Образовательный материал

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шутихинская средняя общеобразовательная школа»









Конкурс исследовательских работ
«Старт в науку»

Исследовательский проект
по теме
«Комнатные растения в школе –
друзья или враги»
(секция «Естественные науки»)




Автор проекта:
ученица 8 класса Масленникова Алена

Руководитель проекта:
Попова Мария Валерьевна,
учитель биологии







с.Шутихинское, 2015 г.
Аннотация
Данный проект выполнен учащейся 8 класса Масленниковой Аленой. Тема проекта «Комнатные растения в школе – друзья или враги?» является актуальной. Комнатные растения являются частью природы, которые человек стремится поселить в свое жилище. Главной их функцией является создание комфорта, уютной атмосферы. Комнатные цветы делают интерьер помещения живым и привлекательным. Сейчас они окружают нас везде. В любом доме, квартире, в любом учреждении или заведении есть комнатные растения. Так ли они безобидны? В чем их польза, а может быть вред? Что учащиеся знают о комнатных растениях? – на эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данном проекте.
Проект «Комнатные растения – друзья или враги?» предназначен для учащихся среднего звена, направлен на получение полной информации о пользе и вреде комнатных растений.
Цель проекта: выяснить, какое влияние (негативное или положительное) оказывают комнатные растения в школе.
Задачи:
Определить уровень знаний учащихся о комнатных растениях и их свойствах;
Изучить видовой состав комнатных растений школы;
Определить, какое влияние они оказывают на здоровье школьников, проанализировав информацию о данных растениях;
Провести паспортизацию комнатных растений кабинета биологии;
Создать буклеты с наименованием комнатных растений, рекомендуемых для выращивания в помещении школы и кратким описанием их полезных свойств.
Ожидаемый результат: расширений знаний о комнатных растениях нашей школы, об их полезном и негативном воздействии на человека.
Продукт проекта: буклеты с наименованием комнатных растений, рекомендуемых для выращивания в помещении школы и кратким описанием их полезных свойств.
Работа над проектом выполнялась поэтапно в течение 2 и 3 четвертей 2014-2015 учебного года: I этап – подготовительный «Разработка проектного задания».
Задачи:
- определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение цели; - определение круга изучаемых вопросов; - определение источников информации и продукта проекта
II этап – практический «Разработка проекта»
Задачи: сбор и уточнение информации, выполнение проекта
III этап – защита проекта. Рефлексия
В ходе работы над проектом, мы пришли к выводу, что комнатные растения – это, скорее, наши друзья, чем враги. Они имеют множество полезных свойств для здоровья человека. Собрав достаточный материал о комнатных растениях нашей школы, мы оформили буклеты «Комнатные растения – наши друзья». С информацией по проекту мы планируем ознакомить учащихся на мероприятии в рамках Декады биологии.
Содержание
Введение.5-6
Основная часть.....7-16
Значение комнатных растений как составляющей части экологической обстановки школы.7-8
Видовой состав комнатных растений школы..9-15
Какие растения опасны в школе.......16
Заключение......17
Использованная литература.18
Приложения
Приложение 1. Анкета для учащихся «Комнатные растения и их свойства»
Приложение 2. Буклет «Комнатные растения – наши друзья. Группа «Декоративно-лиственные»
Приложение 3. Буклет «Комнатные растения – наши друзья. Группа «Ампельные или висячие»
Приложение 4. Буклет «Комнатные растения – наши друзья. Группа «Красивоцветущие»


























Введение
Человек как биосоциальное существо не может жить отдельно от природы. Современное общество уходит все дальше и дальше, создавая искусственную среду обитания: города, дома, благоустроенные квартиры. Комнатные растения являются частью природы, которые человек стремится поселить в свое жилище. Главной их функцией является создание комфорта, уютной атмосферы. Комнатные цветы делают интерьер помещения живым и привлекательным. Сейчас они окружают нас везде. В любом доме, квартире, в любом учреждении или заведении есть комнатные растения. Вот и в нашей школе в каждом учебном кабинете, в холле, коридоре есть частичка живой природы. Так ли они безобидны? В чем их польза, а может быть вред? – на эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данном проекте.
Предметом исследования являются комнатные растения школы.
Цель исследования: выяснить, какое влияние (негативное или положительное) оказывают комнатные растения в школе.
Задачи исследования:
Определить уровень знаний учащихся о комнатных растениях и их свойствах;
Изучить видовой состав комнатных растений школы;
Определить, какое влияние они оказывают на здоровье школьников, проанализировав информацию о данных растениях;
Провести паспортизацию комнатных растений кабинета биологии;
Создать буклеты с наименованием комнатных растений, рекомендуемых для выращивания в помещении школы и кратким описанием их пользы.
Ожидаемый результат: расширение знаний о комнатных растениях нашей школы, об их полезном и негативном воздействии на человека.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках биологии, классных часах. Он направлен на расширение кругозора учащихся о комнатных растениях и их пользе. Буклеты помогут наглядно и доступно продемонстрировать собранную информацию, что вносит в исследуемый проект свою новизну.



























