Программа объединения по интересам Цифровая фотография

Пояснительная записка
Программа объединения по интересам "Цифровая фотография» предназначена для обучающихся 9-10 классов. Программа рассчитана на 216 часов (3 часа 1 раз в неделю).
Данный курс предназначен для обучающихся, стремящихся освоить возможности современной цифровой фотографии и дизайна, владеющих навыками работы с фотоаппаратом и работе на персональном компьютере.
Знания и умения, полученные в результате изучения содержания данного объединения по интересам, позволят обучающимся в дальнейшем самостоятельно изучить и использовать компьютерные программы для фото дизайна и монтажа, которые необходимы для создания иллюстраций, обработки фотографий, художественного творчества, дизайна, Web-дизайна. Это поможет в дальнейшем продолжить образование в области искусства, рекламы и полиграфии, дизайна и фотоискусства, в издательской деятельности.
Полученные умения и навыки пригодятся обучающимся и в повседневной жизни, для создания домашних фото коллекций интересных и значимых событий семьи, школы и т.д.
Цели: обеспечить предпрофессиональную подготовку обучающихся к последующему освоению ряда творческих специальностей, в частности фотоискусства, анимации и др.; способствовать пониманию основополагающей роли технологии создания цифрового изображения для фото дизайна; сформировать целостное представление о приемах и методах создания, редактирования и демонстрации фото изображений.




Задачи:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Формы и методы проведения занятий
При изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по- разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
На занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов.
При изучении данной программы осуществляется углубление ранее изученного материала в рамках профессиональной направленности, приобретение и закрепление новых знаний.
Кроме того, для реализации данного курса необходимо наличие цифровой фото камеры, а также программного обеспечения для создания цифровых изображений (CorelDraw и др.), обладающие широкими возможностями для отработки основных.























Содержание программы

Порядковый номер занятия
Содержание занятия
Кол-во часов на занятие

1-3
Набор группы детей.
3

4-6
Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности
3

Стандартная программа Windows – Paint - 9 часов

7
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование.
1

8
Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей.
1

9
Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом.
1

10-11
Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов.
2

12
Технология OLE. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
1

13-15
Закрепление пройденного. Выполнение практических заданий. 
3

Графические возможности MS Word – 12 часов

16
Работа с растровыми и графическими объектами.
1

17-19
Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком.
3

20-21
Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка.
2

22
Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объект WordArt.
1

23-24
Рисование схем и диаграмм с помощью таблиц Word. Рисование схем и диаграмм с помощью механизма создания "надписей".
2

25-27
Выполнение практических заданий.
3

Теория графики – 6 часов

28
Цифровое изображение. Растровое и векторное изображения. Оцифровка.
1

29
Кодирование тона. Индексирование цвета. Суммирование цифровых составляющих.
1

30
Цветовые модели. Монохромные модели. Полноцветные модели: RGB, Lab, HSB, CMYK. Система управления цветом. Параметры растровых изображений. Классификация компьютерной графики.
1

31
Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры.
1

32
Хранение и обработка цифрового изображения. Типовые форматы файлов: GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24.
1

33
Визуализация цифровых изображений: мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
1

CorelDraw – 3 часа

34-36
Установка приложения. Рабочая среда и интерфейс пользователя.
3

Основы работы в CorelDraw – 3 часа

37-39
Объектно-ориентированный подход. Создание нового документа. Открытие и закрытие документа. Сохранение документа. Изменение параметров страницы и единиц измерения.
3

Состав изображений – 9 часов

40
Прямоугольники. Эллипсы.
1

41-43
Многоугольники. Звезды.
3

44-46
Спирали. Сетки.
3

47-48
Стандартные фигуры.
2

Линии – 3 часа.

49
Модель кривой. Точки излома.
1

50
Сглаженные узлы. Симметричные узлы.
1

51
Замкнутые и разомкнутые линии.
1

Линии и инструмент FreeHand и Bezier – 3 часа

52-53
Построение от руки.
2

54
Использование инструментов.
1

Линии переменной ширины и инструмент Artistic Media – 3 часа

55-56
Режимы каллиграфии, заготовки, кисти, распылителя.
2

57
Пристыкованное окно инструмента.
1

Элементы чертежей и схем – 6 часов

58
Размерные линии. Простановка размеров.
1

59
Выносные линии.
1

60
Соединительные линии.
1

61-63
Упражнения.
3

Фигурный текст – 3 часа

64
Атрибуты. Создание блока.
1

65-66
Ввод, редактирование и форматирование фигурного текста.
2

Простой текст – 9 часов

67-68
Создание и редактирование простого текста. Создание цепочки связанных рамок.
2

