Разработка урока Черное и белое — основа языка графики. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина.

Изобразительное искусство 6 класс

Проект урока «Черное и белое – основа языка графики. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина»

Пояснительная записка

Тема, рассматриваемая на уроке, занимает одно из главных мест в системе уроков « Язык изобразительного искусства». Она завершает понятие хроматические и ахроматические цвета, понятия линия, штрих, пятно.

Тип занятия: урок

Цель: роль и место графики в искусстве в жизни человека и общества на примере иллюстрации стихотворения А.С. Пушкина

Задачи:
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира;
Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества;
Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком;
Приемы построения композиции в графике;
Язык графики, линия, пятно.

Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный, диалогический.
Оснащение занятия: компьютер, проектор, слайдовая презентация.
Для учащихся:
Текст стихотворения А.С. Пушкина
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
За ними серых туч густая полоса,
Где нивы светлые, где темные леса?
Где речка? Позади у низкого забора
Два деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено.

Межпредметные связи: литература, история

Новые термины: книжная графика, иллюстрация, гризайль




Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат





личностный
метапредметный
предметный

1. Мотивация самоопределения деятельности
На работу с презентацией отводится
20 минут
Создать условия для вовлечения учащихся на личностно значимом уровне
Приветствие учащихся
Наверное, все мы любим сидеть в теплой комнате холодной осенью, когда за окном льет дождь и читать, укутавшись в плед, рассматривать книжные картинки рисовать за столом.
Сегодня мы проведем урок, приближенный к этому желанию.
приветствие




2. Актуализация знаний.
Подвести к осознанию собственного знания и незнания, необходимого для освоения материала.
1 слайд « Что это такое?»
Здесь не только иллюстрация, то и вензеля, граффити.. Как называется все это вместе, находящиеся в одной книге?
Здесь все сделано в техники графики и находится к одной книге. Дайте этому определение
2 слайд «Что такое книжная графика?»
На что вы обращаете особое внимание, читая или листая книгу?
3 слайд «Что это?»
Может ли иллюстрация существовать отдельно от книги, от художественного произведения?
4 слайд «Что такое иллюстрация?» учащиеся должны подчеркнуть, что иллюстрация поясняет текст
Иллюстрация неотъемлемая часть книжной графики.
Беседа с учащимися, решение проблемной задачи.
Учащиеся делают попытку самостоятельно дать определение.


Учащиеся предполагают, что это иллюстрация, делают вывод. что она входит в понятие «Книжная графика» Согласовывают тему урока, определяют цель своей деятельности
Умение структурировать свои знания
К. высказывать сои предположения
П. решать проблемную ситуацию
Уметь давать понятия, определения

3.постановка учебной задачи











4.открытие нового знания







5. закрепление знания прошлого урока




6. Практическая работа
Отводится
20 минут
7. демонстрация результата своей работы
5 минут
7. Домашнее задание: творчество Нади Рушевой.
Подвести учащихся к теме урока











Внимательное прочтение произведения








Умение использовать свои знания и умения в творческой работе

5 слайд «Пушкин. «Румяный критик мой»
Учитель показывает данный слайд, задает вопрос: что мы будем делать на уроке?
Что такое иллюстрация? Она входит в понятие книжной графики?




Работа по 5 слайду «А.С. Пушкин. Румяный критик мой» Анализ произведения.
Прилагательные: убогий, бедный
Цвета: серый, светлый, темный, чернозем.





6 слайд «Техника, в которой работал художник?»

Вспомните, что такое гризайль?
Учитель показывает еще несколько работ в технике гризайль.


Стихотворение Пушкина не убирается до полного построения композиции.
Иллюстрацию к стихотворению Пушкина.






Учащиеся сами ищут прилагательные и цвета, определяют эмоцию и тональную окраску, заданную автором.

Настрой на творческую работу






Работа над композицией


Умение проявить смысл своей деятельности





















Выбирают вариант работы, обдумывают композицию





К. умение общаться с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения
П. формулировать цель, умение согласовывать тему
Русская литература.
Поэзия А.С. Пушкина










История. Историческая предпосылка написания произведения. Чтение произведения