Основная часть
Значение комнатных растений как составляющей части экологической обстановки школы

Экологическое пространство школы – это совокупность различных факторов, воздействующих в школе на учащихся  и педагогов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Кроме поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания  помещения класса, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают запахи, уровень шума в помещении. Лучший источник полезных и гармоничных запахов – комнатные растения.
Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Для субъективного улучшения самочувствия большое значение имеет звукопоглощение, оценивающееся по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц.
По данным исследования ученых в зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем, как у учеников, так и у учителей. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям, а у некоторых проявляются симптомы аллергии и астмы. Растения способны испарять до 97% влаги и в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.
О влиянии растений на уменьшение содержащихся в воздухе помещения вредных веществ ученые говорят с 80-х годов. Так, доктор Вольвертон  в рамках программы НАСА по поддержанию чистого воздуха в закрытых системах жизнеобеспечения доказал, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества.
Исследования доказали, что в окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными и испытывают комфорт и уравновешенность. Почему так происходит, объясняет так называемая «теория возбуждения»: человек в условиях современной цивилизации находится в состоянии постоянного напряжения, что приводит к усталости и стрессу.  Неслучайно психологи советуют желающим снять стресс, для того, чтобы избавиться от страха и агрессии, использовать зеленый цвет.























Видовой состав комнатных растений школы

С целью выявления уровня знаний о комнатных растениях школы нами было проведено анкетирование учащихся «Комнатные растения и их свойства». Были опрошены учащиеся старших классов (31 ученик).

Диаграмма 1. Результаты анкетирования «Комнатные растения и их свойства»













Проводя анализ анкет, мы выявили, что учащиеся имеют недостаточное представление о комнатных растениях нашей школы. 9 учеников (21%) называют в основном такие цветы, которые есть в нашей школе, как кактус, папоротник, алоэ, герань, живое дерево. Остальные учащиеся могут назвать всего 1-2 комнатных растений. 90 % опрошенных (28 учеников) имеют недостаточное представление о том, для чего нужны комнатные растения в школе. Они указывают, что последние нужны для поглощения углекислого газа и только некоторые участники анкетирования (4 ученика - 12,9%) говорят о том, что цветы нужны для поглощения пыли, увлажнения воздуха, для уюта и красоты. Никто из учащихся не назвал опасные комнатные растения, а из полезных называют только кактусы. Можно сделать вывод, что учащиеся мало знают о комнатных растениях, особенно об их пользе или вреде.
Чтобы ознакомить учащихся с комнатными растениями школы, следующим этапом нашей работы стало изучение видового состава комнатных растений школы, составление фотоотчета. Нами были сфотографированы различные цветы в отдельных учебных кабинетах. С помощью атласа-определителя и ресурсов Интернет мы установили, что в озеленении школьных помещений используют растения, относящиеся к 5 группам: декоративно-лиственные; красивоцветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы); луковичные и клубневые. В справочнике комнатных растений указано, что растениями первой группы являются пальмы, фикусы, алоэ, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, толстянка, лимон, агава, гинура, сансевьера. Вторая группа – это бегонии, кактусы, бальзамин, олеандр, сенполии, розы, пеларгония, гортензия, глоксиния, кливия. Третья группа – хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон. Четвертая группа – плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый. Пятая группа – гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус.
Мы посетили несколько кабинетов нашей школы, коридоры и рекреации. Почти в каждом кабинете встречаются такие комнатные растения, как хлорофитум, традесканция, бегония, пеларгония (герань), гибискус (китайская роза), сциндапсус и плющ, сансивиерия, диффенбахия и др. Также мы выяснили, что на подоконниках нашей школы целая аптека. О некоторых из этих комнатных растений, а также об их лечебных свойствах, мы собрали материал, о которых мы расскажем далее.

