Климат. Внутренние воды и водные ресурсы (8 класс)


План - конспект урока по курсу «География. Природа России» 8 класс
Тема: Климат. Внутренние воды и водные ресурсы
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению климата и внутренних вод Ульяновской области, продолжить формирование умений давать характеристику климата и рек по карте и типовым планам; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся умений анализировать тематические карты (физическая карта, климатическая карта) и делать выводы; способствовать развитию мышления, интереса к исследовательской деятельности, расширению кругозора, умению навыков самостоятельной работы с текстом учебника.
Воспитательные: воспитание потребности в знаниях, культуры общения, чувства патриотизма к «малой» Родине, к окружающей среде, интереса к предмету.
Оборудование: Учебник: «Географическое краеведение» под общей редакцией Н. А.А.Баранова /Н.В.Лобиной. Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002. атласы для 8 класса, настенные карты: «Карта Ульяновской области», «Физическая карта России».
Тип урока: Комбинированный.
Вводимые на уроке понятия: агроклиматические ресурсы, гидрографическая сеть.
Урок проводится с применение презентации
План урока:
1.Организационный момент:
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.
2.Актуализация опорных знаний
Устный фронтальный опрос
1.Рассказать, какие субъекты граничат с Ульяновской областью и показать их на карте.
2.Рассказать, когда и кем был основана Ульяновская область
3.Коротко рассказать о географическом положении Ульяновской области.
4.Рассказать, на какой тектонической структуре располагается Приволжская возвышенность, как сформировалась эта структура.
5.Рассказать, какими полезными ископаемыми богата Ульяновская область.
1) сообщения об основании Симбирска
2)презентация о городе Ульяновске
3. Изучение новой темы
Тема: «Климат. Внутренние воды и водные ресурсы»
Учитель: Что такое климат?
Ответ: Климат-это многолетний режим погоды ,характерный для той или иной территории.
Учитель: Ребята, климат – одна из важнейших характеристик природных условий. Он формируется под влиянием ряда климатообразующих факторов. Каких?
Ответ: Главные климатообразующие факторы - солнечная радиация, атмосферная циркуляция, характер подстилающей поверхности.
Учитель: Уровень солнечной радиации определяется положением Солнца над горизонтом, что в свою очередь определяется широтой места. На какой широте находится Ульяновская область?
Ответ: (52° 31'-54° 53' с.ш.)
Учитель: В южных районах области во все времена года Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в Ульяновске, а в северных имеет самую большую высоту. И в этих изменениях есть определенная закономерность. При движении на север положение полуденного Солнца над горизонтом будет снижаться на 1° на каждый градус широты. Так, если продвинуться на 1° южнее, в район р.п. Радищево (53° с.ш.), то и Солнце в полдень там поднимется на 1° выше, чем в Ульяновске.
Ответ: Дни равноденствия-21 марта и 23 сентября
Учитель: Второй климатообразующий фактор- атмосферная циркуляция. Что это? с чем связана?
Ответ: Атмосферная циркуляция – перемещение воздушных масс из одного места в другое. Атмосферная циркуляция связана с циклонами и антициклонами.
Учитель: Чаще циклоны приходят на территорию нашей области с запада и северо-запада, реже с юга и юго-запада. Циклоны приносят усиление южных и юго-западных ветров, потепление зимой и понижение температур летом. Антициклоны вторгаются с запада, востока и севера. Приход циклона в зимнее время сопровождается понижением температур, увеличением давления и понижением влажности, в летнее же время воздушные массы прогреваются.
Теперь скажем, какое влияние оказывает климат на рельефе. В каком климатическом поясе находится Ульяновская область?
Ответ: Умеренный пояс.
Учитель: в умеренном поясе солнечные лучи всегда наклонны. В Ульяновске Солнце в зените не бывает. Солнце неодинаково освещает разные склоны холмов. Как думаете, на что это влияет?
Ответ: Влияет на характер растительности, ее разнообразие и различие.
Учитель: На южных склонах возвышенностей- редкая сухолюбивая растительность, на северных- густой травяной покров, кустарники и деревья.
Высота местности так же оказывает влияние на термический режим. При увеличении абсолютной высоты- понижается температура воздуха. Как меняется высота в нашей области?