69-70
Обтекание текстом. Атрибуты текста и шрифта. Атрибуты абзаца.
2

71-72
Табуляции. Колонки текста. Эффекты. Маркированный список.
2

73-74
Настройка буквицы. Приемы работы с простым текстом.
2

75
Взаимное преобразование фигурного и простого текстов.
1

Объекты – 3 часа

76
Выделение объектов. Выделение с помощью указателей и вспомогательные приемы.
1

77-78
Размещение. Размещение с помощью пристыкованного окна Transformation. Скос, суперсдвиг и микросдвиг. Копирование и дублирование.
2

Растяжение и сжатие – 6 часов

79
Назначение точных размеров. Масштабирование и отражение.
1

80
Поворот. Скос. Блокировка.
1

81
Преобразования блоков текста. Инструменты изменения формы объектов.
1

82-84
Упражнения.
3

Инструмент Shape и манипулирование узлами кривых – 6 часов

85-86
Выделение узлов. Перетаскивание направляющих точек узла. Перемещение узлов. Редактирование узлов. Добавление и удаление узлов.
2

87-89
Сглаживание кривой. Разъединение кривой, соединение узлов и замыкани°е. Растяжение, сжатие и поворот узлов. Симметричное смещение узлов. Замыкание кривой. Разъединение ветвей. Выравнивание узлов. Эластичный сдвиг узлов.
3

90
Упражнения.
1

Инструмент Shape и текстовые объекты – 3 часа

91-93
Корректировка расстояний между смежными символами, словами, строками.
3

Инструмент Smudge. Инструмент Crop. Инструмент Knife – 3 часа

94-96
Разрезание объектов. Упражнения.
3

Инструмент Eraser. Инструмент Virtual segment delete – 3 часа

97-99
Упражнения.
3

Заливки. Цветные палитры и модели цвета – 3 часа

100-101
Монохромные изображения. Планшетная печать. Офсетная печать.
2

102
Воспроизведение на экране.
1

Однородные заливки – 3 часа

103
Заливка по умолчанию. Выбор цвета с помощью экранной палитры.
1

104-105
Выбор цвета заливки в диалоговом окне Uniform Fill, в окне Color.
2

Применение инструментов Eyedropper и Paintbucket. Инструмент Smart Fill – 3 часа

106-108
Панель атрибутов для назначения и изменения однородной заливки.
3

Специальные заливки. Градиентные и сетчатые заливки – 3 часа

109-111
Упражнение – растушевка цилиндра.
3

Инструмент Interactive Fill и диалоговое окно Fountain Fill – 3 часа

112
Сетчатые заливки.
1

113-114
Упражнения.
2

Заливка узором – 3 часа

115
Заливка двуцветным узором. Упражнение – имитация кирпичной клади. Заливка цветным узором. Заливка точечным узором. Заливка растром PostScript. Текстурные заливки.
1

116-117
Упражнения.
2

Обводка контуров. Параметры контуров – 3 часа

118
Толщина. Вид. Завершители. Узлы. Наконечники. Цвет. Перо контурной линии.
1

119-120
Варианты расположения заливки и контура объекта. Изменение толщины линии при перемещении объекта.
2

Инструменты задания параметров контура – 3 часа

121
Процедура назначения параметров контура. Способы копирования параметров контура.
1

122-123
Упражнения.
2

Отображение рисунка на экране – 3 часа

124
Масштабирование и прокрутка.
1

125
Инструмент Zoom, панели его атрибутов и инструментов.
1

126
Инструмент Hand. Диспетчер видов.
1

Упорядочивание объектов – 3 часа

127
Использование линеек. Координатные сетки. Направляющие.
1

128-129
Упражнения.
2

Выравнивание объектов – 3 часа

130-132
Упражнения.
3

Распределение объектов – 3 часа

133-135
Упражнения.
3

Стопка и слои объектов – 3 часа

136-138
Упражнения.
3

Диспетчер видов – 3 часа

139-141
Работа со слоями и объектами.
3

Операции с несколькими объектами – 3 часа

142-144
Группирование и разгруппирование. Соединение и разъединение. Маски и маскирование.
3

Объединение, пересечение, исключение – 6 часов

145-146
Разрезы и надрезы на объектах. Упрощенное исключение для пересекающихся объектов.
2

