть и значение продуктивности сельскохозяйственных животных.
Просмотреть презентацию по теме занятия.
Провести обсуждение факторов продуктивности различных видов животных.
Обозначить важность полноценного кормления животных.
Развивающая:
Развитие учебных умений (работа с таблицей, работа с текстом)
Показать знания студентов по дисциплине.
Обсудить и оценить выступления студентов на уроке.
Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении и обсуждении данной темы.
Воспитательная:
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, организованность, внимательность и самостоятельность.
Воспитание самостоятельности и ответственности.
Время занятия: 90 минут.
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия – презентация по теме занятия
Раздаточный материал – карточки с вопросами для устных ответов, контрольные карточки для вопросов и заметок по изучаемой теме, лекционный материал по теме занятия, карточки для рефлексии, составление тестовых заданий.
Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал.
Учебные места – кабинет № 44
Основные источники – литература, интернет - ресурсы
Дополнительные источники – раздаточный материал
Межпредметные связи: биология, растениеводство
Ход занятия (структура, содержание)
Оргмомент – приветствие студентов и участников занятия
Постановка цели и задач преподавателем и студентами
Контроль знаний (проверка домашнего задания, устный опрос)
Методы контроля: индивидуальный опрос, тестовое задание, работа в группах
Формирование знаний, умений, навыков:
Методы: ответы на вопросы, беседа, просмотр презентации, составление заметок и вопросов по теме занятия, обсуждение изучаемой темы, дискуссия, оценивание знаний и способностей студентов, творческое задание, рефлексия.
Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового агрономического мышления, расширения кругозора, повышение самостоятельности и самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практикой.
Действия студентов Действия преподавателя
Подготовка кабинета для проведения занятия по теме: продуктивность с/х животных.
Постановка целей и задач урока.
Информация о выполнении индивидуальных домашних заданий.
Участие в разминке и устном опросе.
Прослушивание и просмотр презентации по теме занятия.
Работа с карточками контроля при изучении новой темы (заметки, вопросы по теме).
Обсуждение темы урока в форме беседы.
Составление тестового задания в готовых карточках, проверка, анализ и оценивание выполнения задания.
Запись домашнего задания.
Приветствие студентов, отмечает отсутствующих на уроке, выясняет причины отсутствия.
Выводы по информации о выполнении домашних заданий
(2 мин.) Повторение, закрепление и контроль знаний – устный опрос
(15 мин.)
Постановка цели и задач урока
(3 мин.)
Изучение новой темы: продуктивность сельскохозяйственных животных с презентацией
(20 мин.)
Обсуждение темы занятия
(7 мин.)
Оценивание результатов работы студентов на учебном занятии.
Раздача лекционного материала для самостоятельного изучения темы: продуктивность с/х животных
Составление тестовых заданий, используя раздаточный материал.
(10 мин.)
Проведение консультации по работе с раздаточным материалом (творческая работа в группах)
(20 мин.)
Заключение по уроку. (3 мин.)
Раздача карточек с заданием для рефлексии(закончить фразу)
Проверка, анализ и оценивание выполнения задания.
(10 мин.)
6. Закрепление:
Методы: участие в обсуждении темы занятия, составление теста, творческая работа в группах, рефлексия.
7. Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при устном опросе, обсуждении темы, оценивание знаний студентов и работы их на занятии.
8. Домашнее задание: продолжить подготовку сообщений по индивидуальным заданиям по теме: технология производства продукции животноводства по видам.

Преподаватель: Н.А.Гаффарова
Ход урока.
Тема: продуктивность сельскохозяйственных животных
1.Организационный момент.
- приветствую студентов;
- проверяю списочный состав группы (староста докладывает об отсутствующих);
- проверяю студентов на готовность к занятию (на парте должны находиться учебник, ручка, рабочая тетрадь);
- слежу за осанкой.
2. Актуализация знаний посредством повторения ранее изученного материала.
Учитель:
- Ребята на прошлом уроке мы с вами изучали корма и кормление сельскохозяйственных животных. Давайте вспомним, каких животных мы относим к сельскохозяйственным животным?
Студенты:
- К сельскохозяйственным животным относятся: КРС, овцы, свиньи, лошади, козы, куры(птицы)
Учитель:
- Правильно! А для чего мы разводим с/х животных, какую продукцию мы от них получаем
Студенты:
- Мы разводим этих животных для получения мяса, молока, шкур и т.д.
