Динамическая пауза — практический материал


Игры, способствующие развитию слоговой структуры слова
«Сердце»
I вариант игры
Исходное положение: все учащиеся стоят в кругу. Ведущий – педагог тоже находится в кругу.
Ход игры: ведущий спрашивает у учащихся: есть ли у них сердце, где оно расположено. Затем следует вопрос: а как бьётся сердце? (ведущий ногой или рукой «отбивает» приблизительный ритм сердцебиения – ритмичные постукивания). Всем учащимся предлагается ритм сердца перенести на ладони, которые сначала ударяют о колени, а затем переходит в хлопок обеих ладоней. Отрабатывается предложенный ритм – «колени – ладони». Необходимо добиться того, чтобы все учащиеся выполняли действия одновременно, т.е. «хором» выполнялся простой ритмический рисунок, выдерживался единый темп игры. После того, как ритм отработан, ведущий предлагает учащимся назвать своё имя по слогам, придерживаясь того метро-ритмического рисунка, который был отработан ранее. Затем предлагается назвать своё имя ласково, также деля слово на слоги: Ка-тя, Ка-тень-ка. Когда один из учащихся выполняет задание, называя 2 варианта имени, остальные учащиеся выполняют с ним одновременно ритмический рисунок. Каждый из учащихся по очереди называет 2 варианта своего имени –в начальной форме + в уменьшительно-ласкательной форме.

II модифицированный (усложнённый) вариант
Игра - соревнование
И.п. : То же самое.
Ход игры: Задаётся определённый темп игры. Ведущий называет слово, а учащиеся называют это же слово в уменьшительно-ласкательной форме: я-ма, ям-ка; ла-па, лап-ка, кор-зи-на, кор-зин-ка; ве-рёв-ка, ве-рё-воч-ка и т.д. В данной игре важно не прерывать темп (необходимо, чтобы в игре не было остановок), т.е. успешность игры зависит не только от мыслительных операций учащихся, но и от того на сколько педагог умело подбирает слова. Тот учащийся, который не справился с заданием выбывает из игры.
P.S. Начало (1-й раз данного варианта игры) проигрывается медленно, чтобы учащиеся поняли правила и ход самой игры.




«Шла муха по стене»
(игра на развитие чувства ритма, метра; на развитие умения согласовывать слова с движениями)
Педагог читает выразительно ритмизованный текст. Одновременно с текстом выполняются движения.
Исходное положение: учащиеся и педагог стоят по круг.
Ход игры: (педагог читает, все учащиеся повторяют движения)
Шла – шаг в середину круга
Му-ха по сте-не – на каждый слог шаг на месте (в кругу)
Нес-ла лап-ти на спи-не – шаг назад из круга, каждому слогу соответствует шаг на месте.
Лап-ти, лап-ти, лапо-точ-ки – приставной шаг по кругу (в конце фразы остановится)
И для сы-на и для доч-ки – стоя на месте, хлопки в ладоши.

II
Модифицированный вариант игры – канон (когда одна группа начинает, а вторая начинает говорить то же самое, но запаздывая на 2 или 3 строчки)

Данный вариант игры используется в том случае, если учащиеся отлично знают текст скороговорки и соответственно тексту выполняют движения.
В данном варианте игры класс делится на 2 группы. Сначала начинает 1 группа. Произнеся 2 строчки и выполнив соответствующие движения, начинает произносить (сначала) скороговорку 2 группа. Если поддерживается один темп игры, т.е. обе команды не нарушают общего темпа, то получается самый настоящий канон, когда одна команда заканчивает произносить текст раньше, а вторая позже.

«Старый пень»
(игра на развитие чувства ритма, метра, общих моторных навыков, статической координации движений, воображения)
Исходное положение: Учащиеся стоят по кругу. В середине круга находится один учащийся – ведущий, который находится в роли «пня».
Ход игры: учащиеся читают потешку и одновременно совершают ритмизованные движения:
На бо-ло-те ста-рый пень – шаг в круг + притопы на каждый слог
Ше-ве-лить-ся е-му лень – шаг назад из круга + притопы на каждый слог
Шея не ворочится - ритмичные приседания с поворачиванием головы
А сме-ять-ся хо-чет-ся – ритмичные удары в ладоши

ХА – ХА – ХА – ХА – ХА (имитация смеха пня – ведущего. Необходимо смеяться как можно страшнее)

А сме-ять – ся хо-чет-ся – ритмичные удары в ладоши

P.S. Роль ведущего-«пня» может меняться. Т.е. игра может повторяться неоднократно. Можно перед учащимися поставить задачу после проигрыша игры – выбрать самого интересного ведущего.