Ответ: правобережье- с севера на юг, левобережье- с запада на восток.
Учитель: Высота местности влияет и на количество осадков .При возрастании высоты- увеличивается количество выпадающих осадков.
В комплексе действие климатообразующих факторов образует температурный режим.
Температура июля в северной части области (Сурский район)составляет 19°, в южных районах(Павловский район) - 20°. Средняя температура января в Сурском - -13°,в Павловке- -13,2°
Среднегодовые же температуры изменяются по территории области незначительно, на 3,5- 4°
Осадки. Ульяновская область по характеру выпадения осадков относится к зоне с недостаточным увлажнением. Недостаток влаги незначителен. Характерная особенность- перебои в выпадении осадков весной и первой половине лета. Многолетняя сумма осадков в области составляет 440мм. Осадки распределены неравномерно, и общее уменьшение прослеживается с севоро- востока на юго-запад.
Климат –главный ресурс для развития с/х. С этим неразрывно связано понятие агроклиматических ресурсов.
Агроклиматические ресурсы- это комплекс климатических условий. Пригодных для возделывания определенных сельскохозяйственных культур. В оценку агроклиматических ресурсов входит оценка ресурсов тепла, света, влаги, условий зимовки, учета неблагоприятных явлений погоды для с/х производства.
Какие культуры выращиваю в нашей области?
Ответ: Озимая рожь, ранние сорта яровой пшеницы, просо , кукуруза, гречиха, среднестепной сорт подсолнечника, горох, сахарная свёкла, картофель, овощные культуры- огурцы, томаты, капуста и др.
Учитель: количество тепла позволяет выращивать определенные культуры. Недостаток сказывается лишь в отдельные холодные весеннее- летние периоды.
Недостаток влаги на росте и развитии растений сказывается больше.Увлажение в области изменяется с северо-запада на юг, изменяясь с достаточного увлажнения на недостаточное. Недостаток влаги ,осадков, повышение температур в осеннее – летний период приводят к образованию суховеев.
Что делают для их предотвращения?
Ответ: насаждение лесов, создание больших и малых водоемов, искусственное дождевание.
Учитель: Что относится к внутренним водам?
Ответ: Реки ,озера, подземные воды.
Учитель: все это образует гидрографическую сеть.
Гидрографическая сеть - совокупность рек и других постоянно и временно действующих водотоков, а также озёр, болот и водохранилищ на какой-либо территории. Какие крупные реки протекают по территории Ульяновской области?
Ответ: Волга, Сура, Черемшан, СвиягаУчитель: Большинство рек Предволжья течет в широких долинах с хорошо развитой поймой. Реки низменного Заволжья имеют несколько другой характер течения. Они имеют слабо выраженные долины, пологие склоны.
Реки области имеют смешанное питание и следующие фазы водного режима: весеннее половодье, летняя и зимняя межень, летние и осенние дождевые паводки.
В последнее время наблюдается сильное загрязнение рек сточными водами промышленных и с/х предприятий.
Сейчас мы составим характеристику реки Волга по плану.
1) Название 2) Где находится исток реки. 3) Какое течение быстрое или медленное. 4) Притоки 5) Куда впадает река 6) Как река изменяется в разные времена года 7) Растения и животные рекм 8) Использование реки человеком 9) Как люди влияют на реки. 10) Что люди делают для охраны реки
Ответ:
Река Волга2. Река Волга берет начало на одном из наиболее возвышенных пунктов Валдайского плоскогорья ( Тверская область)3. Течение реки среднее, меньше м/с4. Волга принимает около  200 притоков  главнейшими из которых являются Кама и Ока. Ока - правый приток Волги, Кама -левый приток Волги.5.Волга впадает в Каспийское море.6.Примерно в конце октября-начале ноября Волга замерзает, а вскрывается в конце апреля- середина марта.7.Обитатели Волги: сазан, лещ, судак, сом, жерех, чехонь, стерлядь, налим, окунь, ерш, плотва, густера, подуст, щука, минога, белуга, осетр, севрюга
Домашнее задание:1. по такому же плану дома нужно описать реки Сура, Свияга, Б. Черемшан. 2.Учить записи в тетради