Методические рекомендации педагогу дополнительного образования


Деятельность
педагога дополнительного образования

Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Организация предварительной записи
Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года. Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования. Поэтому такая деятельность требует специальной организации.
Для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.
Место предварительной записи должно быть обеспечено:
информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);
специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;
карандашами или ручками.
При предварительной записи сообщаются:
а) информация о любых ограничениях для записи детей в детские объединения (возрастных, медицинских, организационных);
б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;
в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
Организация рекламы детского объединения
Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.
1. Наглядная реклама:
информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях города, на подъездах жилых зданий и т.д.);
рекламная листовка (распространяется в учреждениях образования города, а также через почтовые ящики);
рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);
рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).
Массовая запись в детские объединения
Массовая запись в детские объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш;
- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:
массовая запись в детские объединения;
встреча и консультации с педагогом (педагогами);
реклама деятельности детского объединения;
организация выставок работ воспитанников детских объединений;
проведение мини-концертов воспитанников детских объединений;
организационное собрание детского объединения;
дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).
Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности детского объединения является проведение организационного собрания детского объединения первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.
На этом собрании в доступной для детей и родителей форме необходимо познакомить:
с общим содержанием образовательной программы;
с перспективами на текущий учебный год;
с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
с правилами поведения в учреждении и детском объединении*
с требованиями к форме одежды;
сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и педагога.
На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в детское объединение.
Следующий важный этап организации деятельности детского объединения формирование учебных групп и составление расписания занятий .
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
- по возрасту;
- по уровню подготовки в данном виде деятельности;
- по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки);
- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
с уставом учреждения дополнительного образования;
санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де ятельности ;
региональными нормативными документами в сфере допол нительного образования детей;
образовательной программой детского объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагогической нагрузки педагога списки учебных групп и расписание занятий.
Первые занятия
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с организацией образования;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Второй этап занятия рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
описание содержания и результатов первого года занятий,
объяснение основных этапов овладения мастерством,
рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
выставка детских творческих работ;
стенгазета или рукописный журнал;
альбом-летопись детского объединения;
фотографии, слайды и видеофильмы;
знаки отличия кружковцев;
награды детского объединения и его воспитанников;
выставка книг и периодической печати;
информационный стенд.
Следующий этап занятия выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
тесты или тестовые задания;
конкурсы и соревнования;
познавательные игры;
выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
внесения корректив в образовательную программу;
разработки индивидуальных заданий;
объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
выставочный зал учреждения,
кабинеты администрации учреждения,
медицинский кабинет (если есть);
детские объединения сходного профиля;
столовая или буфет;
актовый зал;
игротека (если есть);
туалеты для мальчиков и девочек;
раздевалка.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
дополнительного образования детей
Методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного наблюдение, устный конт роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику.

Распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей

Методика дифференцированного обучения: при такой организа ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Различные формы учебных занятий детского объединения
дополнительного образования

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
а) занятия в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 23 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап организация;
II этап теоретическая часть;
III этап практическая часть;
IV этап окончание занятия. Организация занятия
Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
сбор детей;
подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
подготовку рабочих мест воспитанников.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
изложение исторических данных по теме занятия;
устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
объяснение специальных терминов по теме занятия;
описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 2530 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
использование наглядного и раздаточного материала;
использование технических средств обучения;
привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь но и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и ин струменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
возраст детей;
календарный период учебного процесса;
тему учебного года;
уровень подготовки детей;
последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 1520 мин)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
подведение итогов практической работы;
закрепление учебного материала;
объяснение домашнего задания;
организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания
в системе дополнительного образования:
необязательность его наличия и выполнения;
творческий характер;
для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной.

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия. Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
проветривание учебного кабинета;
подготовка методических материалов к занятию;
проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1) определение темы и содержания занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
рассказ о месте проведения занятия;
изложение содержания учебных заданий;
обсуждение формы выполнения заданий;
обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
по окончании учебного года;
по окончании полугодия или учебной четверти;
- после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
При проведении открытого занятия, посещения занятий администрацией, проверяющими педагог обязательно должен представить комиссии его план.
Общая структура плана занятия.
1. Вступительная часть:
- название детского объединения;
- дата, время и место проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (учащегося);
- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
2. Концепция занятия, включая цели и задачи.
3. Ход занятия:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
- подведение итогов занятия приемы работы с детьми и время.
4. Средства обучения наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
· задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
состояние документации детского объединения;
соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;
учет уровня работоспособности детей;
выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
рациональность использования времени на занятии;
оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
организация ведения документации учащихся. Качество дидактической деятельности педагога определяют:
опора на основные принципы дидактики;
оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
объективность оценок их деятельности;
степень технической оснащенности занятия;
уровень методического обеспечения занятия;
оптимальность использования технических средств и методических материалов;
умелое использование смены видов деятельности;
обеспечение обратной связи;
достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:
воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
опора на основные принципы воспитания;
решение задач нравственного воспитания;
эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет*) педагога составляют:
знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
его речь;
педагогическая культура и такт;
внешний вид педагога на занятии;
позиция педагога по отношению к учащимся;
стиль педагогического руководства;
степень воздействия личности педагога на учащихся. Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
степень их активности и работоспособности на занятии;
заинтересованность темой и содержанием занятия;
сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
коммуникативная активность детей;
интеллектуальное развитие учащихся;
сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
организованность и дисциплинированность учащихся на за нятии;
стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебно го занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
Различные формы массовой работы
с детьми в дополнительном образовании
Образовательная деятельность не ограничивается только «текущим» образовательным процессом, так как это вызывает снижение интереса детей к занятию, и как следствие понижается уровень результативности работы педагога.
Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит:
- создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
- показать ему результаты его работы;
- создать условия для сплочения коллектива;
- формировать у детей стремление радовать окружающих;
- расширить границы образовательного процесса.
Самыми распространенными формами массовой работы с детьми в дополнительном образовании являются:
выставки;
концерты;
клубные дни;
состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
           
Заголовок 115