«Животные»
(игра на внимание + на развитие чувства ритма)
Исходное положение: учащиеся сидят на стульчиках по кругу.
Ход игры: ведущий - педагог спрашивает учащихся, давно ли они были в зоопарке, после чего предлагает учащимся вспомнить каких животных можно увидеть в зоопарке. После актуализации знаний ведущий каждому из учащихся даёт роль того или иного животного. Предоставляя роль учащемуся, ведущий показывает соответствующее действие руками того или иного животного. Для каждого животного характерна определённая «поза» рук:
обезьяна – удары в грудь руками;
олень – скрещивание 2 рук над головой - «рога»;
рыба – имитация плавания одной рукой;
кабан – показ одной рукой, сжатой в кулак кабаньего рыла, крутя рукой перед носом;
собака – «лапы» перед грудью;
слон – правую руку вытянуть вперёд, а левой рукой взяться за нос, но таким образом, чтобы левая рука «выходила» из – под правой руки;
заяц – поднятие рук над головой.
После того как каждому из учащихся предоставили свою «роль», задаётся в медленном темпе отработанный ритм «коленки - ладони». Начинает игру ведущий. Ведущий со всеми учащимися совершает следующие действия: удар в ладоши – удар ладонями по коленям – удар в ладоши – удар ладонями по коленям. После данной комбинации движений совершается действие «удар ладонями по коленям», а затем ведущий сразу показывает какое – либо «животное» (например – кабана). Т.е. на счёт «6» - показ определённого животного, которое первое «пришло на ум» ведущему или другому учащемуся, который перенял на себя роль ведущего.
Тот учащийся, которому принадлежит роль «кабана» должен перенять на себя роль ведущего и показать на счёт «6» другого животного. Все учащиеся продолжают выполнять движения: удар в ладоши – удар ладонями по коленям – удар в ладоши – удар ладонями по коленям. После данной комбинации движений совершается действие «удар ладонями по коленям», а затем ведущий сразу показывает какое – либо «животное» (например – зайца).
Изюминка игры заключается в том, что игра (ритмический рисунок, темп) не должна останавливаться, учащиеся должны улавливать темп игры. В ходе игры идёт мощнейший процесс концентрации внимания: учащиеся не только делают ритмизованные движения, но и наблюдают за показом ведущего (чью фигуру покажет ведущий), а затем когда роль ведущего передана – новый ведущий должен вспомнить, кого ему надо показать.
P.S. Игра может убыстряться, если учащиеся «вошли во вкус игры» – уловили ритм и темп, вовремя показывают фигуру. Выигрывает тот учащийся, который ни разу не ошибся.

«Чёрный кот»
(игра с предметно-манипулятивными действиями на внимание + на развитие метро-ритма)
Исходное положение: учащиеся стоят по кругу. В руках у каждого из учащихся пустые баночки из-под йогурта.
Ход игры: ведущий - педагог вместе со всеми обучающимися начинает произносить стихотворение одновременно выполняя манипуляцию с баночками:

Чёрной ночью, чёрный кот
(круговые ритмизованные движения по «горлышку» баночки)
Провалился в дымоход
(круговые ритмизованные движения по «горлышку» баночки)
В дымоходе темнота, отыщите там кота
(перевернув баночки дном кверху «скребутся» по поверхности дна баночки)
Мы кричали в дымоход:
(круговые ритмизованные движения по «горлышку» баночки)
«Отзывайся чёрный кот!!!»
(произносят слова с нарастанием голоса, направляя голос внутрь баночки, как бы говорят «в микрофон»)
А он кричит. «МЯУ!»
( Слово «мяу» произносит один из учащихся, на которого показал ведущий. «Котом» может стать не один ученик, а все остальные учащиеся, которые произносят слово по очереди)

P.S. В конце игры можно выбрать самого «интересного» кота, который смог отличиться во время игры от других «котов» либо интонацией, а может быть и необычным тембром.

