Методические рекомендации по организации лабораторно – практических работ обучающих по ПМ.04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства для СПО специальности 35.02.06.«Технология производства и перераб

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»












Методические рекомендации по организации лабораторно – практических работ обучающихся по
дисциплине
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для специальности СПО 35.02.06
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»










Короча 2016

Рассмотрено
на заседании ПЦК
экономических и бухгалтерских
дисциплин протокол №___от_______20__г.
Председатель ПЦК
Н.П.Анисенко________________

Утверждено:
зам. директора по УР
протокол № __от__20__г



_______Старовойтова Н.А.










Составители: Маминова З.В. – преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин ОГАПОУ «Корочанский СХТ»

Рецензент: Калинкина А.В. – преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин ОГАПОУ «Корочанский СХТ»



Лабораторно - практические работы обучающих по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»















Содержание

Пояснительная записка
Лабораторно-практические работы
Лабораторно-практическая работа № 1
Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства предприятия.
Лабораторно-практическая работа № 2
Издержки производства и себестоимость продукции. .
Лабораторно-практическая работа № 3
Рентабельность и методика ее определения........................................................................................
Лабораторно-практическая работа № 4
Методика построения структуры управления. Построение структуры управления конкретного хозяйства..
Лабораторно-практическая работа № 5
Методика составления документов в процессе управления предприятием. ...
Лабораторно-практическая работа № 6
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения , разбор ситуаций..................................................
Лабораторно-практическая работа № 7
Стратегия преодоления конфликтов....
Лабораторно-практическая работа № 8
Объекты маркетинговой деятельности....
Лабораторно- практическая работа № 9
Ценовая политика. Сбор информации о ценах....
Лабораторно-практическая работа № 10
Организация рекламной компании...

Список рекомендуемой литературы












Пояснительная записка

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В методических рекомендациях приведено описание 10 лабораторно-практических работ, охватывающих все основные проведения управления работами по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства.
Лабораторно-практические работы активизируют познавательную деятельность обучающихся, так как требуют их личного участия в проведении различного рода исследований и предназначены для углубления и закрепления обучающимися теоретических знаний расчета и анализа и приобретения практических навыков в решении различных ситуационных задач, которые могут быть использованы в будущей практической деятельности. Обучающиеся учатся работать с различной литературой, методическими и справочными пособиями.
Описание работы включает в себя: номер и наименование работы, указание цели работы, краткие теоретические сведения, перечень оборудования, а также порядок её выполнения и контрольные вопросы.
Перед выполнением лабораторно-практической работы обучающийся должен повторить или изучить материал, относящийся к теме работы, лекционным записям, учебной литературы и соответствующим методическим инструкциям.
По каждой лабораторно-практической работе обучающийся оформляет отчет. При необходимости отчет по лабораторно-практическому занятию может быть дополнен устным ответом обучающегося, поэтому, необходимо хорошо владеть знаниями, полученными на теоретических занятиях.
Порядок составления отчета
Каждый обучающийся должен составить отчет о выполненной работе. Отчет должен быть озаглавлен. В заголовке отчета указывают номер работы, ее полное наименование и цель работы.
При составлении отчета необходимо:
- кратко описать содержание работы;
- ответить на контрольные вопросы лабораторно – практической работы;
- сделать вывод по проделанной работе.






Критерии оценки

Критериями оценки выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является соблюдение требований к выполнению работ.
Оценка
Критерии

«Отлично»
Работа, выполнена в полном объеме, в соответствии с требованиями(90-100%выполнения). Ответы на все вопросы полные и правильные. Материал систематизирован и излагается четко.

«Хорошо»
Работа, выполнена в полном объеме с небольшими погрешностями или недочетами (75-89% выполнения). Допущены в ответах отдельные неточности, исправленные с помощью преподавателя. Наблюдается некоторая несистематичность в изложении.

«Удовлетворительно»
Работа, выполнена с принципиальными погрешностями (50-74%. выполнения). Заметная неполнота ответа, допущенные ошибки и неточности не всегда исправляются с помощью преподавателя. Не во всех случаях объясняются изложенные факты.

«Неудовлетворительно»
Лабораторно-практическая работа не выполнена или выполнена с многочисленными погрешностями ( менее 50%). Изложение носит трафаретный характер, имеются значительные нарушения последовательности изложения материала.


Если работа выполнена на оценку «неудовлетворительно», обучающемуся необходимо выполнить работу в отведенное преподавателем время.
Если лабораторно-практические работы не выполнены в полном объеме, обучающийся к промежуточной аттестации не допускается.


Инструкционно – технологическая карта № 1
Лабораторно – практическая работа № 1
Тема: Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства предприятия
Цель: уметь правильно рассчитывать обеспеченность и эффективность использования основных и оборотных средств предприятия.
Оборудование: опорный конспект лекций, калькулятор.
Краткий теоретический обзор:
Основные фонды это произведенные активы, часть национального имущества, созданная общественным трудом, которая длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме используется в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги. К ним относятся объекты, которые служат не менее года и стоимостью выше определенного значения, устанавливаемого в зависимости от динамики цен на продукцию фондосоздающих отраслей.
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Одним из условий непрерывности производства является постоянное возобновление его материальной основы средств производства. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих средств производства, происходящего в виде их кругооборота.
В своем обороте оборотные фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную форму, что соответствует их делению на производственные фонды и фонды обращения.

Методические указания или методика выполнения
Показатели эффективности использования основных фондов
фондоотдача ОС: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
фондоемкость ОС: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Фондовооруженность ОС [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Коэффициент экстенсивного использования оборудования  это фактическое количество отработанных оборудованием часов деленное на базисное (плановое) количество отработанных оборудованием часов.
Коэффициент интенсивного использования оборудования- это фактическая средняя выработка продукции за один отработанный час деленная на базисную (плановая) средняя выработка продукции за один отработанный час.
Коэффициентом интегрального использования оборудования, который определяется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования.

Показатели эффективности использования оборотных средств
К оборачиваемости = Стоимость реализованной продукции за период / Средний остаток оборотных средств за период
Средняя продолжительность одного оборота = Продолжительность периода измерения за который определяется показатель / Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
К закрепления = 1 / К оборачиваемости

Задание 1. Оборудование по плану должно работать 300 часов в месяц, а фактически она отработала 210 часов. Плановый выпуск продукции за месяц 25000 единиц изделий, фактический выпуск 24000 единиц изделий. Определить коэффициент интегрального использования оборудования.

Задание 2. Годовая выработка тепловой энергии в денежном выражении составляет 6828тыс.руб., среднегодовая стоимость основных средств котельной 4425 тыс.руб., численность работников котельной 142 человека. Определить фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность.

Задание 3. Определить показатель фондоотдачи и фондовооруженности для каждого предприятия. Сделайте вывод, на каком из предприятий лучше используются основные фонды.
Показатели
Предприятие


1-е
2-е

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.
8000
14000

Число работающих, человек
400
500

Выработка продукции на одного работающего, руб.
30000
36000


Задание 4. За отчетный год средний остаток оборотных средств предприятия составил 850 тыс. руб., а себестоимость реализованной за год продукции 7200 тыс. руб. Определите коэффициент оборачиваемости и коэффициент закрепления оборотных средств.