Учитель:
- Ребята, а что влияет на рост и развитие животных?
Студенты:
- Содержание и кормление в частности качество кормов и сбалансированный рацион питания.
Учитель:
- Давайте вспомним, на какие группы делятся корма и что такое корм?
Дети:
- Корма делятся на следующие группы:
Корма растительного происхождения, корма животного происхождения, корма промышленного производства.
1. Зеленые корма.
2. Грубые корма.
3. Сочные корма.
4. Концентрированные корма
Ученики называют только группы, а наполняемость этих групп соответствующими кормами происходит в результате самостоятельной работы детей с раздаточным материалом (раздаю ученикам карточки с названиями кормов в хаотичном порядке по 2 карточки )Ребята обдумывают ответы (1-2 мин.), затем в очередности поднятой руки выходят к доске и прикрепляют названия кормов в соответствующую группу кормов.

2.1.Подведение итогов повторения.
К основным кормам растительного происхождения относятся 4 группы кормов со следующими названиями (зачитываю). Хорошо справились с заданием (называю учеников и хвалю), есть недочеты (называю учеников и указываю на ошибки и недочеты, прошу быть более внимательными).
Учитель
И так, что же мы получаем от сельскохозяйственных животных? И как называется то, что мы от них получаем?
Студенты
Получаем молоко, мясо, и т.д. называется продуктивность.
Учитель – какая же тема сегодняшнего урока как вы думаете?
Студенты – продуктивность
Учитель – да тема сегодняшнего занятия Продуктивность с/х животных. (слайд1)
3. Постановка целей и задач урока (слайд 2)
Цель урока: формирование у студентов умений определять, факторы влияющие на продуктивность сельскохозяйственных животных.
Задачи урока:
Образовательная:
Дать понятие, раскрыть суть и значение продуктивности сельскохозяйственных животных.
Просмотреть презентацию по теме занятия.
Провести обсуждение факторов продуктивности различных видов животных.
Обозначить важность полноценного кормления животных.
Развивающая:
Развитие учебных умений (работа с таблицей, работа с текстом)
Показать знания студентов по дисциплине.
Обсудить и оценить выступления студентов на уроке.
Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении и обсуждении данной темы.
Воспитательная:
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, организованность, внимательность и самостоятельность.
Воспитание самостоятельности и ответственности.
4. Первичное усвоение новых знаний (слайд 3)
(слайд 4,5,6,7)
ПРОДУКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ - это
количество и качество продукции, получаемой от одного животного за определенный период (сутки, месяц, лактацию, год, в течение жизни). Определяется наследственностью и зависит от видовых, породных, возрастных, индивидуальных особенностей животного.
Генетически обусловленная продуктивность может быть получена только в благоприятных условиях кормления и содержания. По направлению продуктивности в скотоводстве различают породы: молочные, молочно-мясные и мясные; в свиноводстве — мясные, беконные, мясо-сальные, сальные; в овцеводстве — шёрстные (тонкорунные, полутонкорунные), мясо-шёрстные , мясо-сальные, молочные, смушковые, шубные.
Продуктивность сельскохозяйственных животных зависит от вида, породы, индивидуальных особенностей животного и в очень большой степени от условий кормления, ухода, содержания.
Молочная продуктивность(слайд8,9,10,11,12) Образование молока очень сложный процесс секреторной деятельности молочной железы (вымени), которая начинает продуцировать в связи с беременностью и родами. Строение вымени, количество получаемого молока и его состав у различных видов животных различны (табл. 6).
Продуцирование молока называется лактацией, а период, в течение которого продуцирует молочная железа,— лактационным в отличие от сухостойного, когда образование молока прекращается. Продолжительность лактационного периода у разных видов животных: у коров 10 месяцев (305 дней), у кобыл 8—10, у овец 4—8, у свиней 3—4 месяца.
Табл. 6.Химический состав молока животных разных видов (по Р. Б. Давидову)
Вид животных Содержится в молоке (%)сухих веществ в том числе жира белка молочного сахара минеральных веществ
Корова Кобыла
Овца 12,5
10
17,9 3,8
1
6,7 3,3
2
5,8 4,7
6,7
4,6 0,7
0,3
0,8
Молочная продуктивность маток зависит от наследственных качеств, условий выращивания, возраста и массы маток к первой лактации. Интенсивное выращивание животных дает более скороспелых и сильных животных, способных дать высокую молочность в более раннем возрасте и здоровый крупный приплод. Очень большое значение имеет для будущей молочности биологически полноценное кормление с полным набором незаменимых аминокислот в последнюю треть беременности маток, когда плод достигает максимального размера и одновременно идет интенсивное развитие молочной железы.