«Мышки»
(игра с предметно-манипулятивными действиями на развитие слухо-речевого гнозиса)
Исходное положение: учащиеся сидят на своих местах. В руках у каждого из учащихся по одному листу бумаги.
Ход игры: ведущий - педагог вместе со всеми обучающимися начинает произносить стихотворение одновременно выполняя действия:

Мышки, мышки прибежали.
(шуршат листами бумаги)
В уголочке зашуршали
(шуршат листами бумаги)
«Мышки, мышки, не шуршите!
(Учащиеся грозят пальчиком)
Нашу кошку не будите,
(Учащиеся показывают соответствующее действие указательным пальчиком)
Наша кошка прыг-скок,
(Ударяют по листу бумаги)
Все мышата наутёк
(Быстро шуршат своими листочками бумаги)
И молчок.тсссссс!»
(Показывают соответствующее движение указательным пальчиком около носиков)

«Цапля и лягушата»
(сюжетно - ролевая игра на развитие общих моторных навыков, статической координации движений, на развитие воображения )
Исходное положение: Учащиеся стоят по кругу. Вне круга находится один учащийся – ведущий (Цапля).
Ход игры: учащиеся читают потешку и одновременно совершают ритмизованные движения:

Прыгают лягушки – прыжки сидя на носочках (имитация прыжков лягушек)
И кричат друг дружке: квак-квак, делай так! Квак-квак и вот так! - прыжки. В конце «замирают» в определённой позе. В это время появляется цапля.
«Чвок-чвак, чвок чвак, по болоту ходят так!» - вышагивает, «расправляя крылья»
«Я лягушку отыщу, из болота вытащу!» - вышагивает, «расправляя крылья».
- «Ты, лягушечка жива?» - - наклоняется к одной из лягушек. Задача лягушки – не шевелится.
- «Ква-ква, жива-жива!» - лягушка отвечает, находясь в своей «застывшей» позе и старается не шевелиться.

P.S. Роль ведущего-«цапли» может меняться. Игра может повторяться не один раз. В правилах игры необходимо указать, что из игры выбывает та «лягушка», которая пошевелилась.

«Ёжик»
(игра с предметно-манипулятивными действиями на развитие мелких и общих моторных навыков, на развитие умения согласовывать слова с движениями)
Исходное положение: Учащиеся сидят на стульчиках (возможно за партами). У каждого из обучающихся в руках по мячу-массажёру (желательно, чтобы мяч охватывал всю поверхность ладони .
Ход игры: учащиеся читают потешку и одновременно совершают ритмизованные движения:
Катится колючий ёжик
(мяч прокатывают между ладонями)
Нет ни головы, не ножек
(мяч прокатывают между ладонями)
По ладошкам бежит и пыхтит-пыхтит-пыхтит
(круговые движения по ладони)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит-пыхтит-пыхтит
(Проводят мячом по пальчикам)
Катится туда-сюда
(мяч прокатывают между ладонями)
«Мне щекотно?...Да-да-да
(останавливают движения)
Уходи колючий ёж
(обхватывают мяч обеими руками, «выбрасывают» пальчики обеих рук вперёд, одновременно произнося ритмизованно текст)
В тёмный лес, где ты живёшь!
( мяч остаётся в обеих руках, «выбрасывают» пальчики обеих рук вперёд, одновременно произнося ритмизованно текст)

«Цапля»
(игра на развитие общих моторных навыков, статической координации движений)

Исходное положение: Учащиеся стоят по кругу или в произвольном положении. «Замирают» в позе цапли: встают на одну ногу, а вторую загибают в колене. Руки при этом положении – в стороны.
Ход игры: учащиеся читают потешку и одновременно стоят в положение «цапли»:
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Раз, два, три
(На слова «раз, два, три» - опускают ногу)

P.S. В данной игре важно следить за статической координацией движения: не наклоняться, не держаться, т.е. до конца стихотворения удерживаться на одной ноге.


15