Задание 5. Средний остаток оборотных средств предприятия составляет 10 млн. руб. Объем реализованной продукции за месяц 25 млн. руб. Определить коэффициент оборачиваемости.
Задание 6. По данным за отчетный год средний остаток оборотных средств предприятия составил 800 тыс. руб., а стоимость реализованной за год продукции в действующих оптовых ценах предприятия составила 7200 тыс. руб. Определите коэффициент оборачиваемости, среднюю продолжительность одного оборота (в днях) и коэффициент закрепления оборотных средств.

Задание 7. За отчетный год объем реализации продукции составил 20 млн. руб. Среднегодовой остаток оборотных средств 5 млн. руб. На плановый период предусматривается объем реализации увеличить на 20%, а коэффициент оборачиваемости на один оборот.
Определить показатели использования оборотных средств в отчетном и плановом периоде.

Задание 8. В течение смены (8 ч) станок фактически работал 6 ч. Плановые затраты на проведение ремонтных работ составляют 0,8 ч. Согласно паспортным данным производительность станка равна 80 ед. продукции за час, фактически за время работы в течение смены она составила 65 единиц в час. Определить коэффициенты экстенсивного, интенсивного и интегрального использования оборудования.

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Основные производственные фонды -
2. Отличие физического износа от морального?
3. Амортизация -
4. Пути улучшения использования основных фондов на предприятии?
5. Оборотные средства -
6. Отличие оборотных фондов от основных производственных фондов?















Инструкционно – технологическая карта № 2
Лабораторно – практическая работа № 2
Тема: Издержки производства и себестоимость продукции.
Цель: уметь правильно рассчитывать себестоимость продукции, выявлять побочную продукцию в животноводстве и растениеводстве. Распределять затраты в продукции животноводстве.
Оборудование: опорный конспект лекций, калькулятор
Краткий теоретический обзор:
К себестоимости продукции относятся:
1) текущие затраты на производство,
2) капитальные затраты,
3) затраты на сырье, материалы и заработную плату работающих,
4) затраты на оборудование.
К затратам на управление и организацию производства в себестоимость продукции относят затраты:
1) прямые,
2) косвенные,
3) переменные,
4) постоянные,
5) по обслуживанию оборудования.
К переменным расходам относятся:
1) материальные затраты,
2) расходы по реализации продукции,
3) амортизационные отчисления,
4) Зарплата производственного персонала,
5) административные и управленческие расходы.
Издержки и прибыль торгующих организаций включаются в:
1) закупочную цену,
2) оптовую цену предприятия,
3) розничную цену,
4) сдаточную цену.

Методические указания и методика выполнения задания
Способ расчета затрат на создание продукта напрямую зависит от степени готовности самой продукции. Выглядит формула расчета следующим образом:
Расходы на производство: С = М3 + А + Тр + прочие расходы:
Где, А – амортизационные отчисления;
С – себестоимость затрат;
МЗ – материальные расходы фирмы;
Тр – растраты на заработную плату сотрудникам фирмы.
Полная себестоимость продукции формула расчета: С = растраты на создание продукта + растраты непроизводственного характера.
Себестоимость реализованного продукта (себестоимость продаж) формула расчета: С = полная себестоимость + коммерческие расходы – остатки нереализованного продукта.
Производственная себестоимость: С = цена валового продукта – изменения в остатках НЗП.
Себестоимость валовой продукции: С = производственные расходы – непроизводственные растраты – расходы будущего времени.
Расчет себестоимости выпускаемой продукции оказывает огромное влияние на выстраивание будущей стратегии развития компании, ее положении в отрасли и степени доверия потребителей.

Задача 1
Определить себестоимость одного условного га. тракторных работ, если хозяйство имеет тракторов по маркам:
С-100-7 шт. Т-38-2шт.
ДТ-75-30 шт. “Беларусь”-42шт.
ДТ-55-5шт.
Годовой объем тракторных работ в условных га. на один трактор:
С-100-1800 усл.га. Т-38-900 усл.га.
ДТ-75-1360 усл.га. “Беларусь”-774 усл.га.
ДТ-55-670 усл.га.
Производственные затраты:
- заработная плата с начислением - 235 тыс.руб.
- ГСМ - 88 тыс.руб.
- амортизация -157,2 тыс.руб.
- текущий ремонт - 119,2 тыс.руб.
- прочие - 3,1 тыс.руб.

Задание 2
Определить себестоимость одного центнера полноценного зерна, зерноотходов и соломы озимой пшеницы, если:
- посевная площадь пшеницы - 289 га.
- урожайность зерна - 44,5 ц/га
- соотношение зерна к соломе - 1: 1,2
- количество зерноотходов - 10 % от валового сбора зерна с содержанием в них 40% полноценного зерна
- производственные затраты- 140,1 тыс.руб.

Задание 3
Определить себестоимость одного центнера молока и одной головы приплода КРС, если:
- среднегодовое поголовье коров - 5000 голов
- среднегодовой удой на одну корову - 3900 кг.
- выход приплода - 1102 головы
- выход навоза всего 10000 тонн
- всего затрат по молочному стаду- 840тыс.руб.

Задание 4
Определить себестоимость одного центнера полноценного зерна, зерноотходов и соломы озимой пшеницы, если:
- посевная площадь пшеницы - 289 га.
- урожайность зерна - 44,5 ц/га
- соотношение зерна к соломе - 1: 1,2
- количество зерноотходов - 10 % от валового сбора зерна с содержанием в них 40% полноценного зерна
- производственные затраты- 140,1 тыс.руб.

Задание 5
Определить себестоимость одного центнера молока и одной головы приплода КРС, если:
- среднегодовое поголовье коров - 5000 голов
- среднегодовой удой на одну корову - 3900 кг.
- выход приплода - 1102 головы
- выход навоза всего 10000 тонн
- всего затрат по молочному стаду- 840тыс.руб.

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
Как распределяются затраты в продукции животноводства.
Что относится к себестоимости продукции.
































Инструкционно – технологическая карта № 3
Лабораторно – практическое занятие № 3
Тема: Рентабельность и методика её определения.
Цель: определение методики рентабельности на предприятии.
Оборудование: опорный конспект лекций, калькулятор
Краткий теоретический обзор:
Самоокупаемость и рентабельность являются основным принципом коммерческого расчета, так как ориентирует предприятие на получение прибыли и осуществление расширенного воспроизводства за счет собственных средств.
Самоокупаемость и рентабельность означают, что доходы предприятия не только покрывают его экономические издержки, но и обеспечивают экономическую прибыль. Исследование коммерческого расчета как метода хозяйствования предприятий в рыночной экономике требует уточнения понятий «текущие издержки» и «прибыль».
Текущие издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с производственно-коммерческой деятельностью предприятия. По экономической сути текущие издержки есть стоимость потребленных производственных ресурсов. Поскольку последние могут быть покупными или принадлежать владельцу предприятия, то различают явные и неявные издержки.
Явные издержки - это выраженные в денежной форме затраты производственных ресурсов, приобретаемых предприятием со стороны. К ним относятся материальные затраты, обусловленные приобретением сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, заработная плата наемных рабочих и служащих, амортизационные отчисления от стоимости основного капитала, арендная плата и др.
Явные издержки предприятия отражаются в бухгалтерском учете, в связи с чем называются бухгалтерскими.
Методические указания или методика выполнения
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность.
Общая рентабельность определяется по формуле:
Общая рентабельность = Чистая прибыль (непокрытый убыток) / Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов) * 100%.