При нормальном, биологически полноценном кормлении, хорошем уходе и содержании удой новотельных коров после отела начинает увеличиваться в течение трех и более месяцев, причем установлено, что за три месяца раздоя от новотельных коров получают 40—45% удоя за всю лактацию. Эти данные свидетельствуют о необходимости раздоя каждой коровы с новотела. На снижение удоев в ходе лактации значительное влияние оказывает стельность коров. У таких коров за период с пятого до 7—8-го месяца лактации емкость вымени уменьшается на 23—28%.
Уровень удоев в течение лактации принято изображать графически в виде «лактационной кривой», которая позволяет наглядно оценивать ход лактации отдельных коров и отбирать при селекционной работе лучших животных.
Молочную продуктивность коров мясного направления оценивают по массе подсосного молодняка в 7—8-месячном возрасте, а у свиноматок — по массе поросят (гнезда) в месячном возрасте.
У овец лактационный период продолжается 120—270 дней. Средняя молочность овец разных пород колеблется в пределах 60—145 кг. Наибольшей молочностью отличаются цигайская порода овец, за лактацию от животного этой породы получают до 275 кг молока, от овец асканийской породы — 235 кг, романовской — 225 кг. В Средней Азии, Казахстане, Молдавской ССР, Крыму, на Кавказе широко применяют дойку овец различных пород: каракульской, цигайской, балбасской, тушинской, мазехской и др. Товарное молоко получают главным образом от каракульских овец, у которых ягнят убивают в первые дни жизни для получения смушек. Овечье молоко используют в основном для производства различных сортов сыра.
В коневодстве из молока кобыл приготавливают ценный лечебный напиток — кумыс. Высокой молочностью отличаются казахская и башкирская породы лошадей, удои которых за лактацию достигают 1000 кг, не считая молока, используемого жеребенком за период подсоса.
Обычно доение кобыл и приготовление кумыса производили в зонах табунного коневодства, в настоящее же время в некоторых районах страны при домах отдыха и санаториях организованы кумысные фермы для лечения больных.
Мясная продуктивность (слайд 13,14,15,16) животных зависит от вида, породы, возраста, -интенсивности выращивания, скороспелости и степени упитанности.
Мясные качества животных оценивают глазомерно по типу телосложения и упитанности. Упитанность у крупного рогатого скота, лошадей и овец подразделяют на высшую, среднюю, нижесреднюю и тощую; у свиней па беконную, мясную, жирную и тощую. Высококачественное мясо получают обычно при интенсивном выращивании и откормке животных в молодом возрасте. Некастрированные самцы обладают высокой энергией роста, большей живой массой и размерами, чем кастрированные самцы и самки, но в мясе последних откладывается больше жира, чем у некастрированных животных.О мясной продуктивности животных после убоя судят по убойной массе и убойному выходу. Убойная масса — это масса туши с жиром, без головы, внутренностей и конечностей до запястья на передних ногах и до скакательного сустава на задних. Убойный выход — это убойная масса, выраженная в процентах от живой массы животных. Наибольший убойный выход дают откормленные свиньи— 80—85%; откормленный крупный рогатый скот специализированных мясных пород — 65—72, молочных пород — 40—52%; овцы скороспелых мясных пород — 55—60, шерстных пород — 40-50%.
В коневодстве высокий убойный выход имеют лошади пород табунного содержания: казахской, якутской, башкирской, бурятской и некоторых других. При высшей упитанности он достигает 60%, при средней — 48—52%, нижесредней — 45—48%. На убойную массу птиц влияет способ обработки тушек. Выход остывших полупотрошеных тушек составляет у цыплят 80%, у потрошеных — 57,2%, у кур соответственно 79,4 и 60,8%, у индеек — 80,6 и 59,3%, у гусей - 77,8 и 57,4%, у уток - 80,1 и 58,2%.Шерстная и пушно-меховая(слайд 17,18,19) продуктивность овец зависит от породы животных, возраста, пола, условий кормления и содержания. О качестве шерсти овец судят в зависимости от направления шерстной продуктивности по внешнему виду шерстного покрова.
