Перспективный план по ознакомлению с предметным, социальным миром, миром природы по старшей группе


Содержание работы по основной образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с предметным, социальным миром, миром природы
Тема недели № Конспекта
ООД Тема ООД Целевые ориентиры Источник
Сентябрь
I
«День знаний» 1 «Детский сад» Показать детям общественную значимость детского сада .Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать за их труд, бережно к нему относиться.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28
II
«Наш город, моя улица» 2 «Саратов –наш город родной» Знакомство детей с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории, культуре.Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. С.В.Катков «Мелодии Саратова», Н.И.Вардугин «Саратовская азбука», «Встретимся в Саратове».
III
Береги себя» 3 «Правила поведения на детской площадке» Расширять представления детей о правилах поведения. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.26; Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».
IV
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
4 «О доброте и жадности» Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми. В.И.Петрова , Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», Л.А.Загуменная «Социально-личностное раэвитие дошкольников». Стр.44
Октябрь
I
«Осенняя пора» 5 «Экологическая тропа осенью» Расширять представления об объктах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. О.А.Соломенникова «Ознакомлениесприродой в детском саду», стр.38
II
«Дары осени» 6 «Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. О.А.Соломенникова «Ознакомление сприродой в детском саду», стр.36
III
«Животные жарких и холодных стран» 7 «Как животные помогают человеку» Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас. О.А.соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.55
IV
«Неделя спорта» 8 «Физкультура и здоровье» Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.109, И.М.Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни», стр.54; Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Стр.15.
Ноябрь
I
«Страна, в которой мы живем» 9 «Мы - россияне» Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Формировать у детей представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей родной стране. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.68
II
«Мой дом» 10 «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.20
III
«Путешествие в мир прошлого предметов» 11 «Путешествие в прошлое лампочки» Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.41; Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», стр.14
IV
«Экологическая тропа» 12 «Природа живая и неживая»
Формировать представления у детей о природе. Расширять представления о разнообразии животного мира, о том , что человек –часть природы, и он он должен беречь. Охранять и защищать ее. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»; О.А.Соломенникова «ознаковление с природой в детском саду» стр.63; Н.Ф.Дик «Развивающие экологические занятия для детей», стр.29.
Декабрь
I
«Зимушка – зима» 13 «Зимние явления в природе» Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.57; Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.87.
II
«Народная культура и традиции» 14 «В гостях у городецких мастеров» Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями. Учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.38
III
«Птицы зимой»
15 «Покормим птиц» Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 37; Н.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» , стр. 81
IV
«Новогодний праздник» 16 «Скоро новый год. Новогодние традиции» Формировать первоночальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Н.Г.Зеленова «Мы живем в Росси», стр.50.
Январь
II
«В гостях у сказки» 17 «Путешествие в страну сказок» Продолжать знакомить детей с фольклором, жанром сказки, ее строением. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу по содержанию сказки. Воспитывать положительное и отрицательное отношение к героям сказки. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» , стр.106.
III
«Зимние забавы» 18 «Игры во дворе» Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».стр.32
IV
«Неделя здоровья» 19 «Правила здоровья» Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и «солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья». Формировать представления о факторах разрушения здоровья, о вредных привычках.
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья для детей 5-8 лет», «Букварь здоровья» стр. 58-61.
Февраль
I «Мир транспорта» 20 «Знакомство с городским транспортом» Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам . Воспитывать культуру поведения на улице. Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр.31
II
«Мир дружбы» 21 «О дружбе и друзьях» Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.25
III
«Российская Армия» 22 «Российская Армия» Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями –пограничник, моряк, летчик и др. Воспитывать желание быть сильным, смелым, выносливым, чтобы стать защитником Родины. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.38
IV
«Мир профессий» 23 «В гостях у кастелянши» Познакомить детей с новой профессией, с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать эмоциональное. Доброжелательное отношение к ней. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей разных профессий.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.35.
Март
I
«Праздник мам и бабушек» 24 «Моя семья» Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям –членам семьи. Обсудить, как дети могут помочь маме дома. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.22
II
«Весна – красна» 25 «Весеннее пробуждение природы» Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе. Воспитывать любознательность. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», «Здравствуй, мир», стр.272-275.
III
«Подводный мир» 26 «Путешествие на морское дно» Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов. М.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр.37;
IV
«Мир комнатных растений» 27 «Мир комнатных растений» Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,стр.66.
Апрель
I
«Я в мире человек» 28 «Мои родственники» Формировать интерес к своей родословной. Помочь детям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Воспитывать уважение к окружающим и близким людям. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», стр.8; В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.36
II
«Космическая неделя» 29 «День космонавтики» Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос –это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т.д. Воспитывать в детях гордость за свою страну. Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание», стр.103;
III
«Во саду ли в огороде» 30 «Весенняя страда» Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, творчество, инициативу. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.73
IV
«Лес –наше богатство» 31 «Леса и луга нашей Родины» Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр71
Май
I
«Этот день Победы» 32 «День Победы» Закрепить знания детей о том, что 9 Мая –День Победы. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.84; Алешина, стр.134; Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.183.
II
«Неделя безопасности» 33 «Правила поведения на природе» Развивать у детей понимание того, что планета Земля –наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы , насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр.70; К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 47;
III 34 «Солнце, воздух и вода –наши верные друзья» Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека .Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77;
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.108
IV 35 «Весна кончается –лето начинается» Уточнить и обобщить представления о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. Развивать любознательность. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» , стр. 184