Хлорофитум - это растение известно всем: длинные зелёные листья, иногда с полосками, иногда без; цветёт мелкими белыми цветами; размножается очень легко, и неприхотливо в уходе – достаточно отделить «деток» от длинного стебля, который выгоняет каждый взрослый цветок, и буквально воткнуть в сырую землю. Растение тут же примется и начнёт пускать корни.
Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, а также попадающие в квартиру снаружи, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, вам не понадобится устанавливать дорогие воздухоочистители: за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.
Добавив в горшок с хлорофитумом несколько таблеток активированного угля, можно значительно усилить его очищающие свойства.
Очищать загрязнённый воздух жилища способны и такие растения, как пестролистая диффенбахия и фикус. Их следует размещать на той стороне помещения, окна которой выходят в сторону промышленного района или оживлённой автострады. Эти растения любят свет, однако нужно располагать их так, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей.
Когда полив для диффенбахии будет недостаточным, она вытянется вверх и начнёт сбрасывать листья. Фикус же, напротив, не любит слишком интенсивного полива, и может сбрасывать здоровые листья именно по этой причине. В зимнее время фикус лучше не поливать вообще – достаточно опрыскивать растение из пульверизатора.
Сок диффенбахии ядовит, и может вызвать аллергические реакции, попав на кожу или слизистые оболочки, поэтому детям опасно трогать ее листья.
Пеларгония (герань) известна нам очень давно, и многие русские классики упоминали о ней в своих произведениях, описывая интерьер старинных домов и квартир. Это растение широко распространено и в наши дни, благодаря своей неприхотливости, красивым цветкам и лечебным свойствам. Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а наиболее предпочтительным местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением в окружающую среду, обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего держать герань на подоконнике, на солнечной стороне, так как она светолюбива, хотя и требует обильного полива в тёплое время года.
Одним из самых распространённых растений можно назвать кактус. Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран.
Снижать влияние электромагнитного излучения способно ещё одно распространённое растение – традесканция. В народной медицине традесканция (зебрина) давно заняла достойное место, ведь ее препараты обладают многими лечебными свойствами: противомикробным, противовоспалительным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим, ветрогонным, противодиабетическим. Традесканцию можно применять и при лечении таких серьезных инфекционных заболеваний, как туберкулез легких.
Алоэ одно из лучших растений для озеленения служебных помещений, детских садов и школ. Фитонциды, выделяемые растением, снижают численность микробов и вирусов в помещении, к тому же за алоэ легко ухаживать. Здоровый, ухоженный куст алоэ очень красив, а его резкие линии способны подчеркнуть нежность окружающих его других комнатных растений, таких как пассифлора, абутилон, также предпочитающих яркий солнечный свет. Алоэ снижает содержание ядовитых веществ поглощает до 90% формальдегида, который выделяет мебель из ДСП. Обладает очень высокой фитонцидной активностью в отношении болезнетворных микроорганизмов.
Каланхоэ (лат. Kalanchoe) относится к одному из самых распространенных среди цветоводов комнатных растений. Каланхое обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, бактерицидным свойствами. Кроме того каланхое – средство, применяющееся как заживляющее разные раны. Свежий сок растения содержит множество полезных веществ, таких как, дубильные вещества, ферменты, флавоноиды, органические кислоты, микро- и макроэлементы. Благодаря содержанию множества полезных веществ в соке растения, его применяют при язвах, гнойных ранах, омертвлении ткани, фурункулы, ожоги, при кровотечениях и эрозии шейки матки. Каланхое избавляет от угрей, сыпи и пятен на коже лица. Препараты каланхое способны помочь при лечении заболеваний зрения. Если каланхое выращивают в темном и прохладном помещении, то в нем накапливается масса биогенных стимуляторов, которые помогают при лечении разнообразных заболеваниях.
Сансевиерия, также известна как тещин язык, или змеиный язык. Сансевиерия улучшает воздушную среду обитания человека, оптимизирует биологические функции организма, уменьшает в воздухе содержание таких вредных веществ, как бензол и трихлорэтилен. 2-3 этих растения способны улучшить экологическую обстановку помещения. Сансевиерии сокращают количество патогенных микроорганизмов стафилококка (30–40%), сарцины (45–70%), стрептококка (53–60%).
Хризантемы способны эффективно чистить воздух помещений, обладают бактерицидными свойствами, но в то же время их желательно не держать в спальной комнате, т.к. из-за сильных запахов можно проснутся с головной болью. В китайской народной медицине хризантему используют как лечебное растение: её листья назначают при мигренях, а сушёные цветки для улучшения аппетита. Во многих странах цветки и листья хризантем применяли для лечения глазных болезней, малярии, алкоголизма, желудочных заболеваний, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. В лепестках хризантемы много витаминов, особенно витамина С. А ещё в лепестках есть эфирное масло, которое повышает защитные силы организма и благотворно влияет на нервную систему.
Аспарагус отличается от всех видов комнатных растений особым свойством – он очищает воздух от тяжелых металлов. Польза аспарагуса заключается также и в его способности убивать болезнетворные бактерии, улучшать состояние кожных покровов человека и ускорять процесс заживления переломов костей.
Плющ (Hedera), иначе называемый вьюном, относится к семейству аралиевых и происходит из южных областей Крыма, Европы, с Кавказа и из Северной Африки. Плющ имеет воздушные корни и всегда ищет опору, за которую мог бы ухватиться. Разрастается быстро. Цветки у него маленькие, в зонтиковидных соцветиях, бывают только у старых растений и имеют неприятный запах (это привлекает насекомых для опыления). После цветения появляются ядовитые черные ягоды, поэтому рекомендуют удалять цветки еще в бутонах. Листья тоже ядовиты. Поэтому всегда надо быть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учреждениям.
Хойю называют восковым плющом, так как внешне цветок выглядит, словно вылепленным из воска. В течение цветения (около 3 недель) хойя распространяет сладкий ароматный запах. Хойя снимает нервное напряжение и улучшает настроение, но цветки растения имеют запах, который способен вызвать резкую головную боль, а листья могут вызывать контактные дерматиты.
Нефролепис одно из самых распространенных растений для оформления интерьеров, так как обладает большим спектром воздействия на экологическую обстановку помещений. Это, в первую очередь, фитонцидная и антибактериальная активность летучих выделений растения. Они также обладают лечебными свойствами: у людей, находящихся в атмосфере этих летучих выделений нефролеписа, повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышается работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам.
Эти растения способствуют звукопоглощению и обогащению воздуха биогенными веществами, значительно повышают влажность воздуха. Так, 2–3 растения на 16–20 кв. м способны увеличить влажность до 75%, что является оптимальным для закрытых помещений. Нефролепис способен поглощать из воздуха формальдегид один из канцерогенных газов, который выделяют ДСП и полимерные отделочные материалы, уменьшает статическое электричество и могут быть полезны в помещениях, где много компьютеров и другого оборудования.
Антуриум – цветущее комнатное растение, которое перерабатывает и делает безвредными для человека вещества - толуол и ксилол, входящие в состав современных строительных отделочных материалов. Он также поглощает аммиак в жилище заядлого курильщика, предпочитающего наслаждаться табаком в пределах квартиры (аммиак содержится в сигаретном дыме). Антуриум снижает вероятность заболеваний органов дыхания среди всех жителей дома. Подобными свойствами обладает комнатная хризантема.
Толстянка (правильное название крассула) в народе больше известна как денежное дерево. Крассула, стоящая на подоконнике выделяет уникальные летучие вещества, которые обладают сильным противовирусными, антибактериальными и антигрибковыми свойствами. Растение очищает воздух, поднимает настроение и придает силы.
В настоящее время толстянка используется для лечения многих недугов.
Таким образом, из всего разнообразия комнатных растений нашей школы мы насчитали более 20 видов самых распространенных комнатных растений, имеющие полезные свойства для здоровья учащихся. Собрав о них информацию, мы оформили буклеты.