Задание1.
. Определить рентабельность выпускаемой продукции при следующих данных:
- цеховая себестоимость                                                 3800 тыс.руб.
- производственные расходы                                          170  тыс.руб.
- коммерческие расходы                                                  90  тыс.руб.
- стоимость товарной продукции в оптовых ценах предприятия  5100 тыс. руб.
                                                                                 
 Задание 2.
Определить балансовую прибыль и общую рентабельность предприятия при следующих данных:
- объем реализации                                                                      3200 тыс.руб.
- производственная себестоимость продукции                         2580  тыс.руб.
- коммерческие расходы                                                              160 тыс.руб.
- коммерческие доходы                                                                60  тыс.руб.
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов      3230 тыс.руб.
- среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств 270 тыс.руб.
                                                                                         
Задание 3.
Предприятие имеет прибыль за год в сумме 15000 тыс.руб., при среднегодовой стоимости основных производственных фондов 60000 тыс.руб., и среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств 10000 тыс.руб. Плата за фонды установлена в размере 2 процентов. Сумма платежей за краткосрочный банковский кредит 400 тыс.руб. Численность промышленно-производственного персонала  на предприятии 1100 чел. Определить показатели рентабельности.
 
Задание 4.
Определить прибыль от реализации и рентабельность продукции при следующих условиях:
- реализовано продукции                           107 тыс. куб.м
- действующая оптовая цена изделия        870 руб.
- полная себестоимость  куб.м                    790 руб.
 
Задание 5.
Определить прибыль и рентабельность продукции при условии:
- производственная себестоимость – 3000 тыс.руб.
- внепроизводственные расходы – 2 % от производственной себестоимости
- товарная продукция в оптовых ценах – 4100 тыс.руб.
 
Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
Дайте определение рентабельности производства.
Виды рентабельности.





















Инструкционно – технологическая карта № 4
Лабораторно – практическое занятие № 4
Тема: Методика построения структуры управления. Построение структуры управления конкретного хозяйства.
Цель: уметь использовать методику построения структуры управления на примере конкретного хозяйства.
Оборудование: опорный конспект лекций
Краткий теоретический обзор:
Организационный механизм управления предприятием имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. В настоящее время в России в области организации менеджмента имеется особенно много проблем из-за особенностей современного состояния ее переходной экономики.
Организационный механизм управления представляет систему управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функций предприятия, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений. Особое значение здесь имеет характеристика ряда важнейших параметров системы управления, прежде всего вопросов формирования организационных структур.
Структура управления предприятием, или организационная структура управления, - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Организационная структура управления определяется так же, как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Ключевыми понятиями организационной структуры управления являются элементы (звенья), связи (отношения) и полномочия.
К элементам структуры относятся отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Методические указания или методика выполнения:

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1. Организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Задание 1
Самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом и принципами построения ОСУ,
Используя набор основных структурных подразделений организации (в соответствии с вариантом) самостоятельно построить ОСУ.
Оформить отчет в тетради для практических работ по дисциплине.
Варианты:
 
Начальник планово-экономического управления, бухгалтерия, заместитель начальника финансового отдела, главный бухгалтер, отдел планирования себестоимости прибыли и анализа, отдел ценообразования, заместитель начальника управления по организации труда и занятости, отдел анализа и учета трудоемкости, отдел по работе с ценными бумагами и банками, отдел по бюджетированию, отдел оперативно-экономического планирования, начальник отдела налогообложения, заместитель главного бухгалтера, заместитель директора по экономическим вопросам, производственный отдел, материальный отдел, отдел по учету основных средств, генеральный директор, начальник финансового отдела, отдел по организации труда, заместитель начальника по экономическому планированию.
Директор, главный инженер, технический отдел, заместитель директора по коммерческим вопросам, бухгалтерия, канцелярия, информационный отдел, отдел планирования, отдел кадров, заместитель директора по кадровым и социальным вопросам, главный экономист, отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел стандартизации, ремонтный цех, основные цеха, транспортный отдел, экспериментальный цех, отдел жилищно-комунального хозяйства, отдел маркетинга, отдел технического контроля, отдел организации труда и заработной платы, начальник производства, инструментальный цех.
Заместитель директора по экономике и финансам, начальник финансовой службы, отдел организации труда, отдел по планированию производственной деятельности и затрат, отдел бизнес-планирования, налоговый отдел, производственный отдел, отдел внутреннего аудита; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; отдел статистики, отдел операционного анализа, сектор управления денежными потоками и расчетами с кредиторами и дебиторами; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; бухгалтерия, финансовый сектор, планово-экономический сектор,  бюро ценнобразования по видам продукции, сектор труда и заработной платы,  генеральный директор, главный бухгалтер, главный экономист, отдел по учету и анализу трудоемкости и затрат на труд, отдел финансового учета, отдел финансового планирования и анализа.


Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
1.        Сколько уровней управления имеет Ваше предприятие, созданное в ходе выполнения практического задания?
2.        Сравните иерархический и органический тип организационной структуры.
3.        Применительно к современному этапу развития рыночных отношений какой тип ОС использовать эффективнее?
4.        Одинаковые ли структура будут иметь предприятие малого бизнеса и крупная транснациональная корпорация (ТНК). Обоснуйте свой ответ.
 





























Инструкционно – технологическая карта № 5
Лабораторно – практическое занятие № 5
Тема: Методика составления документов в процессе управления предприятием.
Цель: правильность составления документов при управлении предприятием.
Оборудование: опорный конспект лекций.