Молодые животные дают меньший настриг по сравнению со взрослыми, но более топкую шерсть. Самую нежную и мягкую шерсть
получают от ягнят, первой стрижки. У баранов шерсть грубее и длиннее, чем у маток и валухов, но настриг больше. Количество и качество шерсти в значительной степени зависит от условий кормления и содержания овец.
Пушно-меховую продукцию получают от каракульских овец — смушки (от 3—5 дневных ягнят), от романовских овец — овчины. Смушки оценивают по размеру и цвету шкурки и по форме и размеру завитка, а овчины — по теплозащитным свойствам, прочности, легкости и красоте.
Рабочая производительность (слайд 20,21) у лошадей и других транспортных животных (волов, мулов, верблюдов, ослов, буйволов) может быть определена по их внешнему виду: величине животного, крепости его костяка, особенно конечностей, хорошей выраженности суставов и сухожилий, крепости копыт, развитию мускулатуры.
Рабочие качества транспортных животных характеризуются силой тяги, величиной работы, скоростью движения, мощностью и выносливостью. Работоспособность животных зависит от состояния их здоровья, упитанности, от продолжительности, распорядка и режима работы.
Для более правильной оценки рабочей производительности животных подвергают специальным испытаниям: для тяжеловозных лошадей — перевозка тяжестей и выполнение каких-либо сельскохозяйственных работ, для верховых — участие в скачках, для рысистых - в бегах.
Яичная продуктивность (слайд 22,23) зависит от породы, линии или группы,
к которой относится птица. Яйценоскость определяют путем индивидуального учета в контрольных гнездах и индивидуальных клетках: у кур яичного направления за 39 недель (для ускоренной оценки яйценоскости) и68недель жизни и за год яйцекладки; у кур мясного направления за 34 недели жизни. Яйценоскость индеек, уток и гусей определяют за первый цикл первого года яйцекладки. От кур получают в среднем 230—250 яиц в год, а от лучших гибридных несушек — до 270 и более, от индеек — 80—120 яиц, уток — 120—160, от гусей — 40—60 яиц.
Важным признаком яйценоскости в птицеводстве считается средняя масса яиц каждой несушки, которую определяют для кур яичного направления в последней декаде седьмого, девятого и двенадцатого, а для кур мясного направления — восьмого и двенадцатого месяцев жизни; для индеек, уток и гусей — на третьем месяце яйцекладки. Яйца кур весят 55—62 г, индеек — 80—90 г, уток — 90—100 г, гусей — 110—180 г. В 8—10-месячном возрасте птиц определяют качество яиц.
Первичная проверка понимания (опрос)
Проверка понимания нового материала по средствам беседы. Подводим выводы по новой теме (слайд 24)
Первичное закрепление изученного материала (тест составляют студенты самостоятельно и потом обмениваются ими с соседом по парте и проверяют)
Составитель студент (ка)
31 группы
_____________________
Тест
Тема: продуктивность сельскохозяйственных животных
Условия составления: количество вопросов до 10, все закрытые, с выбором одного правильного ответа из предложенных 3-х вариантов ответов.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
______________________________________________________________________________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
а)
б)
в)
Критерии оценивания:
оценка: количество грамотно составленных вопросов:
«отлично» 9,10
«хорошо» 7,8
«удовлетворительно» 5,6 «неудовлетворительно» менее 5
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция (Творческое задание). Учителем группа делится на три подгруппы (1. Мясная продукция; 2. Молочная продукция; 3. Яичная продукция;) группа получает название анонимно и давая характеристику пытается рассказать о каком продукте идет речь.
Студентам предлагается за 5-10 минут коллективно написать план ответа, содержание: характеристика их продукта, реклама продукта, чем он полезен, что из него производят, выгодно ли его производить.
Задание
1.Характеристика продукта
2.Реклама продукта
3.Чем полезен продукт
4.Что производят из этого продукта
5.Выгодно ли производить эту продукцию
6. Как определить качество продукта.

Информация о домашнем задании (студенты получают домашнее задание в виде подготовки дома сообщений в тетради о пользе продуктов получаемых от животноводства)
Рефлексия (студенты получают карточки и по очереди продолжают предложение)
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило… У меня получилось…
Было трудно… Я смог ….
Я понял, что… Я попробую…
Я теперь могу…. Меня удивило…
Мне захотелось…. Было интересно…