3. Какие растения опасны в школе?
Какие растения не стоит нести в подарок школе и выращивать их в школе? Ведь комнатные растения, подаренные в благих целях, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии, как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы, особенно в кабинетах начальной школы. Высоко-декоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека. Цветки эухариса и кринума у некоторых людей вызывают аллергию. Размещение в школьных помещениях должно быть очень ограниченным таких растений как кирказон или аристолохия.
В нашей школе мало опасных комнатных растений. Кактусы в основном имеются в кабинетах среднего и старшего звена. За такими растениями, как эухарис, молочай, диффенбахия, кактусы, ухаживают педагоги школы.

Заключение

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что комнатные растения – это, скорее, наши друзья, чем враги. Они имеют множество полезных свойств:
Являются источником полезных запахов;
Подавляют шум;
Увлажняют, очищают воздух от пыли, микроорганизмов и опасных вредных веществ;
Поднимают настроение, улучшают самочувствие, повышают работоспособность;
Создают уют и комфорт в помещении и др.
Некоторые растения, опасные для детей, необходимо размещать в школе с осторожностью или совсем исключить из интерьера.
Кроме этого, мы выяснили, что учащиеся нашей школы имеют недостаточный уровень знаний о комнатных растениях, об их полезных и вредных свойствах. Чтобы восполнить пробел этих знаний, мы собрали информацию о некоторых, самых распространенных комнатных растениях школы и оформили буклеты «Комнатные растения – наши друзья». Мы считаем, что собранный нами материал поможет расширить кругозор учащихся о комнатных цветах и их пользе.









Литература

Носов А. Лекарственные растения, Москва, 1999 г.
Плешаков А.А. От земли до неба Москва «Просвещение» 2010 г.
Степура А. «Комнатные растения. Практическая энциклопедия», изд-во Мир книги, Москва, 2004 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715




ђ Заголовок 1rђ Заголовок 215