Краткий теоретический обзор:
Основные правила составления и оформления управленческих документов закреплены в действующих в настоящее время в России общегосударственных нормативно-методических документах – государственных стандартах, которые являются основой для конкретизации правил работы с документами в каждой организации, их уточнения с учетом специфики ее деятельности, технологии документирования, условий работы управленческого аппарата.
На основе законодательных, нормативных и нормативно – методических документов каждое учреждение (организация, фирма) устанавливает свои требования к работе с документами в уставе (положении), регламенте, правилах, инструкциях. В них закрепляются конкретные правила документирования, в том числе:
- права и обязанности должностных лиц, отдельных сотрудников в процедурах оформления документов;
- состав применяемых в аппарате управленческих документов;
- компетенция руководителя, его заместителей и руководителей среднего звена, их право на издание различных видов распорядительных документов;
- порядок подписания, согласования и визирования документов, их заверение печатью;
- обязательные требования к оформлению и порядок работы с документами.
Независимо от способа документирования и вида носителя к документам, используемым в управленческой деятельности, предъявляются следующие основные требования:
- обеспечение юридической силы документа;
- создание условий для оперативного исполнения документов;
возможность оперативного поиска документов (использования их в справочных целях);
- возможность использования для создания, копирования, обработки документов средства организационной техники. [15; стр 76-77]
Действующие государственные нормативно – технические документы предназначены также для обеспечения качественного внешнего вида документов. Для этого в стандарт включены рекомендации по расположению реквизитов на поле документа и их рациональной компоновке.
Среди разнообразных систем управленческой документации, используемых для документирования различных управленческих действий, особое значение имеет система организационно-распорядительной документации, так как входящие в нее документы применяются в учреждениях и организациях всех уровней управления, направлений деятельности и форм собственности.
Методические указания к выполнению работы:
Стандартом установлены: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформления документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного Герба РФ, гербов субъектов РФ.
Требования к составу реквизитов документов, их оформлению, а также требования к бланкам документов устанавливается стандартом ГОСТ Р 6.30 – 2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов." Его требования являются рекомендательными и распространяются на документы, относящиеся к  унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы.
ГОСТ Р 6.30 – 2003 описывает систему реквизитов – элементов оформления официального документа, устанавливает состав реквизитов документов, их расположение на листе, а также требования к тексту и бланкам документов. Для каждой системы документов существуют обязательные и дополнительные реквизиты.


Задание 1
Ответить на следующие вопросы:
Состав реквизитов, придающих документам юридическую силу
Выполнение единых правил оформления документов обеспечивает..
Любой документ состоит из ряда составляющих его документов
К наиболее важным реквизитам документов, используемым в современной практике, относятся (перечислить).
Каждый документ можно разделить на 3 основные части
Удостоверение документов – это
Какие документы подлежат обязательному утверждению?
Юридическая сила копий документов – это.
Определите, что удостоверяет печать на служебном документе.

Задание 2
Оформите следующие реквизиты:
 
1. Гриф утверждения
Акт утвержден генеральным директором ЗАО "Луч" И.П. Лужиным;

2.Инструкция по делопроизводству утверждена приказом директора ООО "Альфа" 12.04.2016 № 38;

3. Положение о совете директоров ЗАО "Регана" утверждено на общем собрании акционеров 25 мая 2016 г.

4. Подпись на следующих документах:Приказ, Локальный акт

5.Гарантийное письмо (подписано генеральным директором и главным бухгалтером);
6. Акт (подписано председателем комиссии и членами комиссии).

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
Перечислить реквизиты документа.
Классификация документов.

Инструкционно – технологическая карта № 6
Лабораторно – практическое занятие № 6
Тема: Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
Цель: уметь использовать приемы делового и управленческого общения.
Оборудование: опорный конспект лекций.

Краткий теоретический обзор:
Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.
В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
Коммуникативную (обмен информацией;
Интерактивную (взаимодействие общающихся);
Перцептивную (восприятие);
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.
Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.
Методические указания или методика выполнения
Ответьте на вопросы теста. Порядок работы с тестовыми заданиями.
Во время проведения  итогового  занятия по разделу  каждый студент получает индивидуальное тестовое задание. При выполнении тестового задания:
- внимательно прочтите вопрос;
- из  предложенных  вариантов  выберите  правильный  с вашей  точки  зрения;
- для самоконтроля проверьте Ваши ответы по таблице правильных ответов.
     Работа рассчитана на 1 час 30 минут. Студентам раздаются варианты теста. Работа выполняется на отдельных листах, где проставляются ответы на вопросы.
Ответы  оцениваются  по  пятибалльной системе:
на «5» (отл.) допускается 5% ошибок (один неправильный ответ),
на «4» (хор.) – 25% (пять неправильных ответов),
на «3» (удовл.) - 50% (десять неправильных ответов).
Студент, не справившийся с заданием получает оценку «2» (неудовл.).

