Социально-экономическое развитие Англии в XVIII веке.


Социально-экономическое развитие Англии в XVIII веке.
Цель: проследить процесс разрушения аграрного общества и становления индустриального.
Задачи: развивать умения ставить проблемы и решать их;
формировать у учащихся умения составлять план и работать по нему;
развивать навыки само- и взаимооценки.
Актуализация знаний
Какие изменения происходят в Новое время в странах Европы? (переход от аграрного общества к индустриальному)
Перечислите признаки разрушения аграрного общества
Вспомните, какие признаки разрушения аграрного общества наблюдаются в Англии к концу XVI – началу XVII вв? (ростет число городов, складывается внутренний рынок, развитие сукнодения (82% экспорта), рост числа суконных мануфактур, появляются «новые производства», огораживание)
Активно развиваются капиталистические отношения
Создание проблемной ситуации
Если основа английской экономики – это сукнодение (82 % экспорта), то как изменяются доходы капиталиста, вкладывающего деньги в сукноделие? (будут расти)
А теперь посмотрим, как меняется жизнь рабочих, трудившихся на этого капиталиста (положение рабочих остается плохим)
Формулирование проблемы
Почему развитие промышленности Великобритании приносило прибыль капиталистам, но не улучшало положение рабочих?
Гипотезы
Какие предложения, версии, гипотезы у вас есть?
Открытие нового знания
Используя текст параграфа, докажите, что хозяйство Великобритании процветало
Однако к этому времени ручной труд и мануфактура в Англии себя исчерпали. К тому же колонизация Индии англичанами в середине XVIII века привела к большому поступлению на английский рынок индийских товаров. Эти товары были прочнее, мягче и дешевле английских.
Следовательно, английским предпринимателям, чтобы не проигрывать в конкурентной борьбе индийцам, нужно было сделать производство своих товаров более дешевым. Как этого добиться? (если дети затрудняются, нужно задавать наводящие вопросы)
В середине XVIII века происходят изменения в технике и организации производства.
Опишите схему, используя текст под этой схемой

Совместно с учениками учитель делает вывод, что изобретение машин ускорило процесс производства. Работа с терминами мануфактура, фабрика, промышленный переворот. В Англии активно создают новые предприятия, на которых труд людей заменяют машины, а люди лишь их обслуживают.
Переход от ручного труда к машинному, наш взгляд, должен был сильно изменить жизнь англичан? Давайте проверим и знаем о последствиях промышленного переворота.
3. Работа в парах. Составьте список положительных и отрицательных последствий внедрения машин для жителей Англии. С. 233 – 235.
Положительные последствия Отрицательные последствия
Рост городов
Увеличения производства товаров
Складываются классы
Рост образования Безработица
Снижение зарплаты
Рост рабочего дня
Женский и детский труд
Борьба за свои права -
4). Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Владельцы фабрик быстро заметили, что эксплуатировать детей выгоднее, чем взрослых: им можно меньше платить, и они не в состоянии отстаивать свои интересы. На фабриках работали даже дети семи, шести и пяти лет. Рабочий день начинался в половине шестого утра и продолжался до восьми — девяти часов вечера, т. е. четырнадцать — пятнадцать часов в сутки.
В течение всего рабочего дня дети стояли у машин. Присел отдохнуть — штраф, разговорился с соседом — штраф, не поставил масленку на место — штраф.
На хлопчатобумажных фабриках того времени в рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. Хлопковая пыль так насыщала воздух, что все казалось как в тумане. Вдоль длинных рядов машин двигались маленькие фигурки. К ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. Два раза в день устраивались получасовые перерывы для еды. Но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. Принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.
Дети работали и под землей, в шахтах. Там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. Самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки.
Учиться, досыта есть, читать книги — все это для малолетних рабочих, прикованных нуждой к фабричным станкам, было несбыточным, как сказка
В каких условиях работали дети?
Почему капиталисты использовали труд женщин и детей?
Почему рабочие продолжали трудиться в таких условиях?
Применение нового знания
Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? Какие гипотезы верны? (Примерные ответы: стремясь победить конкурентов, в погоне за прибылью, капиталисты увеличивали рабочий день, сокращали заработные платы, вводили системы штрафов. Наемные рабочие вынуждены были трудится в таких условиях, т.к. были лишены собственности других источников существования и могли жить только продажей своей рабочей силы.
Рефлексия
Представьте себя на месте сына или дочери капиталиста, который посетил своего отца и увидел, как живут рабочие. Будете ли вы испытывать угрызения совести?
Самооценка
На парте листы самооценки и взаимооценки работы в паре, сначала оцените себя, потом поменяйтесь листами и оцените своего соседа по парте.