147
Преобразование объектов в кривые.
1

148-150
Упражнения.
3

Огибающие и деформации – 6 часов

151
Добавление, удаление, копирование, редактирование огибающей.
1

152
Перемещение узлов огибающей. Редактирование узлов и сегментов огибающей.
1

153
Модификация формы объекта при помощи огибающих.
1

154-156
Упражнения.
3

Деформация – 6 часов

157
Инструмент Interactive Distortion.
1

158
Деформация Push and Pull.
1

159
Деформация Zipper.
1

160
Деформация Twister.
1

161
Инструмент Roughen Brush.
1

162
Упражнения.
1

Перспектива. Тени. Инструмент Interactive Shadow – 3 часа

163-165
Упражнения.
3

Экструзия объектов – 6 часов

166
Построение базового тела экструзии.
1

167
Добавление фасок. Заливка тел экструзии.
1

168
Эффекты освещения. Вращение тел экструзии.
1

169-171
Упражнения.
3

Клоны и клонирование эффектов – 3 часа

172
Особенности поведения клонов. Клонирование эффектов.
1

173-174
Упражнения.
2

Стандартные фрагменты. Пошаговые переходы - 6 часов

175-176
Составные и раздельные пошаговые переходы.
2

177-178
Пошаговые переходы с незамкнутыми управляющими объектами.
2

179-180
Разделение пошаговых переходов.
2

Ореолы – 3 часа

181-183
Упражнения.
3

Линзы – 6 часов

184-185
Преобразование линзы. Типы линз. Полупрозрачная линза. Увеличительная линза.
2

186-187
Режим Viewpoint. Режим Frozen. Осветляющая линза. Линза негативного изображения. Линза цветовой отсечки. Линза сложения цветов.
2

188-189
Линза полутонового монохроматического изображения. Линза теплового портрета. Линза заказной палитры. Каркасная линза. Линза «рыбий глаз».
2

Полупрозрачность и фигурная обрезка – 6 часов

190-191
Инструмент Interactive Transparency. Построение линзы прозрачности.
2

192-193
Фигурная обрезка. Редактирование и извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки. Применение.
2

194-195
Упражнения.
2

Размещение текста на траектории – 3 часа

196-198
Настройка текста на незамкнутой траектории. Вдоль разомкнутой кривой и отделение от траектории. Размещение нескольких фрагментов текста на одной траектории. Размещение текста вдоль замкнутой кривой.
3

Пиксельные изображения и коллажи – 6 часов

199
Импорт пиксельных изображений. Настройки цвета. Пиксельные эффекты.
1

200-201
Преобразования векторных объектов в пиксельные изображения. Преобразование пиксельных изображений в векторные объекты.
2

202-203
Автоматическая векторизация. Векторизация вручную. Основные приемы коллажа.
2

204
Упражнения.
1

Вывод иллюстраций – 3 часа

205
Экспорт изображений в файл. Экспорт в формат EPS. Экспорт в формат PDF. Экспорт в форматы пиксельной графики.
1

206
Вывод изображений на печать. Выбор принтера и его настройка.
1

207
Выбор части документа для печати. Размещение на листе бумаги. Предварительный просмотр.
1

Анимация в Corel R.A.V.E. – 9 часов

208-212
Интерфейс. Анимация объектов и символов. Редактирование объектов.
5

213-216
Изобразительные возможности. Создание интерактивных кнопок. Сохранение анимации для Web.
4

Всего:
216


Ожидаемые результаты
В результате изучения данной программы у обучающихся будут сформированы представления:
о технологиях создания цифровых изображений;
об основных понятиях, связанных с графической информацией;
о редактировании цифровых фото изображений;
о специфике использования данных технологий.
 Обучающиеся овладеют способами деятельности, которые позволят:
пользоваться цифровыми устройствами для создания цифровых изображений;
использовать основные приемы фото монтажа и дизайна на персональном компьютере;
применять полученные знания и умения в жизни.
Изучение предполагает:
повышение интереса обучающихся к творческому процессу создания и редактирования изображений с помощью компьютера посредством выполнения практических заданий;
выявление и развитие творческих способностей;
развитие познавательных способностей ;
формирование опыта творческой деятельности.



Рекомендуемая литература

Дмитрий Миронов. "CorelDraw X3 учебный курс", Минск, Питер, 2006г.
Юрий Гурский и др. "CorelDraw 11 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск, ТетраСистемс, 2005г.
Гринберг, А. Д. Цифровые изображения: Практическое руководство/ А. Д. Гринберг, С. Гринберг; пер. с англ.; Минск: ООО «Попурри», 1997. – 400 с.
Гультяев, А.К. Самое главное о : Сканирование / А.К. Гультяев. – СПб.: Питер, 2004. – 124 с.
Основы компьютерных технологий в образовании. В 4 ч. Ч. 4.: Компьютерная графика. Основы работы в Internet: Учебное пособие / Под ред. Г. М. Троян. – Минск: РИВШ БГУ, 2002.
Николаева Е. А. и др. "Adobe Photoshop CS. Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв, 2006г.
Топорков С. С. "Трюки и эффекты в Photoshop CS2", Москва, ДМК, 2005г.
Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint 2003", Москва, Питер, 2004г.
Юрий Гурский. "Photoshop 7 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Дмитрий Кирьянов. "Adobe Premiere Pro. Самоучитель", Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2004г.

Разработал методист ГУО «Гомельский городской центр
дополнительного образования детей и молодёжи» Парачук А.В.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915