Тест 1.  Выберите правильный вариант ответа.
1. По отношению к управлению планирование рассматривают как:
а) его функцию;
б) метод.
2. Определяющей характеристикой менеджера является:
а) организация и управление в условиях рыночной экономики;
б) стремление к получению прибыли;
в) наличие подчиненных в организационной структуре.
3. Менеджмент как наука сформировался:
а) в средние века;
б) в конце XIX начале XX в.;
в) после Второй мировой войны.
4. Функцией менеджмента является:
а) формулирование целей;
б) аттестация персонала;
в) организация работы;
г) оценка результатов деятельности.
5.  Универсальный принцип управления единоначалие предложен учеными научной школы:
а) человеческих отношений (М. Фоллет, Э.Мейо);
б) административного управления (А. Файоль);
в) научного управления (Ф.Тейлор).
6. Главное качество, которым должен обладать японский менеджер, это:
а) профессионализм;
б) координация действий подчиненных.
7. Верным является следующее умозаключение:
а) каждый менеджер руководитель;
б) каждый руководитель менеджер.
8. Определяющим фактором среды прямого воздействия промышленного предприятия является:
а) научно-технический прогресс;
б) состояние развития экономики; в)потребители продукции.
9. В учебных заведениях США стремятся готовить менеджеров-универсалов:
а) да;
б) нет
10.  Перегрузка менеджеров высшего звена управления характерна для организационной структуры:
а) линейного типа;
б) матричного типа.
11. Для традиционного принципа хозяйствования как составной части процесса управления характерны индивидуализм, имущественное право, самостоятельность решений:
а) да;
б) нет.
12. Современный («экологический») научный подход к работе менеджера по контролю деятельности подчиненных предполагает:
а) утверждение планов по отдельным видам продукции;
б) координацию работы по производству группы продукции;
в) сочетание этих вариантов.
13. Мотивация труда это:
а) планирование деятельности на перспективу;
б) организация работы коллектива;
в) формирование необходимых стимулов;
г) подведение итогов.
14.  Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:
а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.
15.  Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:
а) да;
б) нет.
16. К преимуществам штабной структуры управления относится:
а) повышение персональной ответственности за результаты работы;
б) централизация управления в организации;
в) высокая степень специализации деятельности.
17. Процесс принятия решений начинается:
а) с определения альтернатив;
б) анализа факторов внешней среды;
в) диагностики проблемы;
г) сбора информации о состоянии внутренней среды организации.
18. Оптимальный прием снижения отрицательного воздействия стресса в работе предполагает:
а) делегирование полномочий;
б) тщательное планирование загрузки;
в) организацию работы сверх установленного лимита времени.
19.  Основная цель заключительного контроля в менеджменте заключается:
а) в учете материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
б) предотвращении ошибок в будущем;
в) проверке нормативной документации;г) оперативной корректировке плановых показателей.
 20. Конфликтная ситуация это:
а) синоним слова «конфликт»;
б) основной элемент конфликта;
в) следствие конфликта.
Тест 2. Выберите правильный вариант ответа.
1. Основным лимитирующим показателем деятельности менеджера является:
а) ограничение ресурсов;
б) потребительский спрос;
в) фактор времени;
г) бюрократические барьеры.
2. Впервые необходимость разработки норм выработки была обоснована учеными:
а) школы научного управления (18851920 гг.);
б) административной школы (19201950 гг.);
в)  школы человеческих отношений (19301950 гг.);
г) школы количественных методов (1950 г. настоящее время).
3. Способный менеджер в работе с людьми:
а) беспокоится о том, что они не справляются с поставленной задачей;
б) обращает внимание на то, что они хорошо делают.
4.  Классическая модель японского менеджмента предполагает организацию системы оплаты труда персонала на основе индивидуальных результатов работы:
а) да;
б) нет.
5. Основным критерием оценки эффективности работы менеджеров в Германии является:
а) выполнение текущего плана;
б) получение прибыли;
в) повышение квалификации сотрудников;
г) организация оплаты труда персонала;
д) обеспечение производства ресурсами;
е) охрана труда.
6.  В процессе управления получение и обработка информации о состоянии объекта предшествуют выработке решений:
а) да;
б) нет.
7.  Верным является утверждение, что неформальные коммуникации обладают высокой степенью достоверности:
а) да;
б) нет.
8.  Оптимальным вариантом действий менеджера в условиях лимита времени являеа) отсутствие какого-либо решения;
б) рациональное решение;
в) интуитивное решение.
9. Долгосрочное планирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики это:
а) нонсенс;
б) полезно, но вряд ли возможно;
в) вполне осуществимо.
10. В соответствии с теорией Ф.Герцберга менеджер должен использовать в качестве средств мотивации:
а) повышение уровня оплаты труда всем сотрудникам;
б) признание и одобрение результатов работы;
в) поощрение за выслугу лет;
г) улучшение условий труда.
11. Контроллинг это:
а) текущий контроль;
б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;
в) заключительный контроль.
12.  Можно утверждать, что инновационная деятельность менеджера является следствием «чудесного озарения»:
а) да;
б) нет.
13. Корпоративная культура базируется:
а) на правилах внутреннего распорядка организации;
б) национальных традициях;
в) убеждениях и ценностях, разделяемых большинством сотрудников;
г) общепринятых нормах поведения.
14. Действия менеджера в условиях риска в первую очередь предполагают:
а) определение допустимого уровня риска;
б) оценку рисков;
в) выявление источников риска.
15. Компромисс наилучший способ разрешения конфликтной ситуации:
а) да;
б) нет.
16. Слухи, распространяемые в организации, можно рассматривать как:
а) нежелательное явление;
б) свидетельство приближающегося банкротства;
в) позитивное явление.
17. Либеральный стиль руководства основан:
а) на снисходительности и терпимости к людям;
б) объективности к сотрудникам;
в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.
18. Менеджер должен стремиться быть лидером:
а) формальным;
б) неформальным;
в) сочетающим эти характеристики.
19.   Иерархическую структуру управления используют:
а) на государственных предприятиях;
б) предприятиях всех форм собственности;
в) частных предприятиях;
г) совместных предприятиях.
20. Справедливым является утверждение, что объектом социальной направленности работы менеджера должно быть общество:
а) да;б) нет.
Тест 3.Выберите правильный вариант ответа.
1. В американской модели менеджмента характер принятия решений:
а) коллективный, на основе единогласия;
б) индивидуальный.
2. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:
а) потребители, конкуренты;
б) экономика, научно-технический прогресс.
3. Обратная связь в коммуникационном процессе может повысить эффективность обмена информацией:
а) да;
б) нет.
4.  Структура аппарата управления предприятием определяется, как правило:
а) объемом работы, сложностью продукции, численностью работающих;
б) местом расположения предприятия, принадлежностью к конкретной отрасли, требованиями профсоюза.
5. На глубоких знаниях и большом опыте работы менеджера основано следующее решение:
а) организационное;
б) основанное на суждениях;
в) компромисс;
г) рациональное.
6. Основной лимитирующий показатель в работе руководителя (менеджера) спрос на продукцию предприятия характерен:
а) для социалистической (командно-административной) экономики;
б) рыночной экономики.
7. Элементы коммуникационного процесса это:
а) отправитель, сообщение, канал, получатель;
б) разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача сообщения.
8. Менеджер должен наказывать распространителей неформальных коммуникаций (слухов):
а) да;
б) нет.
9. Основным критерием продвижения по служебной лестнице в американской модели менеджмента является:
а) возраст и стаж работы;
б) личный результат работы.
10. Факторы внутренней среды предприятия это:
а) структура, персонал, технология;
б) поставщики ресурсов, законы. Развитие менеджмента в России сдерживается в первую очередь:
а) отсутствием теории организации и управления производством;
б) дефицитом эффективных менеджеров;
в) бюрократизацией исполнительной власти.
11.  Контроллинг это:
а) текущий контроль;
б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;
в) заключительный контроль.
12. Менеджмент как наука сформировался:
а) в средние века;
б) в конце XIX начале XX в.;
в) после Второй мировой войны.
13. Мотивация труда это:
а) планирование деятельности на перспективу;
б) организация работы коллектива;
в) формирование необходимых стимулов;
г) подведение итогов.
14.  Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:
а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.
15.  Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:
а) да;
б) нет.
16. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:
а) потребители, конкуренты;
б) экономика, научно-технический прогресс.
17. Либеральный стиль руководства основан:
а) на снисходительности и терпимости к людям;
б) объективности к сотрудникам;
в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.
18. Менеджер должен стремиться быть лидером:
а) формальным;
б) неформальным;
в) сочетающим эти характеристики.
19.   Иерархическую структуру управления используют:
а) на государственных предприятиях;
б) предприятиях всех форм собственности;
в) частных предприятиях;
г) совместных предприятиях.
20. Определяющей характеристикой менеджера является:
а) организация и управление в условиях рыночной экономики;
б) стремление к получению прибыли;
в) наличие подчиненных в организационной структуре.

Задание 1. Прочитайте, проанализируйте и назовите наиболее существенные правила и задачи делового разговора.
Правила делового разговора:
Сформулируйте конкретные цели.
Составьте план.
Выберите время, удобное для вас и ваших собеседников, достаточное для разговора.
Выберите подходящее место.
Задачи начала разговора:
Привлеките внимание и создайте атмосферу взаимного доверия.
Подчините свою тактику целям.
Оперируйте “открытыми” и “закрытыми” вопросами.
Старайтесь, чтобы говорили в основном ваши собеседники.
Фиксируйте полученную информацию.
Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели.

Задание 2. Решите проблемную ситуацию.
Ситуация. Предприниматель в течение длительного времени вел переговоры с известной фирмой. Речь шла об инвестициях в его предприятие достаточно большой суммы. На итоговой встрече в тот момент, когда предприниматель произнес стоимость, партнер неожиданно отвел глаза в сторону, резко откинулся на спинку вращающегося стула и развернулся от предпринимателя.
Действия предпринимателя:
Считает, что партнера не устраивает первоначальная сумма инвестиций, и снижает ее.
Решает, что действия партнера не связаны с переговорами, задает несколько вопросов и понимает, что не стоит снижать размеры инвестиций.
Действия партнера:
Не хочет вкладывать первоначальную сумму.
Неожиданно вспомнил, что забыл передать важную документацию другому деловому партнеру, и машинально повернулся к телефону.
Задание: выберите ситуацию, которой, на ваш взгляд, закончились эти переговоры:
Контракт заключают, но предприниматель теряет от первоначальной стоимости три процента.
Контракт заключается на выгодных для предпринимателя условиях.

Задание 3. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.
Умение слушать необходимо менеджеру.
Целью коммуникаций является передача информации.
Получателем информации может быть только индивид (подчиненный, руководитель).
Декодирование процесс восприятия.
Социальные барьеры мешают профессиональному росту.
Взгляд несет очень большую информацию о человеке.
Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
В деловом общении следует избегать книжных слов.
Если изменить свое поведение, то изменится ситуация и реакция партнера.
Регулярные опоздания руководителя говорят о его уверенности и авторитете.
Не надевают в деловой обстановке босоножки.
Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.
Без нарушения трудовой дисциплины жить невозможно.
Как правило, людям не удается контролировать невербальные средства общения, к которым они прибегают.
Причиной недопонимания может быть самовлюбленность работника.
Бизнес и этика понятия несовместимые.
Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.
Руководителям свойственно недооценивать подчиненных.
Успех коммуникации может зависеть от канала передачи информации.
Искажение смысла информации является результатом громоздкой организационной структуры.

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Деловое и управленческое общение. Правила ведения деловых бесед, совещаний. 
2. Как избежать конфликтных ситуаций между работником и управленческим персоналом на предприятии.

























Инструкционно – технологическая карта № 7
Лабораторно – практическое занятие № 7
Тема: Стратегия преодоления конфликтов.
Цель: уметь правильно обходить конфликтные ситуации.
Оборудование: Регистры, калькулятор

Краткий теоретический обзор:
В любом коллективе существует множество противоречий, которые являются следствием деятельности и мнений его членов.
Противоречия в организации - это отношения, противоречия между людьми, её составляющими. Люди, вступая в организации, создают противоречия. Противоречия носят универсальный характер, они присущи всем явлениям, вещам, которые окружают человека.
Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчкам к прогрессу. Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других.
Методические указания или методика выполнения
План выполнения задания
1.Анализ ситуации:
место сложившейся ситуации (организация, рабочее место);
участники ситуации (должность, количество).
2.Определение проблемы:
формулировка проблемы;
возможные причины данной проблемы.
3.Моделирование различных способов разрешения проблемы:
определить степень важности данной ситуации;
разработка возможных вариантов действий, изменений, преобразований для разрешения сложившейся ситуации.
4.Анализ возможностей организации, руководства (выбор конкретных методов, действий, которые организация, учитывая ее финансовое состояние, кадровый потенциал, сложность стоящих перед ней проблем, способна предпринять).
5.Корректировка стиля руководства:
пересмотр некоторых норм, систем отчетности;
определение времени и порядка введения изменений в жизнь предприятия.
6.Управление изменениями:
наблюдение за степенью адаптации работников к изменениям;
анализ эффективности привнесенных изменений.
3.Представление результатов работы.
Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, график, таблица). Выступление представителя от группы должно быть в пределах 10 минут, а предварительно на доске записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают выступление представителя от каждой группы.
4. Подведение итогов работы.

Задание 1
Проблемные ситуации
Вы являетесь руководителем недавно открывшейся организации, пытаетесь четко структурировать отношения внутри коллектива и добиться строгого выполнения дисциплинарных требований. Несмотря на высокую (по меркам города) зарплату, многие ведущие специалисты обращаются с заявлениями об увольнении,
Из беседы двух сотрудников крупного предприятия.
Первый: наш руководитель тиран, и если я не выполню в срок очередное задание, то он меня уволит.
Второй: конечно, он строг, но, выполняя работу в срок, ты сможешь заручиться его доверием.
Почему их мнения столь различны?
Молодой работник на общем собрании сказал: «Мне не хотелось бы об этом говорить, но мне не нравится, что мои руководители решают за меня буквально все. Они совсем не дают мне проявить самостоятельность. Да и к другим работникам относятся также». В роли директора предприятия продумайте ваши действия.
Партия некачественной продукции была выявлена слишком поздно, когда покупатели стали сообщать об этом по номеру телефона «горячей линии».
Работникам предприятия на втором собрании подряд не удается утвердить коллективный договор, так как не достигнуто согласия по ряду вопросов.
Генеральный директор предприятия уволил менеджера по рекламе, так как разработанная им реклама не привела к ожидаемому результату.
Научные сотрудники исследовательского института своевременно предоставляют отчеты о проделанных экспериментах, проявляя изобретательность и неподдельный интерес к своей работе. Однако руководство института не раз обращало внимание на прогулы рабочего времени значительной части своих подчиненных.
Один из работников предприятия уволился, так как привык к конкретной постановке задания и не смог работать, получив самостоятельность при выполнении своей работы.
В организации регулярно появляются слухи о несправедливости и предвзятости руководителя по отношению к своим подчиненным. Это объясняется тем, что за одно и то же нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются разные меры.
На полученную предприятием сверхприбыль руководитель приобрел солидную офисную мебель для своего кабинета, так как деловые партнеры должны быть уверены в стабильности предприятия, а следующая прибыль может быть использована для ремонта основного производственного оборудования.

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Методика решения конфликтов.
Методы поведения в конфликтных ситуациях.







Инструкционно – технологическая карта № 8
Лабораторно – практическое занятие № 8
Тема: Объекты маркетинговой деятельности.
Цель: уметь работать с документами, заполнять стандартные формы первичной отчетности по движению трудовых ресурсов.
Оборудование: НК.РФ. Калькулятор.

Краткий теоретический обзор:
К объектам маркетинговой системы относятся: нужда, потребность, предложение, благосостояние, сделка, квалификация, спрос, деятельность, удовлетворение. В основе маркетинга лежат нужды людей.
Нужда – это испытываемое чувство нехватки чего-либо.
Нужды разделены на:
Физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность)
Социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность)
Личные нужды (знания, самовыражение)
Человеческие нужды порождаются внешними либо внутренними факторами. Удовлетворение нужд происходит в поле жизнедеятельности человека, в том числе и в системе рыночных отношений. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность. Потребность – это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Потребности людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограничены.
Выделяют следующие виды потребностей:
Потребность в самопознании
Потребность в самоутверждении
Социальные потребности
Потребность в самосохранении
Физиологические потребности
Товар – все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления. Все товары, удовлетворяющие нужду, называются товарным ассортиментом выбора.
Спрос – это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени. Он объединяет всех покупателей и состоит из двух элементов – потребностей и денежных средств покупателей.
Выделяют следующие виды спроса:
Отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный спрос, нерациональный (иррациональный).
Отрицательный спрос характеризует состояние рынка, когда значительная его часть негативно относится к продукту. При отрицательном спросе используется конверсионный маркетинг. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса:
Конверсионный маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-то продукту (негативный спрос) на положительное путем переделки продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения. Отсутствующий спрос характеризуется полным отказом от данного вида продукции. При отсутствии спроса используют стимулирующий маркетинг.
Стимулирующий маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является в условиях отсутствия спроса отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями потребителей. Устраняет незнание продуктов потребителями и препятствия к распространению товаров. Основные инструменты стимулирующего маркетинга – резкое снижение цен, усиление рекламы и т.д.
При скрытом, потенциальном спросе используется развивающий маркетинг.
Развивающий маркетинг – это вид маркетинга, используемый в условиях скрытого, потенциального спроса, его задачей является оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный. Его инструменты: разработка продуктов, отвечающим новым потребностям, повышение качества, реклама, имидж продукта.
При падающем спросе используется ремаркетинг.
Ремаркетинг – вид маркетинга, задачей которого является восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления. Его задачи – придание товару новых свойств, проникновение на новые рынки и т.д.
При нерегулярном, колеблющемся спросе используется синхромаркетинг.
Синхромаркетинг – вид маркетинга, задачей которого является поиск способов сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, методов продвижения и других инструментов маркетинга.
При полноценном спросе используется поддерживающий маркетинг.
Поддерживающий маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является в условиях полноценного спроса поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения
системы предпочтений потребителей.
При чрезмерном спросе используется демаркетинг.
Демаркетинг – вид маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса. Его задача – изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации отрицательных рыночных условий. Его инструменты – повышение цен, прекращение рекламной работы.
Нерациональный или иррациональный спрос – это спрос на продукты, вредные для здоровья. При нерациональном спросе используется противодействующий маркетинг.
Противодействующий маркетинг – вид маркетинга, задача которого – убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности.
В настоящее время в связи с повышением социального статуса человека, расширением его прав появилась концепция просвещенного маркетинга.
Спрос является убывающей функцией цены и возрастающей функцией дохода.
Предложение в маркетинговой системе определено стандартом предлагаемого товара
(услуги). Предложение в поле сделки соотносит потребительскую группу с
профессиональной группой. Предложение соотносит стандарт возможного товара (образа) с возможным вознаграждением (заработной платой).
Таким образом, предложение в маркетинговой системе соотносит, с одной стороны (вознаграждением), с другой – потребительскую группу, к которой отнесен потребитель по определенным характеристикам, с профессиональной группой производителя.






Методические указания или методика выполнения
Изучение спроса - начальный этап комплексного изучения рынка, позволяющего определить его обобщающие характеристики. Оценка спроса играет важную роль при анализе возможностей рынка, планировании маркетинга, организации управления.
Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.
Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов: потребность покупателя в данном товаре, доход потребители, цена на этот товар, уровень благосостояния, мнение потребителя относительно перспектив его экономического благосостояния. Потребляя товар, индивид не только должен быть доволен сам, но ему также важна реакция той социальной группы, к которой он принадлежит.
В данном случае стратегия предприятия сводится к следующему: вызвать желание в потребности того товара который предприятие выпускает; иметь потребителя, который желает приобрести этот товар, и среди этих потребителей осуществить спрос на этот товар.
Возможны 2 рычага воздействия на покупателя:
«играть» на товаре, его привлекательности;
Иметь как можно меньше сдерживающих факторов между теми, кто желает, и теми, кто приобретает товар.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по данной цене, устанавливается строгое соотношение.
Спрос это полный объем продукции, который может быть закуплен определенной потребительской группой на определенной географической территории за определенный период и в определенной маркетинговой обстановке при определенней программе маркетинга.
C = N
· M
· B
· K, (1)
где N число покупателей;
М место;
В время;
К - средний коэффициент совершения покупки.

Задача 1
Определить 5 типов потребителей, классифицировав их по следующим характеристикам:
- пол
- возраст (молодежь, средний возраст, пожилые люди)
- доход (низкий, средний, высокий)
- профессиональный статус (рабочий/служащий, менеджер, бизнесмен)
- семейное положение (холост, молодая семья, семья со стажем)
- место проживания (мегаполис, небольшой город, село)

Задание 2
Разработать маркетинговые мероприятия для товаров, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.

Задание 3
1. Определить потребности и товары их удовлетворяющие по следующим критериям:
1. По возрасту 2. По доходу 3. По полу 4. По семейному положению

Потребность
Товар


16- 23 лет
25 -35
35 - 45
старше 50

1.





2.





3






малоимущие
средний доход
высокий доход

1.





2.





3.






женщины
мужчины

1.



2.



3.




холост
молодая семья
большая семья со стажем

1.




2.




3.





Задание 4.
Приведите примеры потребностей, удовлетворяемых с различной частотой. Укажите товары, удовлетворяющие эти потребности
а) потребность, удовлетворяемая ежедневно;
б) потребность, удовлетворяемая один раз в неделю;
в) потребность, удовлетворяемая один раз в месяц;
г) потребность, удовлетворяемая один раз в год;
д) потребность, удовлетворяемая один раз в 5 лет; в 10 лет;
е) потребность, удовлетворяемая чрезвычайно редко;

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
Какую роль играет маркетинг на предприятии.
Что такое среда маркетинга?










Инструкционно – технологическая карта № 9
Лабораторно – практическое занятие № 9
Тема: Ценовая политика. Сбор информации о ценах.
Цель: правильно и грамотно рассчитывать оптовую и розничную цену. Правильно формировать ценовую политику предприятия.
Оборудование: опорный конспект лекций, калькулятор.

Краткий теоретический обзор:
Собирая и обрабатывая информацию по ценам, фирма должна изучить:

· рынок, на котором она продает свои товары;

· все потенциальные возможности производимого товара;

· свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;

· решения правительства.
Для принятия верного и обоснованного решения по ценам необходимо иметь следующий перечень информации:
Рынок и товар

· сегменты рынка, в которых реализуется товар;

· требование, предъявляемое покупателем к товару;

· географическое положение;

· новизна товара;

· емкость рынка;

· качество товара по сравнению с товаром конкурентов;

· основные конкуренты;

· соответствие товаров товарам конкурентов по ценам;

· перспективы роста объема продаж;

· способность удовлетворять потребности покупателя, в том числе перспективные;

· конъюнктура рынка в течение двух лет;

· необходимость модификации, в том числе в соответствии с требованиями покупателей;

· восприятие цены товара покупателем.
Конкуренция на рынке. Политика правительства

· влияние на рынок политики правительства;

· конкурирующие товары в продаже;

· доля рынка конкурентов;

· влияние на отдельные фирмы;

· возможности изменения цен;

· финансовое положение конкурентов;

· предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка;

· официальные данные о прибылях и убытках.
Производство и затраты. Выручка от реализации и прибыль

· объемы производства и складские запасы товаров у фирм в настоящее время;

· соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами по различным товарам, выпускаемым фирмой;

· затраты, соответствующие данному уровню складских запасов;

· влияние объемов производства на выручку от продажи и прибыль;

· влияние на затраты изменения объемов производства и складских запасов;

· удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и отличие его от аналогичного показателя конкурентов;

· затраты, имеющие отношение к принятию решения по вопросам цен.
Фирма должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать информацию собственными силами, то необходимо обратиться к услугам фирм, специализирующихся на аналогичных исследованиях.


Методические указания или методика выполнения
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЦЕН
Методы расчета цен весьма многообразны. Существуют затратные, экономические и рыночные методы ценообразования.
Затратные методы ценообразования обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины.
К рыночным методам ценообразования относятся:
1) метод текущей цены;
2) метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования.
К экономическим методам ценообразования относят следующие методы:
1) метод удельных показателей;
2) метод регрессионного анализа;
3) балловый метод;
4) агрегатный метод.
Выбрав один из методов ценообразования, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену.

Задача 1
Выстроите в логическую цепь следующие пункты методики расчета исходной цены:
Оценка издержек;
Выбор метода ценообразования;
Постановка задач ценообразования;
Анализ цен и товаров конкурентов;
Установление окончательной цены;
Определение "спроса.

(

(

(

(

(


Рисунок. Пункты методики расчета исходной цены
Задание 2
Распределите в нужном порядке следующие варианты стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества:
Стратегия показного блеска;
Стратегия ограбления;
Стратегия повышенной ценностной значимости;
Стратегия премиальных наценок;
Стратегия низкой ценностной значимости;
Стратегия завышенной цены;
Стратегия глубокого проникновения на рынок;
Стратегия доброкачественности;
Стратегия среднего уровня.



Цена




Высокая
Средняя
Низкая

Качество товара
Высокое





Среднее





Низкое










Рисунок. Варианты стратегии маркетинга применительно к показателям цены

Задание 3. Напишите формулу, по которой определяется цена на новые изделия с возмещением издержек производства, используя следующие ее составляющие:
Ц цена нового изделия;
С фактические издержки производства изделия;
А административные расходы и расходы по реализации;
Р средняя норма прибыли на данном рынке.


Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
Что такое производительность труда.
Повышение производительности труда персонала и ее основные показатели

























Инструкционно – технологическая карта № 10
Лабораторно – практическое занятие № 10
Тема: Организация рекламной компании.
Цель: умение организовывать работу рекламной службы.
Оборудование: опорный конспект лекций.

Краткий теоретический обзор:
Рекламная кампания - несколько рекламных мероприятий, объединенных одной или несколькими целями, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.
Зарубежный и отечественный опыт в области рекламы показывает, что комплексное и последовательное проведение рекламных мероприятий, разработанных с учётом маркетинговой стратегии, даёт значительно больший эффект, чем отдельные, не связанные между собой общей целью и разобщённые во времени.
Эффективность рекламных кампаний достигается также за счёт широкого использования массовых средств рекламы, одни из которых дополняют и усиливают действие других. Рекламные мероприятия должны иметь одну форму, одну гамму цветов и, в конечном итоге, составлять вместе единое целое.
Цели проведения рекламной компании могут быть самыми разнообразными: внедрение на рынок новых товаров, услуг; стимулирование сбыта товаров или увеличение объёма реализации услуг; переключение спроса с одних товаров на другие; создание благоприятного образа фирмы и товара; обеспечение стабильности представлений у покупателей и партнёров о товаре или фирме.
Продолжительность рекламной компании зависит от поставленной цели, особенностей объекта рекламирования, масштабов кампании.
Методические указания или методика выполнения
Используя опорный конспект лекций , а также на примере хозяйствующего субъекта, находящегося на территории вашего района выполнить практическое задание.

Задача 1
Разработать план рекламной кампании для товаров выбранной фирмы. Определить цели, задачи, ЦА, средства рекламы.

Задача 2
 Воссоздайте последовательность этапов рекламной кампании с помощью следующих элементов:
1) Подготовка концепции рекламного обращения.
2) Составление графика размещения рекламных мероприятий во времени.
3) Выбор средств рекламы и каналов ее распространения.
4) Создание и испытание рекламы.
5) Определение направления и темы рекламы.
6) Осуществление рекламной кампании по графику намеченных акций.
7) Описание целевой аудитории.
8) Постановка задач рекламной кампании.
9) Оценка результатов, контроль эффективности рекламной кампании.
10) Формирование бюджета рекламной кампании.
 
Задача 3
Торговый дом «Кремлевский» в рамках стимулирования продаж разместил купоны в газете, тираж которой 1 000 000 экземпляров. Предъявителю купона бесплатно предоставляется продукция на 250 руб. Затраты на размещение каждого купона – 10 руб. Ожидаемый коэффициент выкупа – 10%. средняя прибыль на каждого покупателя – 50 руб. Число покупателей увеличилась на 100 000 чел./неделю. Сколько недель потребуется на то, чтобы акция окупилась?
 
Задача 4
Туристическое агентство «Волна» для стимулирования сбыта услуг разработало комплекс рекламных мероприятий, реализация которых за период с февраля по апрель обошлась компании в 48500 руб. Дополнительная прибыль, полученная компанией в эти месяцы, составляла 32 140, 55 230 и 61 400 руб. соответственно. Рассчитайте эффективность рекламных акций, если до их проведения среднемесячная прибыль агентства была 320 770 руб.

Вывод: Сделайте вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Использование приемов и средств стимулирования сбыта российскими предприятиями.
2. Спонсоринг в деятельности современных предприятий.





























CПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Грибов В.Д, Грузинов В.П,Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие - М.:КНОРУС, 2012.
Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: учебное пособие – М.:ИНФРА – М, 2012.
Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: учебник - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М,2012.
Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия). – М.: Финансы и статистика, ИНФРА – М, 2011.
Растова Ю.И., Малахов Р.Г. Горянская О.А. Экономика организаций (предприятий) в схемах: учебное пособие – М.: Эксимо, 2011.
Сафронов Н.А.Экономика организации (предприятия): учебник – Магистр, 2011.
Чечевицына Л.Е., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия: учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Шевчук Д.А. Экономика организации: учебное пособие - Ростов- на -Дону: Феникс, 2011.

Список электронных источников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook010/book/index/index.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку
преподавателя Маминовой З.В.:
«Методические рекомендации по организации лабораторно – практических работ обучающих по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для СПО специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции как средство организации самостоятельной работы учащихся на занятиях в рамках лабораторно – практических занятий.
Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, содержание инструкционно-технологических карт включает информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы, соответствуют рабочей программе и квалификационной характеристике профессии.
Содержание методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки учащихся по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции и способствует формированию технологической грамотности, профессиональной самостоятельности.
Инструкционно - технологические карты, представленные в методической разработке, имеют большое практическое значение, могут быть использованы как на учебном занятии, так и для контроля и коррекции практических навыков учащихся в ходе учебной и производственной практики на предприятиях Корочанского района, Белгородской области.
Материалы , используемые в инструкционно – технологических картах могут использоваться для самостоятельного изучения учащимися отдельных тем, работы в индивидуальном режиме, для контроля, само – и взаимоконтроля результатов учебной деятельности.
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин.
В целом работа имеет практическую направленность и рекомендована методическим объединением ОГАПОУ «Корочанский СХТ» к использованию в образовательном учреждении.

Рецензент ____________/______________/

Должность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3'ђ Заголовок 415